Условность нотной записи для гитары.

В этом уроке я хотел бы рассказать о том, что ноты для гитары нельзя воспринимать буквально в отношении длительности звуков. Реальная длительность звуков почти всегда больше, чем обозначенная в нотах.

Почему так происходит?

У гитары шесть струн, и каждая, по сути, является отдельным музыкальным инструментом. Каждая струна может звучать независимо от других струн. При игре, звуки на разных струнах неизбежно накладываются друг на друга, в этом и заключается красота гитары. Но если попытаться абсолютно точно записать реальное звучание гитары средствами нотной записи, то выйдет невообразимая путаница. Визуально такую запись будет очень сложно воспринимать.

Покажу это на самом простом примере. Возьмем элементарное арпеджио, обыкновенный гитарный перебор:

Записано красиво, и как играть понятно с первого взгляда. Здесь два голоса, в нижнем целая нота Ля, звучит весь такт. В верхнем восьмая пауза и семь восьмых нот, что в сумме равняется восьми восьмым или четырем четвертям, как и должно быть. Все правильно. Сыграть никакого труда не составляет. Но! Если точно следовать нотной записи, то придется во-первых, помучаться, а во-вторых, звучать будет плохо, не по-гитарному.

Написанное в нотах однозначно показывает, что ноты одного голоса не должны накладываться друг на друга по звучанию. Другими словами, нота Ля, в верхнем голосе, звучит ровно до ноты До, и в момент её появления глохнет. Нота До, в свою очередь, звучит ровно до следующей Ля. И так далее по очереди.

Но ведь на самом-то деле гитарист никогда не играет таким образом! Гитарист не глушит каждую струну в момент начала звучания следующей, струны звучат вместе, образуя маленький ансамбль. А все ноты данного примера как раз и находятся на разных струнах.

Давайте попробуем записать этот пример так, как он реально звучит. Это можно сделать разными способами. Если не увеличивать количество голосов, оставить два, как есть, то запись реального звучания примера будет выглядеть так:

Страшно? Непонятно? Да, теперь разглядеть наш перебор очень сложно, тем более, если не знать, что здесь написано. Давайте все-таки разберемся для лучшего понимания, как такая запись получилась. Заодно закрепим урок про голоса.

С нижним голосом все понятно. Там как была целая нота Ля, так и осталась. Она себе звучит весь такт и никого не трогает :) . А вот второй голос оброс дополнительным количеством залигованных нот. Раскрасим первые ноты из залигованных групп в красный цвет для наглядности:

Теперь ясно видно начало звучания каждой ноты. А залигованные ноты показывают продолжение звучания, длительность ноты.

Посмотрим на первую красную Ля. Видите, она продолжает звучать во время звучания До, это показывается одной залигованной нотой. А после ноты До три залигованных ноты. Это потому, что нота До звучит на протяжении следующих трех восьмых. Внимательно рассмотрев эту картинку, можно разобраться сколько звучит каждая нота.

- А зачем рисовать столько лиг? Не проще ли объединить залигованные ноты в одну длительность. Например, две залигованные восьмые Ля, записать одной четвертью, и так далее?

Хороший вопрос. Это можно было бы сделать в условиях большего чем два количества голосов (этот вариант рассмотрим ниже). Ведь по правилам, совмещать на одной доле в пределах одного голоса можно только ноты одинаковой длительности. И потом, нельзя первую Ля в верхнем голосе сделать четвертной, в этом случае отодвинется время вступления До, а это уже будет совсем другой ритм. Ведь и Ля, и До, находятся в одном голосе.

Можно обойтись и без залигованных нот. Но для этого нам понадобится аж четыре голоса. По голосу на каждую звучащую струну:

Уже лучше. Но все равно сложновато выглядит. Для наглядности каждый голос раскрашу в свой цвет:

Четыре голоса - четыре цвета. Каждый голос по сумме длительностей нот и пауз равен размеру такта.

Как видите, если обозначать в нотах реальное звучание, то запись выглядит перегруженной, её очень сложно воспринимать. Поэтому гитарные ноты принято писать в упрощенном виде. Подобное арпеджио часто можно встретить записанным в один голос вот так:

Или в два голоса, как было показано в самом начале:

Чем больше голосов, тем точнее запись, но в то же время сложнее для восприятия.

Это довольно простой пример. Более сложные ноты могут быть записаны как в два, так и в три голоса.

Давайте посмотрим на пример из прошлого урока про голоса. Как вы помните, он был представлен в двух вариантах. Двухголосном и трехголосном.

Два голоса:

Три голоса:

Звучат эти два примера одинаково. Разница только в степени упрощения. Посмотрите на первую ноту Ля в нижнем голосе двухголосного примера. У неё по написанию четвертная длительность. Но это не значит, что она действительно должна звучать ровно четверть. Она должна звучать так, как обозначено в трехголосном примере, а именно до следующей Ля в этом же голосе.

Трехголосная запись более точная. Кроме мелодии, мы абсолютно точно видим сколько должен звучать бас, это явно обозначено. Для мелодии и баса выделено по целому голосу. В трехголосной записи упрощен только средний голос.

В двухглосной же записи, как правило, точно выписан лишь верхний голос, а нижний упрощен.

Как видите, и двухголосная, и трехголосная записи являются упрощенными. Двухголосная упрощена больше, трехголосная меньше. Чтобы записать ноты для гитары без упрощений нужно четыре, или больше голосов. Но четырехголосная запись не применяется в гитарной практике, во всяком случае я таких примеров не встречал. Что и к лучшему, прочитать такую запись было бы очень сложно.

Я предпочитаю писать свои ноты в двухголосном варианте, как более наглядном и лаконичном. Да, при этом жертвуется точность, но при небольшом опыте гитарист сам уже знает сколько должна длиться каждая нота. К тому же есть определённые правила, касающиеся глушения и звучания струн, их рассмотрим в отдельном уроке.

Выводы:

В гитарных нотах, по сути, обозначается только время начала ноты (её положение в такте), а реальная длительность, в большинстве случаев, отличается от фактически написанной в большую сторону. Особенно это касается нижних голосов. Мелодический голос (верхний), как правило, пишется отдельным голосом и длительность звучания каждой ноты явно указывается. Но бывают и исключения.

- Так что же получается? В гитарных нотах ритм неправильно записан и можно играть как попало, не высчитывая длительности?

Нет! Начало звучания ноты обозначено всегда точно. То есть ритмический рисунок всегда однозначно указан. Упрощение касается лишь "хвоста" ноты, времени её реального звучания. Продолжает ли она звучать на фоне других нот или нет, вот что требуется додумывать исполнителю.