Обучение игре на гитаре. Максим Чигинцев
Аккорды
Аккордом называется созвучие из трех или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Аккорд из трех звуков называется трезвучием, а из четырех звуков - септаккордом.
Аккорд может быть представлен в основном виде, когда все звуки расположены по терциям, и в виде обращений, которые получаются при октавных переносах аккордовых звуков вверх или вниз. Например, аккорд До-Ми-Соль представлен в основном виде. А тот же самый аккорд но с другим порядком звуков Ми-Соль-До является его обращением. Но в обоих случаях это один и тот же аккорд.
Октавные перестановки и дублирование звуков аккорда в разных октавах не меняют сути аккорда, не делают из него другой аккорд.
Например, аккорд До-Ми-Соль может выглядеть по-разному:
До-Соль-До-Ми,
Ми-Соль-До-Соль-Ми,
До-Ми-Соль-Ми-До,
Соль-До-Ми-Соль… и так далее
Но все эти аккорды считаются одним и тем же аккордом До-Ми-Соль.
У каждого звука в контексте аккорда есть свое название. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. Основным тоном считается самый нижний звук в основном виде аккорда.
Основной (нижний) звук называется примой аккорда. Второй - терцией. Третий - квинтой. Четвертый - септимой.
Пример. У нас есть аккорд Фа-Ля-Ре-Фа-Ля. Нам нужно определить звуковой состав аккорда и правильно назвать его звуки в контексте аккорда. Наши действия:
- Определяем звуки, входящие в аккорд без удвоений. Это звуки Фа-Ля-Ре. Значит аккорд из трех звуков.
- Находим основной вид аккорда, расставляем звуки по терциям. Получается Ре-Фа-Ля.
- Называем звуки по интервалу от основания (нижнего звука аккорда). Ре-прима, Фа-терция, Ля-квинта.
Перед тем, как называть звуки аккорда, его нужно привести в основной вид. Убрать удвоения и расставить по терциям.
Аккорды, как и интервалы, бывают консонирующими и диссонирующими. Консонирующим считается аккорд, в составе которого нет диссонирующих интервалов. И наоборот, если хотя бы один интервал в составе аккорда является диссонансом, то и весь аккорд считается диссонирующим.
Теперь подробно рассмотрим два основных вида аккордов. Трезвучия и септаккорды.
1.Трезвучия.
Трезвучия бывают 4 видов.
Мажорное трезвучие
Состоит из большой терции и малой терции (б3+м3). Между крайними звуками чистая квинта. Все аккорды для примера буду
строить от ноты До.
До-Ми-Соль.
Минорное трезвучие
Состоит из малой терции и большой терции (м3+б3). Между крайними звуками чистая квинта.
До-Миb-Соль. Почему я говорю именно Миb, а не Ре#? Потому что аккорд строится по терциям, а До-Ре# это увеличенная
секунда.
Увеличенное трезвучие
Состоит из двух больших терций (б3+б3). Между крайними звуками увеличенная квинта (ув5).
До-Ми-Соль#.
Уменьшенное трезвучие
Состоит из двух малых терций (м3+м3). Между крайними звуками тритон (ум5).
До-Миb-Сольb.
2. Септаккорды
Название септаккорда складывается из названия трезвучия в его основе и вида септимы между крайними его звуками.
Большой мажорный септаккорд
Состоит из мажорного трезвучия и большой септимы от основания.
До-Ми-Соль-Си
Малый мажорный септаккорд
Состоит из мажорного трезвучия и малой септимы от основания.
До-Ми-Соль-Сиb
Большой минорный септаккорд
Состоит из минорного трезвучия и большой септимы от основания.
До-Миb-Соль-Си
Малый минорный септаккорд
Состоит из минорного трезвучия и малой септимы от основания.
До-Миb-Соль-Сиb
Малый уменьшенный септаккорд
Состоит из уменьшенного трезвучия и малой септимы от основания. Также часто называется полууменьшенным.
До-Миb-Сольb-Сиb
Уменьшенный септаккорд
Состоит из уменьшенного трезвучия и уменьшенной септимы от основания.
До-Миb-Сольb-Сиbb