Шлифовать старое или разбирать новое?

Этот вопрос рано или поздно встает перед каждым учеником. И правильный ответ на него буквально решает будете ли вы топтаться на месте или двигаться вперед. И если двигаться, то с какой скоростью?

Как всегда на подобные вопросы единственно верного ответа не существует. Есть две стороны медали, и какой стороной в какой момент времени перевернуть медаль решать только вам, если вы занимаетесь самостоятельно. С педагогом проще, это его главная задача вертеть медали :)

Сейчас буду говорить неожиданно странные для педагога вещи.

Есть в сознании ученика очень вредная, хотя и внешне правильная установка:

Каждое произведение нужно доводить до идеального состояния!

И что же тут вредного? - удивитесь вы. Вроде бы ничего, но давайте сравним это утверждение с моим вариантом:

Каждое произведение нужно доводить до того состояния, которое будет максимально качественным для текущего уровня ученика.

Чувствуете разницу? Максимально качественным для текущего уровня ученика!

Качество звучания произведения напрямую зависит от степени подготовленности, опытности музыканта. Образно говоря, ученик занимающийся год, даже самое простое произведение не сыграет так, как его сыграет музыкант с 10 летним стажем. И этот нюанс часто упускается из вида учениками.

Шлифовать, отрабатывать, стремиться к идеальному звучанию безусловно надо. Но при этом важно не пропустить момент, когда нужно прекратить работу над этой пьесой и взяться за следующую.

Важно трезво оценивать свой текущий уровень и понимать, что для достижения идеального результата нужно его повысить. А повысить уровень можно только разбирая новые произведения.

Как же определить, что этот момент прекращения работы над пьесой настал?

Для этого нужно уметь разделять свои ошибки на частные и системные.

Частные ошибки. Это ошибки, которые относятся исключительно к конкретному произведению. Это прежде всего ошибки в нотном тексте, неточности в ритмическом рисунке, сложные места (не всегда, т.к. невозможность сыграть сложное место может быть следствием системной недоработки, недостаточного уровня).

Системные же, это все то, что присуще вашей игре вообще, вне зависимости от произведения. Это качество звука, динамика, выразительность, расслабленность, чистота звучания, стабильность игры, разделение фактуры, фразировка и многое другое. К системным можно отнести и проблемы с ритмом. Если вы не можете разобраться с ритмом, правильно его посчитать и сыграть, это не является проблемой именно этого произведения это ваше непонимание теории.

Как правило, разделение ошибок на эти две категории не очевидно для ученика. Для него все ошибки частные. Если произведение не звучит как хочется, значит надо продолжать над ним работать, работать и работать. До посинения, днями и ночами.

В результате от произведения начинает тошнить, накапливается эмоциональная усталость, возникает ощущение тупика, пропадает желание заниматься дальше. Он и не подозревает, что его не пускают дальше системные недоработки, которые можно искоренять и на других произведениях.

Практическая рекомендация. Когда чувствуете, что выжали из произведения все, на что способны на этом этапе своего развития, начинайте работать над следующим, а это время от времени повторять. При этом запомните, что именно у вас не получалось, и отрабатывайте этот аспект на другом произведении. В результате, если вы добьетесь успеха в отработке, то старое произведение зазвучит лучше без дополнительной над ним работы. Это будет следствием повышения общего уровня.

Есть ещё такой психологический аспект как усталость от произведения. Не звучит потому что устали от него. Самое верное решение - отложить его отдохнуть на время, а потом вернуться. Часто произведению для финальной готовности нужно «отлежаться».

Важно понимать, что уровень владения инструментом находится в прямой зависимости от километража, количества произведений сыгранного вами. Одно произведение не в состоянии повысить ваш уровень, сколько бы вы над ним не работали. Одно произведение охватывает лишь некоторые аспекты из многих. Играя разные произведения вы решаете задачу комплексно, потому что сталкиваетесь с разными игровыми ситуациями.

Алгоритм успешного движения вперед:

  1. Играть произведения адекватные своему уровню.
  2. Вовремя переходить к следующему.
  3. Регулярно повторять предыдущие.