Лад, тональность

Музыка во многом схожа с человеческой речью, языком. Она осмысленна и логична. Как и речь, музыка передаёт мысли и эмоции. И в речи, и в музыке, отдельно взятый звук или просто набор звуков ничего не выражают, это просто набор звуков, элементы алфавита. Для выражения мысли звуки должны быть организованы в рамках определённой системы.

Например, звуки, которые мы используем в речи, организованы в алфавитную систему. Сами звуки алфавита это ещё не речь, это просто строительный материал для неё. Звуки алфавита складываются в слова, то есть в определённые сочетания звуков, структуры, которые мы используем для передачи информации. Между звуками речи есть определённые взаимосвязи, закономерности, комбинации. Вся эта система звуков и их сочетаний в речи называется языком. В другом языке могут использоваться те же самые звуки, но они будут по-другому организованы, и это будет уже другим языком.

То же самое и в музыке. Все 12 звуков октавы являются, по сути, музыкальным алфавитом. Включая их повторения в разных октавах. Но в музыке они никогда не используются все. Чаще всего музыка базируется, в основном, только на семи ступенях из двенадцати, о чем мы говорили в теме про звукоряд. Эти семь звуков могут быть по-разному расположены в октаве, между ними могут быть разные взаимосвязи, это будут разные системы, как разные языки в речи. Такая система в музыке и называется ладом.

Лад — это определённый комплекс звуков, имеющий структуру и систему взаимосвязей, основанную на тяготении неустойчивых ступеней в устойчивые.

В этой формулировке со структурой все понятно. В октаве двенадцать звуков, но лад содержит не все звуки, а только некоторые. И эти звуки могут быть расположены в октаве по-разному. В нашей музыкальной культуре лады состоят из семи ступеней. Каждый лад имеет свою структуру. Ниже я это все покажу наглядно на примерах. Вторая часть формулировки говорит о системе взаимосвязей, основанной на тяготении. Что это такое?

Тяготение звуков

В мелодии всегда есть опорные звуки, к которым она стремится, и на которых заканчивается. Если оборвать мелодию не доиграв самый последний звук, мы будем чувствовать незаконченность, мы даже сможем пропеть этот недостающий звук. Это ощущение и называется тяготением звуков.

Опорные звуки называются устойчивыми. А остальные — неустойчивыми. Неустойчивые звуки всегда стремятся прийти к устойчивым. Такой переход называется разрешением.

Тоника — самый главный устойчивый звук. Это первая ступень лада. Тоника является центром притяжения, главной опорой всего музыкального произведения и его же последним звуком.

Также устойчивыми, но не такими как первая ступень, являются третья и пятая ступени лада. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени — неустойчивые. Система тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые наглядно показана на схеме ниже.

Вторая и седьмая ступени тяготеют к первой. Четвертая к третьей. Шестая к пятой. Так как первая ступень (тоника) самая устойчивая, центральная, к ней тяготеют сразу две ступени.

Основные лады. Их структура.

А теперь поговорим о структуре ладов и рассмотрим самые распространенные из них. Как мы уже знаем, в октаве помещается двенадцать звуков, расположенных по полутонам. Представим их в виде двенадцати пустых клеток с одной дополнительной, тринадцатой. Она нам нужна чтобы замкнуть октаву первой ступенью.

Я специально пока не использую для объяснения клавиатуру фортепиано. Деление на черные и белые клавиши не имеет никакого значения, и будет только мешать пониманию. Поэтому вместо клавиш просто тринадцать пустых клеток.

Теперь мы эти клетки будем заполнять ступенями ладов.

Ладов существует множество, и с разным количеством ступеней. Но наибольшее распространение получили два основных лада. Это мажорный лад и минорный лад. Или просто: мажор и минор. Они имеют по семь ступеней. Эти два лада, в традиционной музыкальной культуре, имеют фундаментальное значение. Практически вся музыка, которую мы слышим, основана на этих двух ладах и их разновидностях. Поэтому, в дальнейшем, если я буду говорить «лад», то буду подразумевать либо мажор, либо минор.

