Тон, полутон, знаки альтерации.
Полутон — это минимальное расстояние между двумя музыкальными звуками по высоте.
Тон — это два полутона.
Логично предположить, что между всеми соседними нотами расстояние в полутон, оно ведь является минимальным. Но это не так. Вернее не совсем так.
Запоминаем правило:
Между всеми соседними нотами расстояние в один тон, за исключением пар Ми-Фа и Си-До, между которыми расстояние в пол-тона.
Это правило наглядно показано на картинке:

Получается что между некоторыми нотами, которые мы изучили на прошлом уроке есть ещё какие-то ноты? Да, это так. Но они не имеют своих собственных названий. Их названия являются производными от названий соседних нот. Выходит что нот в октаве не 7, а 12. Из них 7 — основные и 5 — производные от основных. Для того, чтобы дать названия производным нотам, нам надо познакомиться со следующими знаками. Это:
Диез | ![]() |
— знак повышения ноты на пол-тона. | |
Дубль-диез | ![]() |
— знак повышения ноты на тон. | |
Бемоль | ![]() |
— знак понижения ноты на пол-тона. | |
Дубль-бемоль | ![]() |
— знак понижения ноты на тон. | |
Бекар | ![]() |
— знак отмены знака альтерации. Возвращает ноту в исходное состояние. Подробнее об этом в другом уроке. |
Понижение или повышение ноты называется альтерацией. А знаки, которые повышают или понижают называются знаками альтерации.
Ну а теперь все просто. Как назвать ноту, которая находится между До и Ре? До-диез или Ре-бемоль. У каждой производной ноты может быть два равнозначных названия . От нижней и от верхней основной ноты.
А как же быть с двумя парами нот, между которыми пол-тона? К ним можно применить знаки альтерации? Да, можно. Си-диез, к примеру, будет то же самое что и До. А Фа-бемоль = Ми. Конечно, проще сказать До, чем Си-диез, но бывают случаи когда звук До правильней назвать Си-диез. Подробнее об этом я расскажу в курсе по теории музыки.