Обучение игре на гитаре. Максим Чигинцев

Случайные и ключевые знаки альтерации.

В этом уроке мы вернемся к знакам альтерации. Диезам и бемолям. Они бывают двух видов. Случайные и ключевые.

Случайные знаки альтерации.

Случайные знаки альтерации это те диезы или бемоли, которые находятся перед нотой. Они действуют на все ноты этой же высоты в пределах текущего такта.

Рассмотрим на примере действие случайных знаков альтерации:

Красным обозначены ноты, на которые распространяется действие знаков альтерации. Обратите внимание на то, что диезы стоят только у первых нот Соль, у остальных нот Соль в такте диезов нет, но тем не менее это все равно ноты Соль-диез, то есть повышенные.

А вот на ноты Соль, которые находятся в следующем такте, эти диезы уже не действуют. Но зато в следующем такте включается другой диез - До-диез. И он тоже действует не только на До, перед которой написан, но и на следующую До в такте. В следующем такте этот знак уже не будет действовать.

Тут надо уточнить один момент. Случайный знак альтерации действует только на ноту той октавы, перед которой написан. На одноименные ноты в других октавах он не действует. Посмотрите, в первом такте обе повышенные ноты - Соль. Но знак пришлось поставить два раза, для Соль каждой октавы.

Ключевые знаки альтерации.

Ключевые знаки альтерации это те, что ставятся у ключа, в начале каждой строки. Они действуют на все одноименные ноты любой октавы на протяжении всего произведения или до смены ключевых знаков. В произведении несколько раз могут меняться ключевые знаки.

Пример ключевых знаков:

Здесь ключевые знаки это Фа-диез и До-диез. Они действуют на любые ноты Фа и До, которые встречаются в произведении.

Знак отмены - бекар.

Бекары также бывают случайными и ключевыми. Случайные бекары отменяют действие случайных знаков альтерации, а ключевые бекары - ключевых. Случайный бекар действует в пределах текущего такта, ключевой - до следующей смены ключевых знаков или конца произведения.

Пример случайного бекара:

Обратите внимание на нижнюю Соль-бекар во второй половине первого такта. Бекар выключил диез для этой Соль до конца такта.

Пример ключевых бекаров:

В третьем такте два ключевых бекара выключают два ключевых диеза. Действие бекаров будет продолжаться либо до новых ключевых знаков, либо до конца произведения. При этом ключевые бекары, как и диезы с бемолями, действуют на одноименные ноты вне зависимости от октавы.

Выводы.

Случайные знаки альтерации действуют только на протяжении текущего такта и только на ноту той октавы, перед которой написаны. В следующем такте автоматически происходит их полная отмена.

Ключевые знаки альтерации действуют до следущей смены ключевых знаков, либо до конца произведения. Ключевые знаки действуют на одноименные ноты вне зависимости от октавы.