Упражнения для правой руки

Итак, в предыдущих уроках мы поставили правую руку и научились правильно двигать пальцами, извлекать звуки. Теперь эти навыки нужно закрепить на практике и довести до автоматизма.

В этом нам помогут упражнения, приведенные ниже. В них даны основные комбинации, которые нам понадобятся в дальнейшем при игре произведений. Все упражнения играются одной правой рукой по открытым струнам.

Цель упражнений:

Перед тем как приступить к работе над упражнениями, вам следует ознакомиться с теоретическими материалами из раздела "Нотная грамота", потому что сейчас мы уже начнём играть по нотам. Будем двигаться от простого к сложному. Все нюансы буду объяснять в процессе, так что сложностей с нотами не должно возникнуть. При чтении теоретических материалов главное понять суть, не обязательно сразу всё запоминать. Всё необходимое запомнится в процессе разбора, на практике. Так что прочитайте, поймите, и держите эти материалы наготове, чтобы в любой момент воспользоваться ими как справочником.

Также прочитайте главу про метроном, и само собой, его нужно иметь в наличии.

Если все предварительные условия выполнены, можно начинать.

Как работать с упражнениями

Каждое упражнение представлено как в виде нотного текста, так и в виде аудио-записи. Несмотря на то, что в разделе "Нотная грамота" дана исчерпывающая информация по элементам нотного текста, я коротко описал каждый встречающийся элемент. Повторить будет не лишним, это способствует лучшему усвоению материала.

Обратите особое внимание на табличку с названием "метроном" в конце каждого упражнения или блока упражнений. Там дана информация во-первых, о темпе, с которого следует начинать отработку, а во-вторых, о темпе в котором записано упражнение на аудио-иллюстрации.

Порядок работы:

  1. Внимательно ознакомьтесь с нотной записью упражнения. Вам должен быть понятен каждый элемент в нотах. Вы всегда должны знать такие вещи как: размер такта, количество голосов в записи, длительности нот и пауз, а также количество ударов метронома в каждой ноте или паузе. С самого начала, с самых простых упражнений, приучайте себя обращать внимание на эти аспекты нотной грамоты. В дальнейшем этот навык позволит вам быстрее и проще разбирать нотный текст.

  2. Найдите на гитаре ноты, которые записаны в упражнении.

  3. Включите метроном и разберитесь с ритмом упражнения. Для этого сначала определитесь какими длительностями у вас стучит метроном, и в зависимости от этого считайте какой удар метронома на какую ноту попадает. Ритм полезно сначала простучать или пропеть под метроном. И только потом браться за гитару.

  4. Послушайте запись упражнения несколько раз. При этом полезно смотреть на ноты и сопоставлять то что слышим, с тем что видим. Таким образом, подсознательно образуется связь между изображением ноты и ее звучанием. Очень полезно.

  5. Запомните апликатуру, в каком порядке двигать пальцами. Играть следует только той апликатурой, что написана! Апликатура - это обозначение пальцев левой или правой руки в нотах.

  6. Когда ноты найдены и ритм понятен, можно приступать к игре упражнения. Начинайте с темпа, который написан в строке "начинать отрабатывать с:" внизу упражнения. Будьте внимательны, длительность ударов метронома, которая рекомендуется для начала отработки, может отличаться от длительности ударов на записи. К примеру, на записи метроном может стучать четвертями, а начинать отрабатывать нужно с метронома восьмыми.

  7. Как почувствуете уверенность в исполнении в текущем темпе, темп можно повышать. Единица повышения 10-20 ударов. Повышать следует до темпа, в котором звучит упражнение на записи. Быстрее пока играть не надо, даже если думаете что у вас очень хорошо и легко получается. При повышении темпа, можете "конвертировать" удары метронома в более крупные длительности. Например 120 ударов восьмыми в 60 ударов четвертями. При этом темп не изменится, а частота ударов метронома снизится в два раза.

Помните, что главной целью игры упражнений является не упражнения сами по себе. Упражнение лишь средство, с помощью которого мы закрепляем постановку рук, навыки звукоизвлечения и ритмичной игры. Максимум внимания на постановку рук и движения пальцев! На этом этапе постановка еще не стабильна и может "съехать" в любой момент. Если этот момент пропустить, то отработка упражнений превратится в заучивание неправильных навыков.

