Автор Тема: Откуда у музыкальных нот такие странные названия?  (Прочитано 11639 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Света

  • Гость
Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений.
Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

(В переводе с латинского:
Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о, Святой Иоанн»)

Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes.
Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио.
Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.
« Последнее редактирование: 2011, 07 Мая, 11:41:27 от Света »

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10062
    • Сайт Максима Чигинцева
Спасибо Света :) Такие инициативы всегда приятны.

Ришат

  • Сообщений: 319
  • Татарстан
    • Фирма Компьютерная академия
Света, спасибо за информацию... До этого даже не задавался этим вопросом... Оказалось очень интересно и поучительно. Раз уж подняла такую историческую тему, тогда может продолжишь... ;) Интересует в принципе все: что, когда и главное зачем...

Trurl

  • Флудер-аксакал
  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 1847
  • Игорь
Спасибо. Очень пюознавательно. Не знал.  Сделаю из этой информации вопрос и задам моим ЧтоГдеКогдашникам
Детям нельзя в интернет. От детей интернет тупеет(c)

Inna

  • Сообщений: 116
Как интересно!  Спасибо, Света!  Честно говоря, никогда даже и не задумывалась над этим вопросом.  Сразу заглянула в Wikipedia, а там вот другой вариант переименования первой ноты.

"Giovanni Battista Doni (c. 1593 – 1647) was an Italian musicologist who made an extensive study of ancient music. Known, among other works, for having changed the name of note Ut (C) renaming it Do after his own family name to ease solfege."

Вот свободный перевод:  Джованни Баттиста Дони, итальянский музыковед, изучавший античную музыку, кроме всего прочего знаменит тем, что изменил название ноты Ut (C) на Do в честь себя, (любимого  :D -- прим. автора) для облегчения сольфеджио. 

Это так, просто, для разширения кругозора и ознакомления с различными версиями вопроса :)
"The time you enjoy wasting is not wasted time." Bertrand Russell

Sasa

  • Гость
Цитировать
Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц.
>:(  Тут ты немножко соврала. Оркестры во всём мире настраиваются и на 442, и на 443 и на 444 Гц. До 20 центов выше чем 440Гц.

Света

  • Гость
Я рада, что эта информация была полезной! Я сама этого не знала! Любопытство разобрало во время изучения нот на нашем нотном тренажере )))
Инна, спасибо за дополнительную информацию, все может быть  ;)
-------------------------------
Уважаемый ДенисЕ!  :)
Статья скопирована с какого-то сайта. Основная мысль - откуда пошли названия нот. На 440 Гц я даже внимания не обратила - это в данном случае не основная деталь самолета ))) А даже, если б и обратила, то все равно не знаю на какой частоте настраивают инструменты в оркестре, никогда не настраивала))) 
Фотку Гвидо Ареттинского тоже делала не я  :D - так на всякий случай ))))
И вообще, у Вас есть шанс разместить свою статью по поводу частот. С удовольствием, просветимся  ;)

Sasa

  • Гость
Цитировать
С удовольствием, просветимся

Кое что конкретно по частотам можно найти здесь. А подробнее Гоогле подскажет.
http://members.aon.at/fnistl/page2.html

ces

  • Сообщений: 3114
  • Михаил
Цитировать
...Фотку Гвидо Ареттинского тоже делала не я   - так на всякий случай ))))
И вообще, у Вас есть шанс разместить свою статью по поводу частот...


... и своего Гвидо Ареттинского... )))
То, что разум понимает, а сердце принимает - достижимо!