Установка и снятие пальцев левой руки.

В этом уроке речь пойдёт о том, когда следует прижимать и отпускать струны. Может показаться что тут всё очевидно и в пояснениях не нуждается, но тем не менее в этом вопросе всё не так просто. Начинающие делают одни и те же ошибки, которые неоправданно усложняют работу левой руки и ухудшают звучание. Поэтому остановиться на этой теме в отдельном уроке считаю отнюдь не лишним.

Правило установки пальцев на струны

Пальцы левой руки должны прижимать струны в том порядке, в котором появляются требующие прижатия ноты, и только по мере необходимости, по очереди. Прижимать струны заранее запрещается.

Это означает, что при переходе между аккордами или позициями нельзя ставить пальцы "пачкой", все вместе. Эта вредная привычка берёт своё начало из так называемой "игры боем" при аккомпанементе пению. При такой игре аккорд нужен весь и сразу, поэтому пальцы переставляются группой и одновременно.

Но при игре инструментальной музыки в полной фактуре или арпеджио, весь аккорд никогда не бывает нужен сразу, ноты аккорда появляются одна за другой. И в этих условиях групповая установка пальцев мало того что не нужна, так ещё и вредна.

Посмотрите на работу левой руки профессионального гитариста, обратите внимание на лёгкость и плавность её перемещения по грифу, рука как-будто порхает и двигается без видимых усилий. Сравните с движениями начинающего гитариста-любителя, у которого, как правило, рука скачет по грифу судорожными рывками.

Помимо опыта, причиной плавной работы левой руки у профессионального гитариста является максимальная рациональность движений. Пальцы работают по принципу минимизации усилий в каждый отдельно взятый момент времени. Движение делается именно тогда, когда оно действительно нужно. Таким образом, усилия равномерно распределяются во времени, что уменьшает вероятность локальных перегрузок, напряжений, и рывков.

При поочерёдной установке пальцев неизбежно возрастает точность прижатия и, как следствие, качество звука. Чистота звучания вырастает на порядок. Ведь точно прижать одним пальцем гораздо проще, чем группой пальцев.

К тому же, если мы ставим пальцы "пачкой", то неизбежно ухудшается плавность смены позиций, появляются дырки в звучании. Это происходит потому, что все пальцы снимаются одновременно и одновременно же ставятся. При этом глушатся ноты, которые должны ещё звучать.

Образно говоря, левая рука должна шагать по грифу, а не скакать. Прижимать в один момент времени ровно столько струн, сколько требуется прямо сейчас. Если следующую струну нужно прижать через ноту, то через ноту и прижимайте. Такая плавная и рациональная работа левой руки должна войти в привычку.

Сколько держать ноты. Правило снятия пальцев

Ноту нужно держать до тех пор, пока она входит в состав текущего аккорда.

Вот такое простое правило. Причём это касается как гармонических, так и мелодических нот.

Гармонические ноты всегда входят в состав текущего аккорда, поэтому там особо думать нечего. Прижали и держим до тех пор, пока зона действия аккорда не закончится. Если же нота общая для двух аккордов, то можно и дальше держать не снимая, но при условии что к тому времени она ещё будет звучать и не заглохнет естественным образом.

Мелодические ноты могут входить в состав текущего аккорда, а могут и не входить. Если мелодические ноты входят в состав текущего аккорда, то их следует держать до тех пор, пока это возможно, или не закончится зона действия аккорда. При этом мелодические ноты могут накладываться на звучание других мелодических нот. В момент этого наложения предыдущие мелодические ноты меняют свою функцию в фактуре на гармоническую, так как они теперь сопровождают звучание других мелодических нот.

К басовым нотам это правило тоже относится, но с определёнными оговорками. Подробнее об этом читайте в главе "Глушение басов".

Само собой, держать ноты нужно только тогда, когда это имеет практический смысл, то есть нота реально звучит. Держать ноту, которая не звучит, или не может звучать по каким-либо причинам, никакого смысла нет. Пишу это специально для тех, кто старается выполнять правила буквально.

Упражнения

На примере двух упражнений покажу как это всё работает на практике.

Упражнение 1

Обратите на аппликатуру правой руки. Большой палец здесь должен извлекать две ноты одним скользящим движением. Когда эти ноты находятся не на соседних струнах, то большой палец может играть без опоры. Если две ноты на соседних струнах, то естественно, большой палец должен играть с опорой.

Разбор по тактам

1 и 2 такты

Сразу есть соблазн поставить весь аккорд С и уже не думать о том, куда там ставить пальцы. В начале произведения это допустимо, если мы поставим только первый аккорд ничего страшного не произойдёт, ведь там нет никаких переходов, да и временем мы не ограничены, можем спокойно выставить все пальцы.