Если занимаетесь самостоятельно, то за постановкой и звукоизвлечением придется смотреть с удвоенным вниманием. Вы должны наизусть помнить каждый аспект положения рук и движения пальцев. И за каждым аспектом постоянно следить, контролировать. Играйте перед зеркалом, это поможет вовремя заметить изгиб в запястье.

На данном этапе играйте исключительно под метроном. Метроном приучает к слуховому и двигательному контролю. Ваши руки должны играть тогда, когда нужно, а не как получится. Ваши уши должны слышать и контролировать то, что получается. Учимся слушать и контролировать свою игру с самого начала.

Каждое упражнение написано таким образом, что его можно повторять циклично. На аудио упражнение повторяется два раза, но отрабатывать следует повторяя много раз без остановки.

Упражнения

Упражнение 1

Пояснения к нотному тексту

Разберем все элементы по порядку.

Нотный стан

Графическая система координат, на которой записываются ноты. Хотя эти пять линеек и напоминают гитарные струны, но никакого отношения к ним не имеют, даже не пытайтесь проводить такие аналогии для запоминания.

Скрипичный ключ

Ключ ставится в начале каждого нотного стана на странице и определяет какая нота на какой линейке будет располагаться. Он закрепляет за одной линейкой одну ноту, и все остальные ноты уже отсчитываются относительно нее.

Ключи бывают разные. Самые распространенные это ключ Соль и ключ Фа. Ключ Соль закрепляет за определенной линейкой нотного стана ноту Соль первой октавы. Ключ Фа закрепляет за линейкой нотного стана ноту Фа малой октавы.

В гитарной практике используется исключительно ключ Соль на второй линейке (посмотрите на завиток ключа в упражнении). Ключ Соль на второй линейке называется еще скрипичным. Ключ Соль на другой линейке носит уже другое название. Значит на второй линейке у нас находится Соль первой октавы, и все остальные ноты располагаются на нотном стане уже относительно нее.

Тактовая черта

Нотная запись делится на равномерные отрезки - такты. Каждый такт длится строго обозначенное время. Причем время не абсолютное, измеряемое в часах, минутах и секундах, а относительное, измеряемое в единицах музыкального времени - длительностях.

Размер такта

Устанавливает размер такта или тактов. Действует на все такты до конца произведения, или до следующей смены размера такта. Размер 4/4 говорит нам, что каждый такт по музыкальному времени равен длительности звучания четырех четвертных нот. Или о том, что в такте четыре доли, каждая из которых равна четверти. Подробней об этом рассказано в разделе "нотная грамота".

Реприза

Знак повтора. Повторяемый фрагмент начинается либо с открывающей репризы (которая перевернута зеркально и располагается в начале повторяемого фрагмента), либо с начала произведения при ее отсутствии. По умолчанию повторять нужно один раз. Один раз сыграть и один раз повторить. Но в упражнениях знак репризы означает что упражнение нужно играть циклично много раз до достижения результата.

Целая нота

Это нота Ми под тремя добавочными линейками, которая соответствует шестой открытой струне. По длительности звучания она целая, то есть звучит либо 4 четвертных доли, либо 8 восьмых, либо 16 шестнадцатых, и так далее. В данном примере она занимает весь такт, который как раз и равен четырем четвертям. Метроном можно поставить как восьмыми, тогда нота будет звучать 8 ударов, так и четвертями, тогда эта же нота будет звучать 4 удара. Если пока не до конца понятно, на практике все станет на свои места, к этому не раз вернемся.

Апликатура правой руки

p, i, m, a

Как мы уже знаем, эти буквы обозначают пальцы правой руки. Обозначение апликатуры в разных изданиях может быть расположено в разных местах относительно ноты. Я апликатуру правой руки ставлю внизу в одну строку, а апликатуру левой руки непосредственно около ноты.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 80 восьмыми
Темп на моей записи: 60 четвертями

Блок упражнений 2

2.1 (pima)

2.2 (pami)

Пояснения к нотному тексту

В этих упражнениях уже два голоса. Видите, внизу целая Ми, как и в первом упражнении. Она занимает весь такт но "на нижнем этаже". А на верхнем этаже теперь одна четвертная пауза () и три четвертных ноты. Одна пауза и три ноты тоже в сумме составляют четыре четверти, только в первом голосе (голоса считаются сверху). Тоже занимают весь такт, по другому и быть не может. Так как голоса звучат одновременно, то они друг другу не мешают, и за пределы такта не вылазят. Вместе они все равно звучат ровно четыре четверти.

