Обучение игре на гитаре. Максим Чигинцев
Мои ученики
Мои ученики в основном взрослые люди, которые занимаются музыкой как хобби, поэтому уделяют занятиям ровно столько времени, сколько позволяют им работа и семья. Я провожу как очные, так и заочные занятия и в своей работе, помимо технической грамотности, всегда обращаю особое внимание на красоту исполнения, а это означает работу над звукоизвлечением и выразительностью. Кроме того, моих учеников часто интересует не только исполнение, но и создание своих аранжировок, таким образом, по мере сил и знаний, на уроках мы разбираем процесс их написания и ниже есть примеры, где ученик исполняет то, что написал сам.
Когда появляется некоторый опыт исполнения, возникает желание поиграть вместе и, в засисимости от формы обучения, появляется либо реальный, либо виртуальный оркестр или ансамбль с разным количеством исполнителей.
Ансамбли
Ансамблей немного, я практически ими не занимался, так как долгое время преподавал онлайн. Формат дистанционного обучения затрудняет ансамблевое исполнение, тем не менее, несколько произведений мы сыграли удалённо, правда пришлось повозиться с монтажом видео и аудио.
Это произведение я сочинил в 2012 году, у него есть несколько вариантов для разных составов музыкантов, а также для одной гитары. На видео участники моей школы-форума.
В конце учебного года (2024) некоторые из учеников собрались и записали мне в подарок маленький оркестр. Очень приятно. Спасибо! Особенно вторую половину было интересно посмотреть.
Аранжировка: М.Чигинцев
Очень нравится эта композиция, в своё время впечатлился записью дуэта Clémence / Jean-Baptiste Maunier. Послушайте, кто не слышал. В этой партитуре некоторые части досочинил, но получилось отлично. Запись 2012 года.
Первая пробная запись дуэта Марины и Антона. Первый опыт игры в ансамбле, но уже звучит очень неплохо. Не окончательный вариант, но пока что есть.
Аранжировка: М.Чигинцев
Новогодний онлайн-оркестр учеников 2015.
Валерий (заочно)
С Валерием долгое время мы занимались заочно. Кроме освоения тонкостей исполнения, учились писать аранжировки. Мне нравится у Валерия музыкальность и выразительность исполнения, есть врожденное чувство мелодии, его приятно слушать, исполняет от души.
Аранжировка: В.Пельменев / М.Чигинцев
Хорошая музыка, хорошая песня. В исполнении есть ритмическая неточность, но в целом эта запись мне нравится.
Аранжировка: М. Чигинцев
Здесь отдельной похвалы заслуживает чёткоё ведение такого ритмического элемента, как свинг. Ученикам свинг вообще даётся непросто, а уж выдержать его до конца стабильно удаётся далеко не каждому. Обратите также внимание на глушение басов, они не расплываются, не накладываются друг на друга, не гудят. Звучат сухо, одинаковыми длительностями, приёмом non-legato. Это придаёт исполнению дополнительную фактурность, контрастность в звучании голосов, как будто в ансамбле звучит контрабас или бас гитара.
Алексей (очно-заочно)
Самый юный мой ученик, на видео Алексею 7 лет. Удивительный ребёнок, удивительные родители. Способности феноменальные. За один год обучения он освоил около 30-ти произведений!
Валерий (очно)
C Валерием начали заниматься в ноябре 2022 практически с нуля. За это время Валерий проделал огромную работу и достиг впечатляющих результатов. Очень способный и работоспособный ученик. Быстро учится.
Аранжировка: М. Чигинцев
Песенка вроде бы не сложная, но это только кажется. Чтобы сыграть с такой лёгкостью это произведение, нужно было приложить немало усилий. Именно лёгкость и точность исполнения хотел бы тут отметить. Над самочувствием во время игры, над движением и дыханием мы работаем специально, это позволяет исключить зажимы на раннем этапе.
Уже не отличить от моего исполнения! Отличное чувство ритма. Здесь сложные синкопы, основанные на мелкой пульсации шестнадцатыми. Целиком на таком уровне пока записать не получается, выносливость и стабильность придёт со временем. Для второго года обучения это результат, о котором можно только мечтать.
Яна (очно-заочно)
Изначально играла на электрогитаре, но также захотела освоить классическую и акустическую гитару, где совсем другая техника и специфика звукоизвлечения. Работаем над классической постановкой, но до конца ещё не удалось поставить правую руку, на видео ещё заметен небольшой разворот ладони наружу, свойственный медиаторной технике. Будем продолжать работать.
