Как научиться считать ритм?

Чтобы научиться считать ритм и четко исполнять ритмические рисунки, нужно научиться работать под метроном. Как именно с ним работать, я расскажу в этой статье.

Метроном нужен музыканту для отработки ритма. Так как ритм, опирается на метр (равномерную пульсацию), музыканту в учебных целях необходимо его слышать. Подробней о взаимодействие ритма и метра читайте в теме ритм и метр.

Важно с самого начала уяснить, что метроном не стучит строго заданными длительностями. Он просто стучит. Быстрее или медленней. А чему равен каждый удар (какой длительности), решаете вы, исходя из поставленных задач.

Метроном задает координатную сетку для ритма. Это как листок в клетку. Клетки это удары метронома, а рисунок, который мы рисуем по клеткам, это ритм.

Рассмотрим на примерах работу с метрономом. Допустим, у нас есть такой ритм:

В целях упрощения, все записано на одной ноте. Теоретически мы знаем, какая длительность короче или длиннее другой, но как это сыграть? Как это звучит? Как это учить на практике?

Каждая нота в музыке имеет свое место на шкале времени. Строго обозначенное ритмической записью. Наша задача найти это место для каждой ноты. В этом нам поможет метроном.

Шаг 1.

Берём лист бумаги, или нотный редактор и рисуем нотную строчку, на которой будем писать наш пример, а под ней метрическую линейку для ударов метронома. Не забываем указать размер такта.

Шаг 2.

Находим в примере самую мелкую длительность. В данном примере это шестнадцатая нота. На линейке метронома выписываем непрерывный ряд шестнадцатых. При этом помним, что в такте помещается сторого ограниченное количество нот заданной длительности. Потому что размер такта ограничен! В данном примере размер такта равен 4/4. Это значит что в такт может поместиться только 16 шестнадцатых нот. По 4 на каждую четверть. Вот что у вас должно получиться:

Шаг 3.

На верхней строчке выписываем наш ритмический рисунок, ориентируясь на нижнюю строчку. Каким образом? Первая нота в примере у нас четвертной длительности. Мы знаем что четверть по времени равна 4 шестнадцатым. Пишем эту четверть над первым ударом метронома:

Далее у нас идут две восьмые. Мы знаем, что каждая восьмая по времени равна 2 шестнадцатым. Пишем эти восьмые над соответствующими им ударами метронома:

Аналогично выписываем весь пример, подсчитывая сколько шестнадцатых помещается в каждой длительности:

Шаг 4.

Сейчас начнем отрабатывать ритм на практике.

Инструмент в руки не берем! Ритм отрабатываем сначала на хлопках в ладони, по столу, или проговаривая ритмический рисунок на «та-та-та».

Включаем метроном. Решаем для себя, что каждый стук метронома равен шестнадцатой ноте. Устанавливаем на метрономе удобный темп. Какой темп для вас удобный, будет ясно в процессе. Но для начала лучше взять небыстрый. Если метроном электронный, очень полезно поставить его группировкой по 4 удара, так удобней будет ориентироваться. Либо сразу поставить его стучать шестнадцатыми. Каждый первый удар из четырёх будет выделяться по звуку. Описание функций метронома в статье метроном.

Все. Слушаем метроном, смотрим на запись, и отстукиваем ладонями ритмический рисунок из верхней строчки. При этом следим, чтобы ваши удары ладонями звучали одновременно с соответсвующими им ударами метронома.

Повторяем ритмический рисунок много раз, запоминая его звучание. После того, как исполнение ритма станет уверенным и четким в медленном темпе, поднимите темп на метрономе. Отработайте в более быстром. Потом ещё ускорьте. Цель — уверенное исполнение ритма в любом темпе.

После каждого изменения темпа (после того, как изменили частоту ударов метронома), не кидайтесь сразу же стучать ритм. Перед этим ВСЕГДА надо послушать пульсацию метра, впустить её в себя. И только потом стучать или играть.

Шаг 5.

После того, как уверенно освоили ритм под метроном шестнадцатыми в разных темпах, нужно освоить его под метроном восьмыми и четвертями. Если принять один удар метронома за восьмую, то запись нашего примера будет выглядеть так:

Надеюсь, что по записи все понятно и дополнительных объяснений не требуется.

Как проще всего перейти к исполнению ритма под метроном восьмыми? Допустим, под метроном шестнадцатыми вы достигли быстрого темпа. Ритм получается стучать четко и уверенно в этом темпе. Теперь нужно снизить частоту ударов на метрономе ровно в два раза. Это будут восьмые. А сам ритм (верхняя строчка) своего темпа не изменит, то есть вы будете стучать так же, как и раньше. Только метроном будет стучать в два раза реже. Другими словами изменится частота координатной сетки. Получается? Теперь пробуем разные темпы под метроном восьмыми. На этом этапе у вас должно уже получаться простучать ритм без метронома.

После достижения уверенности в исполнении ритма под метроном восьмыми, можно переходить к метроному четвертями. Запись нашего примера теперь будет выглядеть так:

При переходе с восьмых на четверти действуем так же точно, как и при переходе с шестнадцатых на восьмые. То есть доводим до умеренно быстрого темпа и снижаем частоту ударов метронома в два раза.

Если у вас все получилось, поздравляю, вы теперь можете просчитать и выучить любой ритм. Если же не получилось, то вам следует отрабатывать ритм постепенно, на более простых ритмических рисунках.