Схемы ниже отображают структуры мажора и минора, их расположение в октаве и интервальный состав (буквы Т и П означают тон или полутон соответственно)

Теперь понятно, зачем нам понадобилась тринадцатая клетка. Для иллюстрации расстояния между седьмой ступенью и первой.

Кстати, звуки лада, расположенные по порядку, как на схеме, называются гаммой.

У каждого лада свое характерное звучание, окраска. Часто можно встретить такое определение: мажор это радостно, а минор это грустно. В этом определении есть доля правды, но только доля. Мажор действительно звучит светлее по ощущению, из-за повышенной третьей ступени, по сравнению с минором. А минор темнее, лиричнее. Но это совершенно не означает, что веселая, бодрая музыка исключительно в мажоре, а грустная, лиричная исключительно в миноре. Есть немало примеров грустной музыки в мажоре и жизнерадостной в миноре.

У мажора и минора есть по две разновидности. Гармонический и мелодический виды. В таблице ниже они расставлены по степени значимости, распространенности.

Гармонический минор - VII ступень повышается на полтона
Мелодический минор - VI и VII ступени повышаются на полтона
Гармонический мажор - VI ступень понижается на полтона
Мелодический мажор - VI и VII ступени понижаются на полтона

А просто мажор или просто минор называются натуральными.

На практике, чаще всего используются гармонический и мелодический виды минора. Гармонический минор даже более распространен чем натуральный минор. Мажор же, практически всегда используется в натуральном виде.

Тут необходимо сказать об одной особенности гармонических и мелодических видов. Эти виды образуются только при восходящем движении, вверх. При движении вниз они преобразуются в натуральные виды. На это есть свои причины, но пока считайте что просто так принято.

Ступени лада

У каждой ступени лада, помимо цифрового обозначения, имеется свое собственное название. Одно название мы уже знаем, это тоника, первая ступень. Остальные ступени называются так:

I - Тоника (Т)
II - Нисходящий вводный звук
III - Медианта
IV - Субдоминанта (S)
V - Доминанта (D)
VI - Субмедианта
VII - Восходящий вводный звук

Тоника, субдоминанта и доминанта являются главными ступенями лада, остальные — побочными. Почему именно эти ступени являются главными в ладу я расскажу позднее, в другой главе. Сейчас важно запомнить что первая, четвертая и пятая ступени являются главными. Не надо путать устойчивые ступени лада с главными, это разные вещи.

Почему ступени так называются, и расположены в октаве без видимой логики? Все станет на свои места и будет выглядеть логично, если мы поместим тонику в центр, а остальные ступени разместим по бокам.

Седьмая и вторая ступени получили название вводных из-за тяготения их в тонику:

Доминанта (в переводе господствующая) находится квинтой выше тоники.

Субдоминанта (нижняя доминанта) находится квинтой ниже тоники.

Медианта (средняя) находится посередине между тоникой и доминантой, отсюда и название.

Субмедианта (нижняя медианта) находится между субдоминантой и тоникой.

Тональность

Тональность — это высота лада.

Лад можно построить от любого звука. Например, если построить мажорный лад от звука Ля, то это будет называться Ля-мажор. Минорный лад от звука Фа-диез — Фа-диез-минор.

Как строить лад от звука? Очень просто, если мы помним структуру нужного нам лада. Структура натурального мажора: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон.

Давайте построим мажорный лад от звука До. Вот что у нас получится:

Как видим, ступени лада полностью совпали с основными ступенями звукоряда, белыми клавишами. Это тональность До-мажор. Или гамма До-мажорного лада. В неё входят звуки: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

А теперь, давайте построим мажор, к примеру, от звука Ми. Определим звуки, которые входят в тональность Ми-мажор.

А вот здесь уже интереснее. Некоторые ступени лада попали на производные ступени звукоряда, на черные клавиши. Получается что в тональность Ми-мажор входят звуки: Ми, Фа-диез, Соль-диез, Ля, Си, До-диез, Ре-диез.

Почему надо говорить именно Фа-диез, а не Соль-бемоль? Потому что 7 ступеней должны идти по порядку. После звука Ми не может идти сразу звук Соль, тогда не будет второй ступени — Фа. Поэтому мы всегда выбираем соседний звук с предыдущим.