Аранжировка: Яна Комбарова | Максим Чигинцев
Первая учебная аранжировка Яны.
Алексей (заочно)
С Алексеем мы довольно давно занимаемся обучением аранжировке дистанционно. Имеет свой канал на ютубе. По количеству написанных аранжировок Алексей уверенно удерживает первенство среди моих учеников. Работает с увлечением, внимателен к деталям, бережно относится к исходному музыкальному материалу. Приятно работать в соавторстве с таким учеником. Иногда играет в перчатке или с пластырем на большом пальце правой руки из-за сухости кожи, которая не позволяет извлекать мягкий басовый звук. Алексею не всегда хватает техники сыграть то, что мы написали и некоторые наши аранжировки я обязательно сыграю и запишу сам.
Аранжировка: А.Васильев | М.Чигинцев
Аранжировка: А.Васильев | М.Чигинцев
Аранжировка: А.Васильев | М.Чигинцев
Аранжировка: А.Васильев | М.Чигинцев
Аранжировка: А.Васильев | М.Чигинцев
Надежда (очно-заочно)
С Надей занимались и очно и заочно. Очень талантливая и музыкальная от природы. Играет серьёзно, глубоко, выразительно.
Аранжировка: А.Васильев | М.Чигинцев
Аранжировку написал мой ученик Алексей Васильев.
Аранжировка: Н.Косова | М.Чигинцев
Эту композицию Надя очень хотела сыграть, но готовой аранжировки для гитары не было. Попросила меня взять эту тему как учебный материал, в итоге мы вместе шаг за шагом сделали её для гитары. Видно, что Наде эта музыка близка, играет с полным пониманием. Очень важно играть тот музыкальный материал, которую чувствуешь и понимаешь.
Антон (очно)
Антон - инженер-авиатехник, а в свободное от самолётостроения время учится играть на классической гитаре.
Обычно произведения из стандартного учебного материала музыкальных школ я не использую в обучении, но здесь Антон сам захотел. Обратите внимание на лёгкость, воздушность исполнения, а также на точную передачу трёхдольной пульсации. Так понравилось, что два раза записал подряд, а Антон два раза сыграл со стабильным результатом!
Аранжировка: М.Чигинцев
Марина (очно)
С Мариной занимаемся с нуля начиная с сентября 2022 г. Дисциплинированна, внимательна, старательна. Уроки проходят весело! Для начинающего музыканта у Марины очень внимательное отношению к качеству звукоизвлечения и к фразировке. Я в первом классе и близко так не звучал.
Аранжировка: М.Чигинцев
Запись на камеру даётся нелегко, но мы справились. Это первый год обучения. Все мелодические ноты выдержаны, не оборваны (кроме одной фа-диез на 4 струне), хорошо выделяются по громкости. На первый взгляд аранжировка не сложная, но это обманчивое впечатление. Для начинающего гитариста тут много не самых простых позиций, требующих особой аккуратности и точности работы левой руки. Мелодическая линия вплетена в арпеджио и часто уходит на третью и четвёртую струны, то есть в середину фактуры и их там надо слушать и контролировать по длительности и динамике, для начинающего это сложная задача.
Аранжировка: Л.Шумидуб (ред. М.Чигинцев)
Леонид (очно-заочно)
Леонид - потенциально отличный музыкант, чувствует, слышит, понимает. После длительной работы над звукоизвлечением наконец-то удалось добиться правильного тона, на это потребовалось действительно много времени и терпения. Но без звука никуда, поэтому решали первостепенную задачу, благо Леонид проявил заинтересованность в этом важнейшем аспекте. Осталось подтянуть техническую сторону, чем и занимаемся. Записей пока почти нет, но они будут обязательно.
Аранжировка: М.Чигинцев
Послушайте какое звукоизвлечение! Конкретно на этом уроке мы учились играть мелодические ноты приёмом апояндо, при этом добивались красивого тона, певучести, плотности, избегая излишней резкости и острой атаки.
Екатерина (очно-заочно)
Самый настойчивый и любознательный ученик у меня. Столько вопросов, сколько задаёт Катя на уроке - не задаёт никто. Весь урок могу только на вопросы отвечать. Жажда знаний и любовь к музыке с детства.
К сожалению до конца доиграть произведение на записи не получилось.
Аранжировка: М.Чигинцев
На записи правая рука сползла к подставке, что дало резковатый тембр звука, но несмотря на это сыграно очень неплохо.
