Триоль.

Для понимания этого урока требуется предварительно изучить главу "триоль" из раздела "нотная грамота".

Играть триоли сами по себе - довольно просто. РАЗ-два-три-РАЗ-два-три-РАЗ-два-три-РАЗ-два-три. Трудности возникают когда нужно сыграть триоль в комбинации с дуолью или квартолью. Например, четыре восьмые + триоль четвертями. Или две четверти + триоль четвертями. Или, что еще "страшнее", в верхнем голосе триоль, а в нижнем дуоль.

Сейчас с этим будем разбираться, слушать, и играть.

1. Теория.

Представьте, что у нас есть такт в размере 4/4. И в нём простая комбинация длительностей: две четверти и триоль четвертями. 5 нот. Дуоль и триоль. Первую половину такта занимают две четверти, а вторую три ноты триоли. В нотах это будет выглядеть так:

Но в нотной записи мы не видим наглядно соотношение длительностей. Поэтому нарисуем звуки в виде кубиков и линиями обозначим воображаемые удары метронома четвертями.

Теперь нам ясно видно, что четвёртый удар метронома делит вторую ноту триоли ровно пополам. Первые две четверти совпадают с ударами метронома, как и должно быть, а из трёх нот триоли только первая начинается на удар метронома. Второй звук триоли начинается раньше четвёртого удара, а третий звук триоли начинается позже четвёртого удара. Но это теория, чтобы понять как это играется, нужно услышать и запомнить на слух. Послушайте аудио-иллюстрацию под картинкой, там этот такт играется циклично.

Теперь посмотрим как будет соотноситься между собой квартоль с триолью. Например, четыре восьмые и триоль четвертями?

Может быть, если запустить метроном восьмыми, то звуки триоли как-то более понятно лягут на метрическую сетку? Смотрим:

Как видим, если метроном будет стучать в два раза чаще, то и в этом случае ноты триоли не попадают на удары. Начало второго звука триоли находится между 6 и 7 ударами метронома, причём ближе к шестому. А начало третьего звука триоли находится между 7 и 8 ударами, и ближе к восьмому. Послушайте как это звучит, и попытайтесь запомнить.

Может быть, если поставить метроном шестнадцатыми, то звуки триоли совпадут с ударами метронома? Ничего подобного :) Всё не так просто:

Под метроном шестнадцатыми и выглядит и звучит очень запутанно. И опять триоль не ложится на удары метронома! Да, триоль это такая штука, которая никак не делится на два. Этим выводом закончим теоретическую часть, и начнём практическую, в которой рассмотрим, как же всё-таки играть эти комбинации под метроном, и как на практике играются триоли чаще всего.

2. Практика.

Самый простой и самый правильный способ научиться играть различные комбинации с триолями это запомнить их на слух. Тут главное подобрать правильную частоту ударов метронома. Лучше всего ставить метроном крупными длительностями таким образом, чтобы удар метронома делил триоль пополам. На слух это легче всего запомнить. Например, предыдущую комбинацию четыре восьмые + триоль четвертями лучше всего отрабатывать под метроном четвертями. Это будет выглядеть и звучать так:

При многократном прослушивании вы запомните этот ритмический рисунок, он хорошо ложится на слух.

Вообще, триоль не обязательно играть математически точно. Довольно часто вместо триоли играют другую комбинацию, которую возможно привязать к мелким ударам метронома. Например, вместо триоли четвертями играют комбинацию восьмая с точкой + восьмая с точкой + восьмая. Если при этом поставить метроном шестнадцатыми то мы получим вот такой счёт: РАЗ-два-три-РАЗ-два-три-РАЗ-два (3+3+2). Вот наглядное соотношение идеальной и изменённой триоли под метроном шестнадцатыми:

Видите, вторая комбинация теперь привязана к ударам метронома. Но это уже и не триоль фактически. В идеальной триоли все звуки должны быть одинаковыми по длительности. А в "халтурной" триоли два первых звука увеличены за счёт последнего. Ученики почти всегда играют "халтурную" триоль. На самом деле, даже профессиональные музыканты чаще всего играют вместо триоли комбинацию 3+3+2. В этом нет ничего страшного, на слух такая комбинация похожа на триоль, и звучит логично. Главное, что три звука укладываются в отведённое им время.

Давайте сравним звучание двух примеров. Один с идеальной триолью, а второй с "халтурной". В обоих случаях будем играть вот этот такт под метроном четвертями:

Звучание с идеальной триолью:

Звучание с "халтурной" триолью 3+3+2:

Разница есть. Но она не принципиальная. Халтурную триоль легче запомнить и легче сыграть, она звучит более понятно, поэтому именно её чаще всего и играют вместо идеальной триоли.

И практические упражнения на гитаре. Методика работы простая. Сначала слушаем много раз аудио-иллюстрацию, запоминаем на слух. Потом пытаемся играть одновременно с записью. Потом пробуем сами под метроном. Каждое упражнение в двух вариантах: с идеальной и халтурной триолью. Отличники с хорошим чувством ритма смогут сыграть оба варианта. Но если с ритмом у вас туго, сразу играйте халтурный вариант, он легче для понимания и запоминания. Халтурная триоль часто играется вместо идеальной. Сам так играю :)

Упражнение 1

С идеальной триолью:

С халтурной триолью:

Темп на моей записи = 80 четвертями.

Упражнение 2

Это упражнение является усложнением предыдущего. Здесь нужно сыграть в верхнем голосе триоль, а в нижнем дуоль. Именно эта комбинация вводит в ступор начинающих музыкантов :) Слушайте и повторяйте:

С идеальной триолью:

С халтурной триолью:

Темп на моей записи = 80 четвертями.