Итак, в тональности Ми-мажор у нас получилось 4 диеза. Такие знаки альтерации, которые принадлежат тональности, называются ключевыми.

Если, к примеру, мы построим мажорный лад он звука Ре, то получим 2 ключевых диеза: Фа-диез и До-диез. А в До-мажоре вообще нет ключевых знаков.

Ключевые знаки всегда однородны! В одной тональности это могут быть только диезы или только бемоли, но никогда и те, и другие. Тональности с диезами называются диезными, а тональности с бемолями — бемольными.

Обозначение тональностей

  1. Слоговая система. До-мажор, Ре-минор итд.
  2. Буквенная современная. Мажорная тональность обозначается просто буквой тоники. А минорная — буквой тоники с добавленной буквой m. Например:
    С — До-мажор,
    Em – Ми-минор,
    F#m – Фа-диез-минор.
  3. Буквенная из советских учебников. В этой системе мажор — dur, минор — moll. Буква тоники для мажорных тональностей большая, а для минорных маленькая.
    C-dur — До-мажор
    A-moll — Ля-минор
    Fis-moll — Фа-диез-минор
    Тут используются слоговые обозначения знаков альтерации. Также нота Си обозначается H по старинной системе, Си-бемоль — B.

Параллельные и одноименные тональности.

Параллельными тональностями называется пара из мажорной и минорной тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Что это значит? Это значит, что в этих тональностях одинаковый звуковой состав.

Поясню на примере. Давайте построим тональность Ля-минор. Если мы помним структуру минорного лада (Т,П,Т,Т,П,Т,Т), то это будет легко:

Как видим, в этой тональности нет ключевых знаков, все звуки на белых клавишах. Точно такая же картина как и в До-мажоре. И состоит Ля-минор в точности из звуков До-мажора. Такие тональности и называются параллельными.

Но позвольте, скажете вы, если в двух тональностях одинаковый звуковой состав, значит это одна и та же тональность? Нет, это не так. Не забываем, что тональность определяется не только звуковым составом, а ещё и системой тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые. А ведь тоника (самая устойчивая, самая главная ступень) у этих двух тональностей разная! Это и делает параллельные тональности двумя разными тональностями, несмотря на одинаковый звуковой состав.

Сразу запоминаем правило:

Параллельные тональности располагаются друг от друга на расстоянии малой терции (1,5 тона). Внизу минорная, вверху мажорная. То есть, если мы хотим найти параллельную минорную тональность к мажорной, то отсчитываем малую терцию вниз. А если параллельную мажорную к минорной, то вверх.

Например, параллельная минорная тональность к Ми-мажору — До-диез-минор. В обеих тональностях будут 4 ключевых диеза.

Одноименные тональности — это пара из мажорной и минорной тональностей, с одинаковой тоникой. До-мажор и До-минор. Ре-мажор и Ре-минор.

Квинтовый круг.

Мажорных и минорных тональностей можно построить 24. От каждого из 12 звуков хроматического звукоряда по мажорной и по минорной. И в каждой из этих тональностей будут свои ключевые знаки, кроме двух. До-мажора и Ля-минора, в которых все ступени лада совпадают с основными ступенями звукоряда, в них нет ключевых знаков.

Чтобы каждый раз не выстраивать тональность, с целью определения её звукового состава, музыканту важно знать наизусть ключевые знаки в каждой тональности. Есть определённая закономерность, по которой появляются ключевые знаки, определённый порядок. Об этой закономерности я сейчас вам расскажу.

Чтобы выявить закономерность появления ключевых знаков, нам надо расставить все тональности в ряд, по мере прибавления в них ключевых знаков. Сейчас будем сортировать мажорные тональности. За отправную точку, естественно, возьмём До-мажор, в котором знаков нет. Ставим эту тональность первой.

Ищем тональность с одним диезом. Это будет Соль-мажор, в ней нам встретится один диез — Фа-диез. Можете построить мажорный лад от звука Соль и проверить.

