Фактура. Элементы фактуры.

Любая музыка в исполнении ансамбля музыкантов, или же всего одного музыканта, состоит из одинаковых составляющих элементов.

Это мелодия, гармония, бас.

Эти три элемента вместе составляют музыкальную фактуру.

Давайте рассмотрим, что из себя представляют эти элементы, и какая роль у каждого из них.

Тут важно сразу понять, что эти составляющие элементы музыки не привязаны к определённым инструментам. Например, мелодию может исполнять абсолютно любой инструмент или голос. Так же как и гармонию. Чаще всего гармонию играют сразу несколько инструментов ансамбля или даже оркестр. Бас может играться контрабасом, бас-гитарой, синтезатором, любым инструментом который способен извлекать низкочастотные звуки.

Все три элемента фактуры также могут играться на одном инструменте, в один момент времени, одним человеком. Для этого инструмент должен быть многоголосным. Таким как фортепиано, гитара, аккордеон. На этих инструментах возможно играть все три элемента фактуры. Образно говоря, одному играть за целый ансамбль.

А вот например флейта, скрипка, голос и др. не подходят для этой задачи. Это одноголосные инструменты, в одиночку они могут играть только мелодию. Но ансамбль из нескольких скрипок, флейт, голосов или других одноголосных инструментов, уже способен играть не только мелодию, но и гармонию.

Наша задача как исполнителя — научиться находить эти три элемента фактуры в гитарных нотах. Мелодию, гармонию и бас. Это не так сложно, как может показаться.

Мелодия

Мелодию найти проще всего. Если вам знакома музыка, которую вы разбираете, то мелодия у вас уже на слуху, вы её можете пропеть. В песне мелодическими будут те ноты, на которые приходятся слова.

Здесь надо упомянуть о подголосках и вспомогательных мелодических фразах. Часто бывает что солист поёт или играет основную мелодию, а ансамбль играет вспомогательные мелодические вставки. Или в виде подголосков (коротких мотивов), или в виде более крупных фраз. Как правило, такие мелодические вставки звучат во время пауз в основной мелодии. В гитарной аранжировке они также нередко встречаются, и их надо правильно определять. Они тоже относятся к мелодии, хоть и вспомогательной.

Чаще всего мелодия находится выше других элементов фактуры, и занимает верхний голос. В таких случаях, всё, что написано штилями вверх является мелодией. Это бывает чаще всего, но не всегда. Нередки случаи проведения мелодии в среднем регистре или басу. При этом мелодические ноты объединены в рамках одного голоса с гармоническими нотами. В таких случаях нужно будет самостоятельно отделять мелодию от гармонии. Подробнее про голоса и многоголосную запись читайте в разделе "Нотная грамота".

Бас

Если нотная запись трёхголосная, то идентифицировать бас не составляет никакого труда. Самый нижний голос и будет басом.

Но чаще всего гитарные ноты представлены в виде двухголосной записи, где бас и гармоническое заполнение объединены в одном голосе. Подробней об этом читайте в главе "Условность нотной записи для гитары" из раздела "Нотная грамота".

В случае с двухголосной записью вам нужно будет научиться отделять бас от гармонии. По каким признакам мы можем отличить басовую ноту от гармонической?

Гармония

Чаще всего находится между мелодией и басом. Но может быть выше мелодии в отдельных случаях. Где гармонические ноты точно быть не могут, так это ниже баса. Ниже баса может быть только бас.

У гармонических нот вспомогательная роль. Эти ноты заполняют пустоты и являются связующим элементом.

В трёхголосной записи гармония занимает средний голос. В двухголосной она объединена с басом во втором голосе.

Отличить гармонические ноты от басовых мы можем по следующим признакам:

Примеры

Все приведённые ниже примеры набраны в два голоса, потому что именно в двухголосной записи требуется навык самостоятельного разделения фактуры. Если вам попадутся трёхголосные ноты для гитары, то разделить фактуру на составляющие не составит никакого труда, каждый элемент фактуры будет в отдельном голосе.

Обратите внимание, что ноты баса и гармонии полностью укладываются в рамки текущего аккорда, который обозначен сверху каждого такта. А в мелодии часто встречаются ноты не входящие в аккорд. Так и должно быть.

