Интервалы

Расстояние между двумя звуками в музыке называется интервалом.

Нижний звук интервала называется основанием, а верхний, его вершиной.

Интервалы в музыке измеряются с помощью двух единиц измерения: полутона и тона, о которых было сказано ранее.

Используя эти универсальные для музыки единицы измерения, можно измерить любой интервал. Например, между До и Ми вверх — интервал в два тона. Между Ре и Фа вверх - полтора тона. Я говорю вверх, потому что интервалы можно откладывать и вниз. Например, интервал между До и Ми вниз — 4 тона.

Но в музыкальной практике принято называть интервалы не по количеству тонов, в него входящих, а по собственному названию. У каждого интервала есть свое название, которое указывает на количество ступеней диатонического звукоряда, им охватываемое. Мы уже знаем название одного интервала — это октава, охватывающая восемь ступеней диатонического звукоряда. Остальные интервалы в пределах октавы называются так:

Прима - интервал в 1 ступень
Секунда - интервал в 2 ступени
Терция - интервал в 3 ступени
Кварта - интервал в 4 ступени
Квинта - интервал в 5 ступеней
Секста - интервал в 6 ступеней
Септима - интервал в 7 ступеней
Октава - интервал в 8 ступеней

Что такое интервал в одну ступень? Это одна и та же нота, повторенная дважды — интервал Прима. Соседние ступени диатонического звукоряда образуют Секунду, и так далее до октавы, которая образуется между ближайшими одноименными нотами вверх или вниз.

И все было бы замечательно, если бы между всеми ступенями диатонического звукоряда были одинаковые расстояния. Но ведь между парами звуков Ми-Фа и Си-До расстояние в полтона, в то время как между всеми остальными тон! Это и сбивает стройную систему интервалов с названиями основанными только на количестве ступеней. Получается что название интервала по количеству ступеней определяет его лишь приблизительно. Например, в терции До-Ми вверх — два тона. А в терции Ре-Фа — полтора тона. С остальными интервалами та же самая картина, они не одинаковые.

Для точного определения интервала, к его основному названию добавляются дополнительные, уточняющие прилагательные: чистая, большая, малая, увеличенная, уменьшённая.

Ниже перечислены основные, или диатонические интервалы, то есть те, которые могут образоваться между ступенями диатонического звукоряда.

А вот как эти интервалы выглядят на клавиатуре от ноты До. В приложении к этому пособию есть схемы интервалов от любой ноты вверх и вниз.

Интервал, который содержит 3 тона, и делит октаву пополам, так и называется - тритон. Это единственный интервал, который называется только по количеству тонов в его составе. Тритоном может быть увеличенная кварта (ув4), либо уменьшенная квинта (ум5).

Каждый интервал может быть увеличенным или уменьшённым. Увеличенный интервал на полтона больше большого или чистого интервала. Уменьшённый - на полтона меньше малого или чистого.

Чистые интервалы не могут быть ни большими, ни малыми. Они бывают только чистыми, увеличенными и уменьшёнными.

Энгармоническое равенство интервалов.

Как мы уже знаем, энгармонизм это когда одинаково звучит, но по-разному называется. Мы это рассматривали на примере отдельных ступеней звукоряда, теперь поговорим об этом явлении применительно к интервалам.

Любой интервал можно назвать как минимум двумя названиями. Например, интервал в полтона можно назвать либо малая секунда, либо увеличенная прима. Интервал в 4 тона — малая секста или увеличенная квинта.

На что нужно обращать внимание, чтобы правильно назвать интервал? Прежде всего на количество основных ступеней, им охватываемое. Объясню на примерах:

1. Как назвать интервал До# - Ляb вверх?

Насчитав в интервале 3,5 тона, вы скажете: это чистая квинта. И этот ответ будет ошибочным. Почему? Потому что в задании указан интервал До#-Ляb, а от До до Ля шесть ступеней (секста)! Значит указанный интервал является уменьшённой секстой (в малой сексте 4 тона, а в уменьшённой как раз 3,5).Тот же самый интервал был бы квинтой, если бы нота Ляb названа как Соль#. Тогда интервал выглядел бы как До#-Соль#. А от ноты До до ноты Соль как раз пять ступеней (квинта).

2. Как назвать интервал Ре-Ре# ?

Ну, это же совсем просто, скажете вы. Здесь расстояние в полтона, это малая секунда! И опять будете неправы :) На самом деле это увеличенная прима. Ступени-то в основании и вершине интервала одинаковые! Ре-Ре#. Значит это увеличенная прима, которая на полтона больше чистой. Если бы вершина интервала была названа как Миb, то да, это была бы малая секунда.

Как видите, первое на что нужно обращать внимание, это количество основных ступеней между основанием и вершиной интервала. Так вы определите главное название интервала. А потом, уже принимая во внимание количество тонов, корректируете его вид.

Вы, конечно, скажите: но ведь разница только в названии, звучит-то одинаково. Да, звучит одинаково. Но от правильного названия в теории музыки многое зависит, это важно. Просто пока примите как факт.

Обращение интервалов.

Обращением называют перенос нижнего звука интервала на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал.

Например, имеем интервал До-Ми вверх, который является большой терцией. При переносе ноты До на октаву вверх, получаем малую сексту.

Есть определенные закономерности, по которым происходит обращение интервалов. Зная их, вы намного упростите процесс их построения.

Запоминаем два правила:

  1. Пара обращенных интервалов в сумме всегда равняется девяти, если сложить их числовую составляющую.
    Терции обращаются в сексты (3+6=9), секунды в септимы (2+7=9), кварты в квинты (4+5=9), примы в октавы (1+8=9). И наоборот, соответственно.
  2. По виду интервалы обращаются следующим образом:
    Большие в малые
    Малые в большие
    Чистые в чистые
    Увеличенные в уменьшенные
    Уменьшенные в увеличенные

Что это нам дает на практике? А то, что зная эти правила, нам теперь гораздо проще строить большие интервалы, такие как сексты и септимы.

Допустим, нам надо построить большую сексту от ноты Ми вверх. Вместо того, чтобы отсчитывать большую сексту (4,5 тона) вверх, мы можем гораздо быстрее построить малую терцию вниз и перенести полученный звук на октаву вверх. Малая терция от Ми вниз это До-диез. А от Ми до До-диез вверх как раз и будет большая секста.

Таким образом, если вы умеете быстро строить секунды и терции, считайте что вы автоматически так же просто можете строить септимы и сексты. Потренируйтесь это легко. Малая секунда - большая септима. Большая терция - малая секста, и так далее.

Консонанс и диссонанс

Интервалы разделяют по принципу благозвучности на консонансы и диссонансы.

Консонанс или консонирующий интервал - приятное, сливающееся звучание, благозвучие.

Диссонанс или диссонирующий интервал - резкое, неприятное, несливающееся звучание.

В таблице ниже показано какие интервалы к какой группе относятся.

У каждой из двух групп интервалов своя роль в музыке, они равноправны. Неправильно думать что диссонансы это «плохие» интервалы и их надо избегать. Без диссонансов теряют смысл консонансы.

Диссонансы в музыке создают напряжение, динамику, развитие. А консонансы наоборот, устойчивость, спокойствие, завершенность. Любой диссонанс стремится перейти (разрешиться) в консонанс. Диссонанс - это вопрос, консонанс - ответ.

Неблагозвучность диссонанса слышна только если взять его изолированно, сам по себе. Но в контексте музыкального произведения в целом, мы эту неблагозвучность даже не заметим, в контексте целого неблагозвучность становится украшением.