Странники

Пояснения, указания, рекомендации

Пульсация 6/8

Если вы внимательно изучили урок про размеры из нотной грамоты, то должны уже знать, что размер 6/8 является сложным, и состоит из двух простых размеров 3/8 + 3/8 .

Что это означает на практике? А на практике это означает присутствие в такте относительно сильной доли, которая попадает на 4 восьмую в такте. Получается что метрически сильными долями такта в размере 6/8 будут первая и четвёртая доли.

На первую долю, как правило, приходится бас, и его дополнительно не надо выделять. Бас и так всегда звучит плотно за счёт своего низкого регистра. Если же на первую долю попадает нота без баса, как во втором такте, то её нужно слегка выделить.

То же самое касается и 4 доли, её тоже нужно слегка выделять. Причём даже в том случае, если на четвёртую восьмую приходится гармоническая нота, как например в 10 такте:

Тут очень важно не переборщить с метрическими акцентами и слушать результат. Акценты не должны быть резкими, как удары молотка. Они должны угадываться почти подсознательно. Их даже не надо пытаться делать специально. Нужно сосредоточиться на внутренней трёхдольной пульсации при игре. РАЗ-два-три-РАЗ-два-три-РАЗ-два-три-РАЗ-два-три. Проговаривать счет словами про себя не надо, старайтесь поймать само ощущение деления времени, пульсацию. При правильном ощущении акценты должны получиться сами, и именно в той степени, что требуется.

Повторю, если на сильную или относительно сильную долю попадает бас, то его дополнительно акцентировать не надо. Как правило, небольшой акцент требуется именно на 4 доле, я бы даже назвал 4 долю главной в размере 6/8.

Залигованные мелодические ноты


Например, в 5 и 8 тактах. Именно эти ноты ученики любят бросать раньше времени. Ноты вообще нужно держать, а уж залигованные мелодические тем более. Обратите на них внимание и слушайте до конца. Они должны звучать до следующей мелодической как минимум.

А в 8 такте залигованную Ре можно держать до конца такта, несмотря на то, что там появляется мелодическая Ля. Ре входит в состав текущего аккорда, и поэтому её можно держать в пределах аккорда и накладывать на звучание других мелодических нот.

Фактура в 9 такте

Тот случай, когда мелодия объединена с гармонией в верхнем голосе, и гармонические ноты находятся выше мелодических. Здесь у нас мелодия проходит по третьей струне, и эти ноты должны прозвучать ярче гармонических наверху. Ну и естественно, каждую из этих мелодических нот нужно держать до начала следующей мелодической ноты, не обрывать.

Скачать в PDF файле

Если вместо скачивания, файл открывается в браузере, нажмите на ссылке правой кнопкой мыши и выберите "сохранить файл по ссылке" или "загрузить файл по ссылке".