Тут самое время напомнить об условности нотной записи, про которую я подробно рассказывал в соответствующей теоретической главе. Четвертная пауза здесь исключительно для красоты и удобочитаемости нот. На самом деле, при игре, на месте этой паузы продолжают звучать предыдущие звуки и никакой паузы там нет. Но если писать точно так же, как и звучит, то будет жуткое нагромождение лиг и залигованных нот. Как играть такое упражнение не сразу и поймешь, несмотря на то, что упражнение элементарное. Поэтому и нужно упрощение нотной записи. Конечно, не всегда паузы стоят для красоты, они несут вполне конкретную функцию прекращения звучания. Со временем вы сами научитесь определять где пауза стоит условно, а где по-настоящему.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 80 восьмыми
Темп на моей записи: 120 восьмыми

Упражнение 3

Может возникнуть вопрос, а почему в аудио-записи упражнения в два раза больше звуков чем в нотах? Потому что репризы, знаки повтора, кто забыл :)

В этом упражнении главное следить за положением запястья при переходе со струны на струну. Помните как рука должна перемещаться по струнам? Рука от локтя, но не запястье.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 80 восьмыми
Темп на моей записи: 120 восьмыми

Упражнение 4

Отработайте упражнение в двух апликатурных вариантах, со стартовым пальцем i, и со стартовым m.

Как и в предыдущем упражнении следите за запястьем при переходе со струны на струну.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 80 шестнадцатыми
Темп на моей записи: 120 шестнадцатыми

Блок упражнений 5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

5.9

5.10

Метроном
Начинать отрабатывать с: 80 восьмыми
Темп на моей записи: 60 четвертными

Блок упражнений 6

6.1

6.2

6.3

6.4

Метроном
Начинать отрабатывать с: 70 восьмыми
Темп на моей записи: 60 четвертными

Блок упражнений 7

7.1

7.2

В этих упражнениях обращайте внимание на звучание первой струны. Она должна быть хорошо слышна. Частая ошибка тут - пропадание первой струны из-за слабой работы пальца а.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 70 восьмыми
Темп на моей записи: 60 четвертными

Упражнение 8

Пояснения к нотному тексту

Лига

Здесь мы впервые встречаемся с лигой. Лига как бы соединяет две ноты в одну. Вторая нота не играется, но ее длительность прибавляется к длительности первой ноты. Это важный нюанс, не забудьте, об этом постоянно забывают. Первая нота звучит дольше за счет второй.

Залигованная нота (вторая) не играется! Она сливается с первой.

Также следует обратить внимание на изменившийся размер такта, который теперь равен трем четвертям. Видите, теперь в каждом голосе у нас по три четверти. В нижнем голосе половинная с точкой которая звучит по времени как три четверти, а вверху сами три четверти. В третьем такте в верхнем голосе шесть восьмых, что в сумме также равняется трем четвертям.

Нота с точкой

Продлевает длительность ноты на половину ее звучания. Если обычная половинная равна двум четвертям или четырем восьмым, то половинная с точкой будет равна трем четвертям или шести восьмым.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 100 восьмыми
Темп на моей записи: 100 четвертями

Упражнение 9

Метроном
Начинать отрабатывать с: 80 шестнадцатыми
Темп на моей записи: 70 восьмыми

Блок упражнений 10 (ритм)

Внимание! В этих упражнениях, помимо техники исполнения, отрабатывается навык самостоятельного разбора ритма. Поэтому сначала разберите ритм самостоятельно, и только потом слушайте аудио-иллюстрации, для самопроверки. Предварительно ознакомьтесь с главой про разбор ритма из раздела "Нотная грамота".

10.1

10.2

10.3

10.4

Метроном
Начинать отрабатывать с: 70 восьмыми
Темп на моей записи: 120 восьмыми

Упражнение 11

Пояснения к нотному тексту

Обратите внимание на обозначения пальцев выделенные красным. В этих местах порядок пальцев отличается от первоначального алгоритма. Сделано это для того, чтобы не нарушался принцип чередования.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 80 шестнадцатыми
Темп на моей записи: 70 восьмыми

Практические рекомендации и дополнения

Скачать упражнения в PDF файле