О работе с метрономом

Что такое метроном?

Метроном — это прибор, который издает равномерные звуки с заданной частотой.

Какими длительностями стучит метроном?

Никакими. Он просто стучит. До тех пор, пока вы сами не назначите конкретную длительность на каждый удар. Чему равен один удар метронома решаете Вы, потому что длительность звука в музыке величина относительная.

Для чего музыканту метроном?

1.

На этапе обучения, метроном нужен чтобы развить в ученике ощущение метра, равномерной пульсации.

Тут важно уточнить, что целью при работе с метрономом является не умение играть в строго заданном темпе (частота ударов метронома), а именно ощущение равномерной пульсации при игре. Цифра на метрономе, по большому счету, не имеет никакого значения в контексте развития чувства метра. Тут важен сам принцип равномерности. Мы учимся вкладывать заданное количество нот в заданный промежуток времени или наоборот, выдерживать длительность нужное время. Вот в чем смысл. А какой это промежуток, короткий или длинный не имеет значения. Музыкальное время измеряется в относительных единицах.

2.

Игра под метроном позволяет обрести контроль за действиями своих рук и пальцев. С метрономом руки уже не могут играть сами по себе, как получится. Здесь вам придется взять все свои движения под железный контроль, и извлекать звуки именно тогда, когда надо, когда вы этого хотите.

3.

Вы учитесь слушать себя. Развивается связь уши — руки. Вы слышите внутренним слухом КОГДА нужно играть и даете эту команду рукам.

4.

На более позднем этапе, когда идет целенаправленная наработка техники, метроном нужен музыканту для самоконтроля, измерения и фиксирования своих технических достижений. Вот в этом случае, цифра на метрономе принципиально важна, так как показывает абсолютную величину - темп. Сегодня, к примеру, музыкант может свободно играть конкретное упражнение или произведение в темпе 120. А через месяц в темпе 140. И он целенаправленно работает над возможностью играть в более высоком темпе. Метроном, в этом случае, выступает в роли измерительного инструмента, с помощью которого контролируется прогресс. Или регресс :) . Но это только в том случае, когда скорость является самоцелью.

5.

Сдерживающий фактор. Метроном не дает играть быстрее чем надо. Читайте ниже про синдром О.С. ;)

Как работать с метрономом?

В зависимости от задачи, работать с метрономом можно по-разному.

1.

Если нужно просчитать и понять ритм, то на каждый удар метронома нам следует назначить самую мелкую длительность в произведении или конкретном месте произведения. Темп поставить любой, в котором удобно считать. Считать ритм можно и нужно вообще без инструмента.

2.

Если ритм уже понятен, и вам нужно его отработать, то каждый удар принимаем за более крупные длительности, как правило, это счетные доли такта. Время от времени меняем темп. Опять же повторю, какая там цифра стоит на метрономе не важно. Главное — чтобы вы могли играть в разных темпах одинаково точно и спокойно. В диапазоне своих технических возможностей и стилистики произведения, конечно.

Когда ритм отработан под метроном в разных темпах, и мы можем спокойно и точно играть произведение под его пульсацию, переходим к игре без метронома, как играть без метронома расскажу чуть ниже.

3.

С метрономом можно и нужно отрабатывать связность, навык плавного (легатного) соединения нот. Это когда один звук без дырки в звучании переходит в другой.

Для отработки этого навыка принимаем один удар метронома за очень мелкую длительность, чтобы в один звук на гитаре помещалось 4 или 8 ударов метронома. Темп выставить такой, чтобы звук сам по себе не глох на протяжении всех ударов. Играем, и внимательно слушаем каждый свой звук.

Задача — выдержать каждый звук положенное количество ударов до конца, и прекратить его звучание ровно в момент рождения следующего звука. Чем на большее количество частей (ударов) раздробим звук, тем качественней отрабатывается навык. Это очень полезное упражнение, о котором часто забывают начинающие.

4.

Если ваша игра звучит суетливо, грязно, поспешно, вы не успеваете сыграть нужные ноты, но очень-очень стараетесь — у вас синдром Ошпаренного Суслика. Не научный термин, только что придумал, по-моему достаточно точная аллегория. Ошпаренным Сусликом больны все без исключения начинающие, если кто-то их не вылечил. Подробнее синдром нужно рассматривать в отдельной статье. Мы поговорим об одном из главных лекарств — метрономе, как вы уже догадались.

Ошпаренный Суслик не умеет играть медленно и не умеет себя слушать, потому что надо бежать! При этом он и не догадывается, что бежит, он думает что «просто что-то не получается и надо продолжать работать». Здесь метроном выступает в роли сдерживающего и организующего фактора, без него у суслика ни за что не получится играть медленно. При первых симптомах — выясняем примерную скорость своей игры (частоту ударов) в любых единицах (длительностях). После этого смело снижаем темп на треть, а в особо запущенных случаях и в половину. То есть, вам следует играть под метроном в два раза медленней чем всегда. Конечно, сразу не получится, конечно сложно. Занимаемся в таком темпе до тех пор, пока не почувствуем абсолютный комфорт и удовольствие от процесса.

Математическая сторона метода: не всегда хватает доступной шкалы метронома для правильного деления. Например, исходная скорость — 60 ударов четвертями. Чтобы играть в два раза медленней, нам нужно поставить 30 ударов, но такого значения может и не быть. Все просто, четверти переводим в восьмые. Если измерять исходную скорость в восьмых, то это будет 120 ударов. То есть, ваша скорость не меняется, меняется только частота ударов метронома. Теперь делим на два, получаем 60 ударов восьмыми — это наш рабочий темп.

