Обо мне и музыке


Почему гитара?

Началось все с обычного детского интереса и обычной районной музыкальной студии. Дома был проигрыватель, много пластинок и часто звучала музыка Анны Герман, Муслима Магомаева, разнообразных ВИА, музыка кино, инструментальная музыка, а также гитаристов - Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Фрэнсиса Гойя и других. Видимо, под влиянием той музыки, которую я чаще слушал и обложек пластинок, на которых исполнявшие ее участники ВИА и барды были изображены, естественно, с гитарами, выбор инструмента был сделан в пользу гитары, хотя с таким же успехом я мог бы пойти учиться на скрипке или фортепиано, если бы чаще слушал и видел этих исполнителей.

Школа - училище - консерватория

Подробно на этапах своего обучения здесь останавливаться не буду, скажу только, что прошёл полный путь профессионального музыкального образования: музыкальная школа, училище, консерватория, магистратура. Везде красные дипломы. Во время обучения играл стандартный классический репертуар, который играют все студенты. Обязательность музыкальной программы в учебных заведениях, бесспорно, играет важнейшую роль в образовании музыканта, но у многих этот специфический репертуар, в итоге, напрочь отбивает охоту заниматься музыкой.

После окончания консерватории я настолько устал от постоянной гонки за повышением сложности и темпа исполнения, что уже думал, что никогда и ни за что больше не подойду к инструменту. Дома не брал гитару в руки вообще, играл только когда преподавал в школе и музыкальном училище.

Музыка для себя

Так было до тех пор, пока мне не пришла в голову простая мысль: я много лет играл то, что было надо и правильно, а сейчас мне ничего не мешает играть то, что хочу. Так я впервые в жизни начал играть для себя.

В результате пересмотрел многие аспекты своей игры, по-другому расставил приоритеты. Понял, что быстрое и техничное исполнение мне не подходит, от природы я больше склонен к спокойной, мелодичной, выразительной манере игры. Как следствие, стал больше уделять внимание фразировке, связности, качеству звукоизвлечения. Наиболее близкой по стилю и настроению для меня оказалась как раз музыка советской эпохи.

Классическая техника для неклассической музыки

Гитара обычно воспринимается как инструмент на котором, при желании, может научиться играть каждый, если не за неделю, то за месяц точно. Можно сказать, что на гитаре играют все. Гитара - это отдых, гитара - это общение, гитара - это романтика и песни у костра. И с этим я полностью согласен, сам при случае так провожу время, но гитара способна на большее.

О том, что на той же гитаре можно играть серьёзные классические произведения по нотам, учиться для этого десятилетиями, оттачивать в каждодневных занятиях мельчайшие технические нюансы, знают далеко не все. Что для фортепиано или скрипки само собой разумеется - для гитары кажется чем-то странным. А все просто: классический музыкант, будь то пианист, гитарист или скрипач - это в первую очередь специалист с высшим музыкальным образованием. Инструмент и репертуар могут быть разными, но слышание, понимание музыки и техника исполнения все равно останутся классическими.

Гибридный велосипед

В результате я стал играть классической техникой совсем неклассическую музыку. Образно говоря, песенку "Постой, паровоз" я исполняю также, как исполнял бы Шопена. Но, при этом у того, кто никогда не исполнял Шопена, сыграть так же «Постой, паровоз» не получится. Но не всё так безнадежно :)

Куда идём мы с Пятачком?

Успехи моих учеников показывают, что нет ничего невозможного и подобному звучанию можно научиться, если следовать определённой методике, знать основные принципы, освоить нужные навыки. Иногда ученик настолько перенимает мою манеру игры, что не видя кто играет на записи, складывается впечатление, что запись моя. И это для меня, как для педагога, является лучшим результатом.

Из всего вышесказанного могу сделать такой вывод: мне повезло, что именно так сложилось мое музыкальное образование и теперь я могу играть что мне нравится и как мне нравится, а также знаю как научить этому других, ведь мой путь - это не природный талант, а последовательность конкретных и понятных шагов. Страница о моих учениках.