Группировка длительностей в такте

Зачем нужна группировка длительностей?

У группировки длительностей всего одна, но очень важная задача: упростить визуальное восприятие ритмического рисунка, и, как следствие, ускорить разбор ритма.

Варианты группировок

Как мы уже знаем из предыдущих уроков, длительности меньше четверти могут объединяться в группы. Речь идёт о длительностях с хвостами. Эти хвосты при объединении в группу трансформируются в горизонтальные рёбра. Сколько хвостов, столько и рёбер у группы:

Объединяться в группы также могут и ноты с разными длительностями, при условии что все они меньше четверти. Разное количество хвостов никак не мешает объединению в самых разнообразных комбинациях:

Длительности равные или больше четверти объединяться в группы не могут, так как у них нет хвостов.

А вот паузы могут входить в состав группы, вернее встраиваться в середину группы:

По какому принципу группируются длительности в такте?

Группировка длительностей зависит от размера такта, вернее она его иллюстрирует. Если длительности верно сгруппированы, то определить размер можно с первого взгляда, очень быстро.

Рассмотрим группировки на примере самых распространённых размеров: 4/4, 3/4, 2/4, 6/8.

В размерах 4/4, 3/4, 2/4 ноты группируются по счётным долям, то есть по четвертям. Группируются таким образом, чтобы начало каждой счётной доли было явно видно.

Вот, например, такт в размере 4/4, заполненный шестнадцатыми. Шестнадцатые сгруппированы по 4, ведь в каждой доле помещается ровно 4 шестнадцатых. При такой группировке сразу видно сколько долей в такте, какой длительности равна каждая доля, а также где каждая доля начинается. Это самый элементарный пример для понимания принципа:

Здесь, в такте с размером в 3/4 ритм уже сложнее, но всё равно у нас не возникнет затруднений с первого взгляда определить и размер такта, и местоположение каждой счётной доли. Явно видны все три четверти, и ноты которые входят в эти четверти.

В размере 2/4 тот же принцип группировки. Две группы, каждая из которых равна четверти.

В размерах тактов 6/8, 9/8, 12/8, где счётная доля равна восьмой, принцип группировки немного другой. Эти размеры являются сложными трехдольными, то есть, состоящими из двух или более простых трёхдольных размеров:

6/8 = 3/8 + 3/8
9/8 = 3/8 + 3/8 + 3/8
12/8 = 3/8 + 3/8 + 3/8 + 3/8

Соответственно, и распределяются длительности в такте по группам, каждая из которых равна по длительности одному простому размеру, входящему в состав сложного. В рассматриваемых примерах этот простой размер - 3/8.

Самый простой пример - это просто шесть восьмых, сгруппированных по три в размере 6/8:

Вот пример со сложным ритмом. Тут две группы, каждая по длительности равна трём восьмым.

Благодаря такой группировке мы с первого взгляда видим где начинается и заканчивается каждая тройка. При разборе этого ритма метроном у нас будет стучать восьмыми, с группировкой по три, то есть, каждый первый удар из трёх будет выделяться. Надеюсь вы не забыли, что у сложных размеров кроме сильной доли есть ещё и относительно сильная доля? Вот здесь относительно сильная доля как раз попадает на начало второй группы, и это не случайно. Повторю, единственная цель группировки длительностей - упростить разбор ритма и подчеркнуть характерные черты размера такта.

Приведу ещё один интересный пример, иллюстрирующий как одинаковое количество нот с одинаковой длительностью может по-разному группироваться в разных размерах.

Размеры 3/4 и 6/8 математически равны, в них помещается одинаковое количество нот с одинаковой длительностью, но группировка будет отличаться, так как у этих размеров отличается структура. Размер 3/4 простой трёхдольный, у него одна сильная доля, а размер 6/8 - сложный трёхдольный, у него кроме сильной доли есть ещё и относительно сильная в середине. Это различие находит отражение как в звуке, так и в нотной записи.

Вот как группируются восьмые в размере 3/4:

Вот вам визуально обозначенные три четверти, три счётные доли.

А вот как те же 6 восьмых нот группируются в размере 6/8:

Тут группировка нам подсказывает, что размер имеет составную структуру, мыслить здесь надо группами по три восьмых, и в середине такта присутствует относительно сильная доля!

Между этими двумя размерами большая разница, несмотря на математическое равенство звучат они по-разному и выглядят, соответственно, тоже.

Группировка на практическом примере

Возьмём довольно сложный ритм в размере 4/4 без группировки

При такой записи быстро посчитать и исполнить ритм довольно сложно. Если мы поставим метроном четвертями, то не понятно где начинается каждая из четвертей. Какие ноты попадают на доли, какие между долей. Если поставим метроном шестнадцатыми, то тоже непонятно на какую шестнадцатую метронома попадает каждая из нот. Мы даже не можем сразу определить соответствует ли сумма длительностей размеру такта.