Далее, ищем тональность с двумя диезами, это будет Ре-мажор

И так далее, до всех 7 ключевых диезов:

Мы упорядочили мажорные диезные тональности в порядке прибавления ключевых знаков. Хочу на всякий случай уточнить. Снизу указаны не звуки, которые входят в тональность, а только ключевые знаки. Например, в тональности Ре-мажор, все звуки не измененные, кроме Фа# и До#. Её звуковой состав: Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си, До-диез, Ре.

Теперь давайте аналогично разберёмся с бемольными мажорными тональностями, то есть с теми, в которых встречаются бемоли, а не диезы. За отправную точку опять возьмём До-мажор. Вот что у нас получится в итоге:

Теперь, когда тональности отсортированы по количеству знаков, можно приступать к поиску закономерностей. Мы можем cделать два вывода:

  1. Ключевые знаки появляются в строго определённом порядке:

    Диезы — Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си. Бемоли — Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа (как диезы, но наоборот)

    То есть, если мы знаем порядок появления диезов и бемолей, нам не надо запоминать какие именно диезы или бемоли в тональности. Нам достаточно знать их количество. Например, если в тональности 3 диеза, то это будут Фа-диез, До-диез, и Соль-диез. Если в тональности 2 бемоля, то это будут Си-бемоль и Ми-бемоль.

    Эти две последовательности нужно сразу заучить как скороговорку. В школе нас учили так: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си, кошка села на такси! Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа — я не помню ха-ха-ха)) Сами придумайте.

  2. Каждый новый диез, появляется в тональности, расположенной на чистую квинту выше предыдущей тональности. А каждый новый бемоль — в тональности расположенной на чистую кварту выше, или на чистую квинту ниже (смотрите тему о обращении интервалов).

Исходя из последнего вывода, мы можем наши два ряда тональностей совместить в один ряд. Где диезные тональности будут выстроены по квинтам вверх, а бемольные по квинтам вниз:

Обратите внимание на следующее:

Пятый шаг от До-мажора по диезным тональностям (Си-мажор), энгармонически равен седьмому шагу по бемольным тональностям (Доb-мажор). Ведь Си и Доb являются одним звуком. Это одна и та же тональность, но названа по-разному. Вы можете в этом убедиться, если построите гаммы обеих тональностей.

А шестой шаг от До-мажора по диезным тональностям (Фа#-мажор), энгармонически равен шестому шагу по бемольным (Сольb-мажор).

То же самое и с седьмым шагом по диезным. Он равен пятому шагу в сторону бемолей.

Шесть крайних тональностей (по три с каждой стороны), по сути являются тремя тональностями, ряд замыкается с двух сторон одинаковыми звуками. Запомним это и пойдём дальше, чуть позже к этой теме вернёмся.

У нас есть ещё минорные тональности. Их тоже можно построить от каждого из 12 звуков октавы, и в них тоже будут свои ключевые знаки. Но так как мы уже отсортировали мажорные тональности, нам не надо заново находить и сортировать минорные. Мы можем просто к каждой мажорной найти параллельную минорную тональность. Вы не забыли, что в параллельных тональностях одинаковые ключевые знаки? Поэтому просто дописываем параллельные минорные снизу. Как мы уже знаем, параллельная минорная тональность располагается на малую терцию ниже от своей мажорной.

Обратите внимание, что и шесть крайних минорных тональностей, пересекаются точно так же, как и мажорные. Что и естественно, ряд минорных расположен параллельно мажорным.

Это пересечение тональностей, послужило поводом для представления этого ряда в виде круга, который называется квинтовым. В правую сторону идут диезные тональности, в левую — бемольные. Внизу они пересекаются и круг замыкается. Я нарисовал квинтовый круг так:

Большие внешние круги — мажорные тональности. Малые внутренние — параллельные минорные. Желтым цветом обозначены диезные тональности. Зелёным — бемольные. До-мажор и Ля-минор не относятся ни к диезным, ни к бемольным, в них нет ключевых знаков. Тональности с семью знаками с двух сторон убрал, потому что круг замыкается на шестом шаге. Если их оставить, то нижняя часть круга закрутится спиралью и будет выглядеть так:

Но на практике, тональности с семью знаками при ключе не используются, вместо них используются энгармонические замены с пятью противоположными знаками. Поэтому семизначные тональности можно спокойно убрать из квинтового круга.