Вообще, в медленных темпах играть гораздо проще и полезнее, когда метроном стучит мелкими длительностями. Таким образом, нам нужно выдерживать звуки нужное количество ударов, вместо того, чтобы вкладывать звуки в длинный промежуток времени.

5.

Если наша задача поднять технику исполнения в темповом контексте, то здесь применяется метод постепенного увеличения темпа. Здесь самое главное — правильно определить исходный темп. Это тот темп, в котором у вас получается сыграть абсолютно качественно, расслабленно, стабильно, ритмично. Если хотя бы одно из условий не выполняется, темп не является исходным, нужно ещё снижать. Или недостаточная расслабленность, или получается, но не всегда (нестабильность), или почти все получается кроме одного места.. Снижать темп! До тех пор пока все 100% процентов материала не будут звучать со 100% качеством в 100% случаев! Это и будет ваш исходный темп, показывающий ваш текущий уровень. Если снижение темпа не помогает, и вы не можете выполнить все условия, значит взяли произведение не по зубам, нужно взять что-то проще.

При условии, что в исходном темпе все замечательно, постепенно, по 5-10 ударов повышаем темп. И после каждого повышения доводим исполнение до качества исходного. Если 100% качество не достигнуто на данной ступени, повышать темп нельзя. Рост техники — это поэтапное увеличение исходного темпа. Главное слово тут — поэтапное!

Как исключение, есть «шоковая» разновидность метода. Применяется в тех случаях, когда перепрыгнуть определённый барьер ну никак не получается, но чувствуется что физический резерв есть. В этих случаях делается резкий рывок сразу на 20-30-40 ударов вперед, а потом возврат, но на ступеньку выше исходной точки. Три шага вперед — два назад. В результате один шаг вперед субъективно воспринимается как облегчение, а не усложнение. Но этот метод нужно применять с умом, и не на начальном этапе обучения.

Как играть БЕЗ метронома?

Вот здесь, как оказалось, у многих кроется неверное понимание.

Играть без метронома это значит ИГРАТЬ БЕЗ МЕТРОНОМА! Выключили и забыли. Не надо никак соотносить свою игру с ним, пытаться играть с заданной скоростью, пускать запись своей игры синхронно с метрономом, совмещать дорожки и выверять точность попадания в аудио редакторе, и прочие глупости.

Метроном это всего лишь инструмент, тренажер. Он помогает осознать, отработать, проконтролировать, посчитать. И не более. Музыка — она живая. Это не бездушная математическая модель, которая измеряется в точных значениях.

Основная цель занятий под метроном — воспитание внутренней пульсации — чувства метра. Метроном задает эталонный метр, ориентир, назовем его внешний метр. Он используется только для тренировки, как элемент занятий.

Когда же музыкант играет музыку как солист (один), у него внутри пульсирует внутренний метр, если развито чувство метра, разумеется. Так вот, внутренний метр — живой. Он не измеряется абсолютной частотой, и по своей природе не может быть математически ровным. Человек не машина. Внутренний метр может замедляться, ускоряться, дышать, он тесно связан с эмоциями, художественным смыслом произведения. Именно поэтому живая музыка звучит именно как живая. Она дышит вместе с исполнителем, и внутренний метр — её сердце.

Такое ускорение или замедление внутреннего метра исполнителя называется агогикой

. Про агогику нужно разговаривать отдельно, тема довольно объемная. Здесь лишь скажу, что не надо путать агогику с неритмичностью. Агогика — явление осознанное и управляемое музыкантом, поэтому звучит логично. Неритмичность это либо полное отсутствие внутреннего метра (игра наугад), либо хаотичное (произвольное) шатание в ту или иную сторону. Да, внутренний метр живой и не ровный по своей природе, но в определенных пределах.

Когда вы играете без метронома, вы играете играете музыку — творческий режим. С метрономом — упражнение, режим тренировки, математический.

В творческом режиме есть только внутренняя пульсация. Не надо пытаться её подогнать под воображаемую частоту на метрономе. Внутренняя пульсация не измеряется цифрами, она измеряется ощущениями и относительными соотношениями. Быстрее или медленней. В каком темпе играть, решать только Вам, и нет «правильного» или «неправильного» темпа. Если темп осознанно выбран, прочувствован, адекватен стилистике произведения, и вы можете в нем играть со 100% качеством — он правильный.

Выводы:

1.

Метроном — это тренажер, который помогает музыканту развить чувство внутреннего метра и контролировать разные аспекты своего исполнения. Используется в режиме тренировки.

2.

Принципиально важным является сам принцип равномерности, а не точная частота ударов в минуту.

3.

Игра без метронома это игра, которая управляется исключительно вашим внутренним метром. Внутренний метр — живой, не измеряется в абсолютных величинах, и по своей природе не может быть математически ровным. Пытаться подогнать внутренний метр под абсолютные значения внешнего, при отсутствии внешнего метра — грубейшая ошибка. Другое дело — игра под метроном, или в ансамбле. В этом случае происходит синхронизация внутреннего и внешнего метров.

4.

При отсутствии внутреннего метра или его хаотичности — работа с метрономом обязательна!


Важное уточнение: Все, что говорилось выше про агогику, внутренний метр, и игру без метронома, касается только соло-исполнителей. Когда музыкант играет один. Если же музыкант играет в ансамбле, или под запись музыкального сопровождения, то по сути, он всегда играет с метрономом. Под внешний метр. Внутренний метр, в таком случае, синхронизирован с внешним. Здесь тоже есть место для агогики, но в гораздо меньших пределах.