Давайте подпишем для наглядности внизу такт, заполненный шестнадцатыми нотами.

Теперь стало гораздо понятней расположение каждой ноты относительно метрической пульсации. Как мы знаем из предыдущих уроков, чтобы точно посчитать ритм нам надо нарисовать сетку из самой мелкой длительности в такте.

Теперь, опираясь на метрическую сетку из шестнадцатых внизу давайте попробуем правильно сгруппировать данный ритм.

Начнём группировать первую четверть такта. Объединим ноты, которые входят в первую четверть рёбрами и посмотрим что получится.

Уже лучше, первая четверть обозначилась явно. Мы теперь с первого взгляда можем увидеть, что в первую долю входит три ноты, даже без метрической сетки внизу.

Всё хорошо, но есть одна проблема. Последняя нота в группе начинается на последней шестнадцатой первой доли, а заканчивается на второй шестнадцатой во второй группе. Таким образом, у нас начало второй доли визуально никак не обозначено. Это плохо, для лучшего восприятия нужно видеть начало каждой доли. Что мы можем сделать, чтобы начало второй доли было явно обозначено? Мы можем разбить восьмую на две шестнадцатых и применить лигу! Напомню, лига между двумя нотами одинаковой высоты продлевает длительность первой ноты на длительность второй, то есть, по сути, соединяет две ноты в одну. Такая запись никак не повлияет на звучание, но посчитать ритм будет гораздо легче.

Теперь две доли у нас видны как на ладони. Осталось разобраться со второй половиной такта. С восьмой и шестнадцатой всё понятно, а вот делать с четвертью, которая опять начинается в одной доле, а заканчивается в другой? Получается что у четвёртой доли не видно начала. Делаем то же самое, что и в первой доле: разбиваем длительность на две и применяем лигу. Мы разрезаем четверть в месте стыка долей. Сколько отрезаем от четверти? Ровно три шестнадцатых, именно на эту величину четверть вторгается в четвёртую долю. Три шестнадцатых - это восьмая с точкой.

Вот такая у нас получилась группировка этого ритма. Теперь данный ритм можно прочитать и разобрать гораздо быстрее, даже если убрать метрическую сетку из шестнадцатых.

Аналогично действуем и в других размерах. Не забываем, что в размерах 6/8, 9/8 и 12/8 одна группа равна трём восьмым, а не четверти, как в размерах 2/4, 3/4 и 4/4. В остальном никаких различий нет, так же следим чтобы у каждой группы было явно выраженное начало, и при необходимости разрезаем ноты в месте стыка групп с последующим объединением получившихся нот лигой.

Исключения.

Как и в любом правиле, у правила группировки есть исключения.

Так как размер 4/4 является сложным, и состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4, то возможна, и часто применяется группировка длительностей не по долям, а по составным простым размерам. В этом случае получаем две группы по 2/4. На примере я показал группировку восьмыми, но в группу могут входить и другие, более мелкие длительности. Таким образом, 4/4 можно группировать как по долям, так и по 2/4. Что лучше визуально воспринимается в каждом конкретном случае решает музыкант, который набирает ноты.

Синкопа восьмая-четверть-восьмая чаще всего пишется без разбивки четверти на две восьмые с лигой (верхний пример). Нижний пример иллюстрирует тот же самый ритм, только с группировкой по долям. Можно записать двумя способами, но чаще всего пишут именно без разбивки.

Причина скорее всего в том, что подобный ритм очень распространён, и музыканты привыкли его видеть именно в таком виде. Вторая возможная причина кроется в предыдущем исключении, ведь размер 4/4 можно группировать и другим способом (по 2/4), и в этом случае отсутствие группировки абсолютно корректно, так как четверть невозможно сгруппировать (у неё нет хвоста).

Тут же хочу заметить, что подобный трюк с неделимой четвертью уместен только в рамках одного из двух составных размеров, проще говоря, либо в рамках первой половины такта, либо в рамках второй половины. Если четверть (или другая крупная длительность) начинается в одной половине такта и заканчивается в другой, то её надо резать и соединять лигой. Считайте середину такта 4/4 условной тактовой чертой, пересекать её можно только с лигой! То же самое касается и других сложных размеров. Пересекать границы входящих в их состав простых размеров разрешается только с лигой!

Выводы. Заключение.

Группировка зависит от размера такта. В каждом размере свои правила группировки и свои исключения из этих правил. В этой статье я рассказал о самых главных принципах группировки, которые надо знать каждому музыканту.

Длительности могут группироваться и другими способами, если этого требует замысел автора произведения, и если это обосновано улучшением визуального восприятия ритмического рисунка. Не забываем, что цель группировки - сделать ритм более наглядным и более понятным. Если в ритмическом рисунке видны опорные точки в виде долей или составных размеров, то прочитать такой ритм не составит труда для грамотного музыканта.