Евгения (очно)
Женя - одна из немногих учеников, которая играет также и на семиструнной гитаре. Эрудированная и амбициозная. Пришла ко мне уже с некоторой подготовкой но, как это часто бывает, и с некоторыми заученными проблемами. Поначалу мои требования воспринимала в штыки и только через некоторое время осознала практическую пользу от моих пожеланий. Мы начали потихоньку двигаться в правильном направлении. Маленькими шагами, спотыкаясь, но двигаться! Мы пока в самом начале обучения, есть над чем работать, с целеустремлённостью у Евгении проблем не наблюдается. Все поставленные цели будут достигнуты.
Алексей (очно)
Аранжировка: М.Чигинцев
Не на все ноты попал, но зато качает. И нота Си удалась, которая самая высокая в припеве на "скоро расс-ВЕТ, выхода НЕТ". Отдельно тренировали звучание этой ноты.
Сергей (заочно)
Сергей - дистанционный ученик. Начал у меня учиться не с нуля, а после длительного самообучения, со множеством неправильных навыков, которые надо было исправлять и переучивать. Надо отдать должное Сергею, критики от меня ему досталось немало поначалу, но его это не сломало. Это тот случай, когда требовательность пошла на пользу ученику. Были проблемы и со связностью звучания и с ритмом и со звуком и с фразировкой, но Сергей работает и добивается отличных результатов.
Аранжировка: М. Чигинцев
Обратите внимание как выразительно звучит мелодический голос в фактуре. Мелодические ноты явно выделяются по динамике, а гармонические ноты не мешают их звучанию. В результате музыкальная ткань воспринимается объёмно и контрастно. Шестидольная пульсация хорошо выдержана, акценты на относительно сильных долях присутствуют. Можно придраться к небольшим ритмическим неточностям и нарушениям связности нот в некоторых местах, но в целом это достойное исполнение.
Аранжировка: М. Чигинцев
В этой композиции основную сложность представляют синкопированные мелодические ноты под лигой начиная с 0:40. Их нельзя укорачивать, иначе мелодия не будет "плыть" над строгой ритмической структурой аккомпанемента. Для того, чтобы эти ноты не обрывать, их надо слышать и контролировать во время игры следующих гармонических и басовых нот, что требует тренировки определённого слухового навыка.
Аранжировка: М. Чигинцев
Константин (заочно)
Занимаемся с Константином дистанционно. Несмотря на некоторые ограничения, которые накладывает удалённый формат, Константину удалось добиться хороших результатов.
Аранжировка: М.Чигинцев
Достаточно сложное произведение, много баррэ, арпеджиато, проведение мелодической линии в разных регистрах. Константин со всем справился и даже выдержал до конца правильную шестидольную пульсацию, с акцентом на относительно сильной 4 доле. Показал отличное чувство метра.
Аранжировка: М.Чигинцев
Душевно и лирично получилось. Отличная связность ведения мелодии, ни одного оборванного звука в фактуре, все линии проведены, дослушаны. Фразы грамотно построены.
Евгений (очно)
У Евгения до наших уроков уже был некоторый опыт обучения как самостоятельно, так и с помощью разных онлайн-курсов. В случае с Евгением требовалось скорее не обучение, а "лечение". Под "лечением" я подразумеваю ситуации, в которых нужно искоренять неправильные навыки, что довольно сложно. Гораздо проще научить с нуля, чем переучивать накрепко заученное. Такую работу провожу исключительно по желанию ученика, предварительно убедившись в том, что ученик понимает зачем это нужно и сколько времени займёт. У Евгения изначально была очень хаотичная и рваная манера игры. Присутствовали зажимы, которые не давали играть свободно, легко, выразительно. Была и другая частая проблема - отсутствие навыка слушать себя при игре, а также отсутствие понимания что именно нужно слушать, чтобы звучать красиво. Мы с Евгением приложили немало усилий и потратили много времени, чтобы добиться такого результата как сейчас. Продолжаем работать.
Аранжировка: М.Чигинцев
Спокойно, мелодично, выразительно, внятно. Отлично получилось.
Дмитрий (заочно)
Один из самых первых моих учеников, начали заниматься где-то в 2014. Сохранилась одна запись, которая мне очень нравится.
Для учеников я сочиняю небольшие произведения в виде упражнений на определённый вид техники. Или упражнения в виде произведений. Это одно из них. Здесь отрабатывается связное звучание мелодического голоса по первой струне при смене аккордовых позиций. Дмитрий справился с задачей и видео получилось прямо артистичное какое-то. С настроением.