Но наша задача выработать правильную привычку, научить руку "шагать" по грифу, поэтому с самого начала выставляем пальцы по мере продвижения вперёд. Сначала ставим третий палец на бас До. Играем первую двойную ноту. После этого ставим второй палец на Ми и тут же играем. И через ноту ставим последнюю До. Таким образом установка аккорда С у нас произошла в три этапа. Все струны что прижали ранее не отпускаются, это важный момент. Мы не переходим с пальца на палец, отпуская предыдущие ноты, а добавляем новые к уже прижатым нотам.

При последующем повторе аккорда заново устанавливать пальцы не надо, они должны стоять на своих местах. Переустанавливать их нет никакого смысла. Акцентирую на этом внимание, потому что некоторые ученики пытаются переустанавливать пальцы заново при повторе аккорда.

Естественно, после того как мы поставили все пальцы, их нужно держать весь такт, до самого конца.

При переходе на второй такт все пальцы нужно снять, потому что ни нота Ми, ни нота До, не входит в состав следующего аккорда G. Между аккордами C и G только одна общая нота - Соль. То есть, открытая третья струна. Которая и так будет звучать, если её случайно не заглушить, чего делать не следует.

Обратите внимание на стык первого и второго тактов. Частая ошибка начинающих - обрыв последних нот в такте при смене позиции. Последнюю ноту До нужно держать и слушать до последнего, она должна плавно перейти в Соль. Звучание не должно прерваться ни на мгновение.

3 и 4 такты

В третьем такте на первой восьмой такта две открытые струны. Ничего прижимать не надо. Просто играем две открытые струны. К этому моменту, все ноты из предыдущего такта должны быть уже сняты, так как общих нот между аккордами G и Am нет.

После того, как две открытые струны сыграны можно поставить второй палец на Ми, сыграть, после этого третий палец на Ля, сыграть, и в конце первый палец на До. К четвёртой восьмой такта мы закончим установку аккорда. И не раньше! Все прижатые ноты держим до конца такта.

При переходе между 3 и 4 тактами, ноту Ми на четвёртой струне, прижатую вторым пальцем, снимать не следует. Она входит в состав следующего аккорда Em. Получается что Ми на четвёртой струне нужно держать на протяжении трёх тактов. Почему трёх? Да потому что нота Ми входит в состав и аккорда С, который играется следующим после Em при повторе упражнения.

Упражнение 2

Разбор

Это упражнение так же подробно не буду разбирать как и первое, тут всё то же самое, только добавилась ярко выраженная мелодия, и упражнение само по себе сложнее.

Так же точно ставьте пальцы строго по порядку и держите их до конца зоны действия аккорда.

Полезно поиграть мелодию отдельно, таким образом она запомнится на слух. При игре в полной фактуре слушайте соединение мелодических нот. Мелодические ноты должны перетекать друг в друга без обрывов.

Указанная аппликатура левой и правой руки обязательна к исполнению. Все упражнения играйте только указанной аппликатурой. Можете анализировать, почему именно так, а не иначе, это очень полезно.

Рассмотрю только несколько любимых ошибок, с которыми сталкиваюсь постоянно.

Такты 2 и 4. Глушение басов.


Единственные места, где требуется специально глушить басы в этом упражнении. И об этом частенько забывают. Оба раза это открытая 6 струна. В обоих случаях эта Ми хоть и написана как восьмая, но на самом деле имеет половинную длительность. Глушить её нужно суставом большого пальца перед следующим басом. Во втором такте глушить нужно перед басом Ля в третьем такте. И в четвёртом такте глушить нужно перед басом Си. Одновременное звучание басовых нот в этих местах недопустимо.

Ключевой диез

Кто помнит что это такое, молодец. А кто не помнит, быстро читать урок "ключевые и случайные знаки альтерации" в разделе "Нотная грамота".

Все ноты Фа в упражнении повышены на полтона.

Случайный диез

Случайный знак альтерации действует на протяжении всего такта на ноты одной октавы. Помним об этом? Практика показывает что не все об этом помнят. Вторая нота Ре тоже повышена на полтона, несмотря на то, что около неё не стоит диез.

Для кого это новость, урок про знаки альтерации из нотной грамоты уже ждёт вас.

Практические рекомендации и дополнения

Скачать упражнения в PDF файле

Если вместо скачивания, файл открывается в браузере, нажмите на ссылке правой кнопкой мыши и выберите "сохранить файл по ссылке" или "загрузить файл по ссылке".