Звук, ноты, нотный стан, ключ.

Музыкальный звук

Все звуки в природе разделяют на музыкальные и шумовые.

Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, имеют строго заданные характеристики. Это высота, длительность, громкость, тембр.

Одной из главных характеристик музыкального звука является его высота.

С физической точки зрения высота - это частота колебаний звуковой волны. Чем частота колебания выше, тем звук тоньше, прозрачней - высокий звук. Чем частота ниже, тем звук толще, басистей - низкий звук.

Высота звука - величина относительная. Из двух разных звуков один всегда будет выше или ниже другого.

Ноты, октавы

Нота - это графическое изображение музыкального звука. Обозначается овалом. А высота звука обозначается высотой ноты по вертикали. Внизу низкие ноты, вверху - высокие.

Музыкальных звуков много, но для их обозначения существует всего семь нот:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си

На этих нотах основана традиционная музыкальная система.

Эти семь нот циклически повторяются на разной высоте. То есть, после Си опять идет До: До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми ... и так далее.

Если выстроить все музыкальные звуки в лесенку от низких к высоким, то получится такая картина:

Такой ряд нот-звуков называется музыкальным звукорядом.

Как мы видим, нот с одинаковыми названиями много. Чтобы было понятно о какой ноте До, к примеру, идет речь, весь звукоряд разбит на зоны. Такая зона называется октавой.

Одна октава состоит из всех семи не повторяющихся нот. У каждой октавы есть свое название. Вот они, в порядке от самой нижней к самой верхней:

Когда нужно точно назвать высоту ноты, то говорят: ля первой октавы, си малой, соль третьей, итд.

Нотный стан, ключ

Ноты записываются на нотном стане, который представляет собой пять горизонтальных линеек. Ноты могут записываться на линиях и между линий, а также на добавочных линиях сверху и снизу.

Пять основных линий нотного стана считаются снизу вверх. Добавочные линии считаются по направлению от нотного стана. То есть, верхние добавочные снизу вверх, а нижние добавочные сверху вниз.

Внимание! Линии нотного стана это не гитарные струны! Не надо проводить такой аналогии.

Но все существующие ноты явно не поместятся на нотном стане, даже с учетом добавочных линеек! Верно, все ноты не поместятся, но это и не нужно.

Очень немногие музыкальные инструменты могут играть всеми звуками от самых низких до самых высоких. К таким инструментам относятся прежде всего фортепиано, орган и некоторые другие. Для этих инструментов музыка записывается сразу на двух нотных станах, у них широкий диапазон.

Диапазон музыкального инструмента - это количество нот, которое он в состоянии сыграть. Обозначается двумя крайними нотами инструмента. Самой низкой и самой высокой.

Как мы уже выяснили, фортепиано имеет широкий диапазон, который включает все музыкальные звуки. А вот большинство инструментов имеет диапазон гораздо уже, который охватывает только некоторую часть всего музыкального звукоряда.

Но возвратимся к нотному стану. Как было сказано выше, все ноты звукоряда на нем не поместятся, а поместится только часть.

Какая часть звукоряда находится на нотном стане показывает ключ, который всегда пишется в начале нотной строки.

Ключ закрепляет за конкретной линейкой конкретную ноту. И в зависимости от этого все остальные ноты занимают свои места на нотном стане. Ключи бывают разными для инструментов разного регистра, но самые распространенные это Ключ Соль (скрипичный) и Ключ Фа (басовый).

На теме ключей я хочу остановиться чуть более подробно чем это обычно делается.

Теоретически, ключ может находиться на разной высоте. Например ключ соль размещенный на первой линейке, закрепит за первой линейкой ноту соль первой октавы. В результате расположение нот на нотном стане будет отличаться от расположения в скрипичном ключе (ключ соль на второй линейке). Кстати, ключ соль на первой линейке называется уже не скрипичным, а старофранцузским. Но для гитаристов это уже относится к чистой теории, пишу это для более полного понимания темы ключей.

Расположение нот на нотном стане зависит от ключа!

Музыка для гитары записывается только в скрипичном ключе. А ноты для контрабаса, к примеру, в басовом. Для разных инструментов удобны разные ключи, это наглядно изображено на картинках ниже:

Обратите внимание, так как контрабас играет в более низком регистре, на его нотном стане располагается другая (более низкая) часть звукоряда чем у гитары. Гитара же, играет в среднем регистре, и на её нотном стане удобно помещается средняя часть звукоряда. Скрипка, флейта, и другие высокие инструменты охватывают более высокую часть звукоряда, и там могут использоваться другие ключи.

А какие именно ноты, и на каких линейках нотного стана они будут находиться как раз и определяет ключ. Он определяет абсолютную высоту системы записи.

И в заключении всей темы, давайте ещё раз внимательно посмотрим на диапазон гитары. Это те ноты, с которыми мы будем работать. Не пугайтесь, что их так много, они легко запоминаются в процессе обучения.