Метр и размер такта.

Музыкальный метр

В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её явно не слышать, но ощущаем всегда. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биению сердца. Тикает равномерно и неуклонно.

Эта пульсация в музыке называется музыкальным метром. Можно сказать что метр – это пульс музыки. Аналогия очень точная. Ведь удары сердца мы тоже не слышим, но благодаря им живём. Так и в музыке. Сам метр мы не слышим, но слышим как пульсирует музыка на нём основанная. А наши хлопки в ладони под музыку или метроном делают метр реально слышимым.

Каждый удар-шаг метра называется долей. Доли неодинаковы по своей силе. Есть сильные доли, а есть слабые.

В зависимости от комбинации сильных и слабых долей различают разные виды метра, но об этом в следующем уроке.

Такт и размер такта

Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой называется тактом. Так как комбинация сильных и слабых долей может быть разная, такты бывают разных размеров. Первая доля в такте всегда сильная.

В нотной записи сами такты отделяются друг от друга вертикальными линиями, а в начале произведения, у ключа, всегда стоит размер такта. Это дробь, верхняя цифра которой показывает количество долей в такте, а нижняя длительность каждой доли.

Размер такта — это обозначение метра в нотах. То есть, по сути, метр и размер такта одно и то же. Между метром и размером такта такая же взаимосвязь как между звуком и нотой. Нота - графическое обозначение звука. А размер такта - обозначение метра.

В этом конкретном примере, размер такта равен двум четвертям. Что это значит на практике? Это значит, что каждый такт имеет фиксированную длительность. Если размер такта равен двум четвертям, то в нем могут поместиться только те ноты и паузы, общая длительность звучания которых равна двум четвертям. Не больше и не меньше. Давайте рассмотрим это на примере:

В первом такте две четвертные ноты. С ними все понятно. Размер такта две четверти и в такте две четверти.

Во втором такте четверть и две восьмых. Две восьмых по длительности равны одной четверти. Итого в сумме опять две четверти.

Остальные два такта тоже по длительности каждый в две четверти. В третьем такте обратите внимание на восьмую с точкой, которая равна трем шестнадцатым. А в четвертом на восьмую паузу, которая тоже прибавляется к общей сумме длительностей в такте.

В такте не может быть нот и пауз, общая сумма которых больше или меньше размера такта!

Такт всегда заполняется полностью. При этом паузы его заполняют точно так же как и ноты.