Wind of Change

Мелодия этой песни вам наверняка знакома, поэтому найти мелодические ноты не составит труда, тем более что здесь они занимают верхний голос, и не объединены с гармоническими. Всё, что написано штилями вверх - мелодия.

2 такт

Ноту Фа на 4 струне здесь можно трактовать и как гармоническую, и как басовую. Басовой она может быть потому, что вполне подходит на роль дополнительного баса на второй доле. В размере 2/4 вторая доля как раз является серединой такта. Но несмотря на это, я её обозначил как гармоническую в контексте остальных тактов. Если посмотреть на весь фрагмент, то видно, что бас шагает по первым долям такта, а гармонические ноты чередуются в середине, например как в 4-ом и 8-ом тактах.

4 и 8 такты


Абсолютно типичное распределение элементов гитарной фактуры. Длинная мелодическая нота вверху, внизу бас, а в середине чередуются гармонические ноты. Обратите внимание, несмотря на то, что бас написан восьмой длительностью, на самом деле он звучит весь такт, и реальная длительность у него половинная! На эту тему прочитайте статью "Условность нотной записи для гитары" из раздела "Нотная грамота".

7 такт

Здесь хотел бы заострить внимание на ноте Ми на 4 струне. Она в этом такте однозначно гармоническая, несмотря на то, что находится на басовой струне. Почему? Посмотрите на её расположение в такте. Она расположена сразу после баса, на второстепенной доле. Бас такими короткими длительностями не бегает в этом произведении, а как раз наоборот, шагает по первым долям каждого такта.

Начинающие гитаристы часто путают функциональную принадлежность нот на 4 струне, это распространённая ошибка. Однозначного алгоритма определения не существует, тут нужно прежде всего слушать.

Yesterday

С мелодией, как и в предыдущем примере, всё однозначно, для неё выделен отдельный голос. Всё, что штилями вверх - мелодия. Давайте посмотрим на нижний голос и постараемся уловить логику разделения на басовые и гармонические ноты.

Видите, в основном басы идут по первым и третьим долям такта. Это обычное движение баса. Бас на первой доле и в середине такта. В размере 4/4 середина такта приходится на третью долю. А гармонические ноты, в основном, заполняют пустоты между басом и мелодией.

Рассмотрим каждый такт более подробно. Это фрагмент из целого произведения, поэтому нумерация сдвинута, счёт тактов начинается с третьего, о чём говорит цифра в начале каждой строки, обозначающая номер такта.

3 такт

В этом такте прежде всего обращу внимание на расположение гармонических нот относительно мелодических. Это пример когда гармонические ноты располагаются выше мелодических. В таких случаях возможно объединение мелодии с гармонией в рамках верхнего голоса. Но здесь они разделены стандартным образом, гармония объединена с басом в нижнем голосе.

Нота Ре на 4 струне тут однозначно гармоническая. По той причине, что находится на нетипичной для баса доле в этой аранжировке. Хотя в другой аранжировке, где басовая линия имеет другой ритмический рисунок, она вполне может быть и басовой.

4 и 6 такты


Здесь главное не перепутать гармоническую ноту Ми на 4 струне с басовой. Она не басовая по своему расположению. Видите аналогичную гармоническую Соль в 6 такте? В этой аранжировке басы шагают либо по первым долям, либо по первым и третьим, это хорошо слышно. В этих тактах так и получается: бас на первой доле и в середине такта, на третьей. А гармоническая нота на второй восьмой такта заполняет пустоту. Всегда ищите закономерности в рамках всего произведения, это здорово помогает при анализе.

5 такт

А вот тут интересный момент в басу. Видите нисходящий басовый ход Ми-Ре-До? Это довольно часто встречающееся явление, когда бас на сильной доле подготавливается восходящим или нисходящим мелодическим ходом в басу. В данном примере бас До подготавливается ходом Ми-Ре. При этом басовая нота Ре не входит в состав текущего аккорда Em, это исключение из правила.

Когда в басу проходят такие мелодические связки, в них могут встречаться неаккордовые звуки в качестве проходящих.

Если вам пока сложно уловить логику не отчаивайтесь, это приходит с опытом. Это пока самые общие сведения, по ходу разбора произведений будут и другие примеры в дальнейшем. Чем больше будет примеров, тем лучше будете понимать.

Практические рекомендации и дополнения