Голоса. Многоголосная запись.

Нотная запись может быть одноголосной и многоголосной.

Одноголосная запись.

Это как будто поет один человек, или играет один инструмент. Это запись нот «в один слой»

На картинке ниже приведен пример одноголосной записи. Это 4 такта песни «Подмосковные вечера».

При одноголосной записи штили нот могут смотреть как вверх, так и вниз. Тут действует правило:

Ноты, которые расположены ниже 3-ей линейки записываются штилями вверх. Ноты, расположенные на 3-ей и выше, записываются штилями вниз.

Если в группу, объединенную ребром, входят как верхние, так и нижние ноты, то направление штилей определяется процентным соотношением нижних и верхних нот.

Может сложиться впечатление, что одноголосная запись это когда один звук в один момент времени, без одновременного звучания двух и более звуков. Но это не так. В одноголосной записи могут звучать одновременно несколько звуков, но при условии, что у них одинаковая длительность. При этом штили всех одновременно звучащих нот сливаются в один.

Если у двух или более нот один штиль, значит эти ноты принадлежат одному голосу.

Вы, наверное, обратили внимание на странное положение ноты Ми в третьем такте последнего примера. Она расположена в стороне от других нот аккорда. Таким образом записываются соседние ноты, звучащие одновременно. По обе стороны штиля. Друг над другом они просто не помещаются.

Многоголосная запись

Представьте, что играют одновременно три гитары. Запишем их партии на трех нотных станах. Это те же "Подмосковные вечера", только с аккомпанементом.

Первая и третья гитары играют на протяжении всех четырех тактов, а вторая гитара в первом и четвертом такте молчит. Поэтому в этих тактах у неё написано по половинной паузе.

Но то же самое можно сыграть и на одной гитаре! Ведь гитара по своей природе инструмент многоголосный. И при умелой игре можно добиться полного ощущения, что играет не одна гитара, а две или три.

Вот что получится, если записать три этих партии на одном нотном стане.

Так выглядит многоголосная запись. В данном конкретном примере у нас три голоса. Но может и быть и два и четыре. Больше четырех голосов на одном нотном стане не употребляется.

Давайте для удобства восприятия раскрасим голоса в разные цвета.

В условиях многоголосной записи, правило написания штилей другое.

Таким образом, если есть только два голоса, то их штили всегда направлены в разные стороны. Если есть ещё третий голос, то чаще всего он направлен вниз. Получается два вниз, один вверх. Если же присутствует четыре голоса, то их штили направлены по два в каждую сторону.

В гитарной практике чаще всего употребляется двухголосная и трехголосная запись. Двухголосная запись проще воспринимается, она лаконичней и понятней. Трехголосная более точная, но воспринимается гораздо сложнее. Я использую для записи своих нот исключительно двухголосную запись.

Все голоса звучат одновременно, как отдельные инструменты в ансамбле. Поэтому счет музыкального времени (метр) для них общий. Если посчитать сумму длительностей в такте для каждого голоса, то она будет будет равна размеру такта.

Возьмем второй такт последнего примера, там где разноцветные голоса.
В первом голосе четверть и две восьмых. В сумме две четверти.
Во втором голосе (нижнем) - одна половинная нота. Которая равна двум четвертям.
В третьем голосе (среднем) - восьмая пауза и четверть с точкой. Четверть с точкой, как мы уже знаем, равна трем восьмым. Получается три восьмых + восьмая пауза = четыре восьмых или всё те же две четверти.