Автор Тема: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.  (Прочитано 105198 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её явно не слышать, но ощущаем всегда. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца. Тикает равномерно и неуклонно.

Эта пульсация в музыке называется метром. Можно сказать что метр – это сердце музыки. Аналогия очень точная. Ведь удары сердца мы тоже не слышим, но благодаря им живём. Так и в музыке. Сам метр мы не слышим, но слышим как пульсирует музыка на нём основанная.

Каждый удар-шаг метра называется долей. Доли неодинаковы по своей силе. Есть сильные доли, а есть слабые. В зависимости от комбинации сильных и слабых долей различают разные виды метра.

Метроном делаем метр реально слышимым.

А что же такое ритм? Ритм - это любая комбинация длительностей основанная на равномерной пульсации метра. Когда мы играем под метроном, то метроном стучит метр, а мы играем ритм. Ритм может быть любой, а метр неизменен. И равномерен на протяжении всего произведения.

Есть две разновидности метра: это двухдольный и трёхдольный.
  • Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую (РАЗ-два-РАЗ-два). Этот метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и размеренный.
  • Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых (РАЗ-два-три-РАЗ-два-три). Этот метр плавный, закруглённый, покачивающий. Как лодка на волнах.

Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой называется тактом. В начале произведения всегда написан размер такта. Это дробь, верхняя цифра которой показывает количество долей в такте, а нижняя длительность каждой доли.

Размер такта может быть простым и сложным. Простой размер имеет одну сильную долю. Сложный состоит из сложения нескольких простых и имеет кроме сильной доли ещё и относительно сильную. Например сложный размер 4/4 получается из сложения двух простых 2/4+2/4. В нём сильная доля первая, а относительно сильная третья (РАЗ-два-Три-четыре, РАЗ-два-Три-четыре). То есть если размер можно поделить на два или более одинаковых размера, то этот размер является сложным.




Давайте рассмотрим всё вышесказанное на примерах.


Пример 1. Размер такта 2/4. Первая доля в такте всегда сильная. Внизу показан метр. Равномерная пульсация сильных и слабых долей. А вверху, в мелодии, играется ритм, основанный на этом двухдольном метре. Послушайте как это звучит.



http://school.4igi.ru/static/metroritm/1.mp3

Заметили на каких нотах акцент? Услышали пульсацию?


Пример 2.. Та же самая мелодия, в том же самом темпе, но в размере 3/4. Обратите внимание как поменялся характер мелодии и на каких нотах теперь акценты.



http://school.4igi.ru/static/metroritm/2.mp3


Пример 3. Та же самая мелодия, в том же самом темпе, но в размере 4/4. Это уже сложный размер, и у него есть кроме сильной доли, ещё и относительно сильная доля.



http://school.4igi.ru/static/metroritm/3.mp3



Пример 4. Моя учебная пьеса М1 в размере 3/4.



http://school.4igi.ru/static/metroritm/4.mp3


Пример 5. А теперь внимание!. Та же самая пьеса, даже можно сказать что с тем же размером, ведь 3/4 = 6/8. В обоих случаях в такте по шесть восьмых. НО. Размер выражен по другому. Для начинающего музыканта нет никакой разницы, что 3/4, что 6/8. На самом деле это два разных произведения! 6/8 это сложный размер, который состоит из 3/8 + 3/8. Соответственно у него есть сильная доля  и относительно сильная. Акценты расставлены иначе, и это резко меняет характер. Заметьте, что и ноты сгруппированы по другому. Ваша задача услышать разницу. И понять в чём она заключается.



http://school.4igi.ru/static/metroritm/5.mp3


Добавил ещё в исполнении компьютера с ярко выраженными акцентами. Это конечно не музыкально, зато кто не услышал в моём исполнении тут думаю услышит)

Пример1
http://school.4igi.ru/static/metroritm/11.mp3

Пример2
http://school.4igi.ru/static/metroritm/22.mp3

Пример3
http://school.4igi.ru/static/metroritm/33.mp3

Пример4
http://school.4igi.ru/static/metroritm/44.mp3

Пример5
http://school.4igi.ru/static/metroritm/55.mp3





Вывод:

Начиная разбирать произведение первым делом обращаем внимание на размер такта. Нужно понять структуру размера, простой он или сложный, найти сильные доли и относительно сильные (если они есть). И выделить эти доли в своей игре. На начальном этапе выделяем их динамически, то есть громкостью, играем громче.

Вне зависимости от того, стучит метроном или нет, пульсация метра должна явно ощущаться в вашей игре!
« Последнее редактирование: 2011, 05 Мая, 17:45:14 от Максим Чигинцев »

Ришат

  • Сообщений: 319
  • Татарстан
    • Фирма Компьютерная академия
Как я долго ждал урока по этой теме. Спасибо Максим. Как всегда доступно объяснил. Теперь осталось переварить это и применять на практике.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Если силная доля попадает на одновременное звучание баса и мелодической ноты, то их обе нужно выделять?

Двойная нота уже выделяется за счёт баса. Тут главное чтобы бас не перекрывал своим гулом мелодическую ноту. То есть мелодическую ноту выделить сильнее чем бас.

andry

  • Сообщений: 42
Капец!!!
Я не нахожу разницы между произведениями.
Точнее, разницу в метрономе я слышу, а вот если его убрать, то одна 2\4 отличаются для меня от 3\4 только скоростью. :'(
« Последнее редактирование: 2011, 05 Мая, 15:43:38 от andry »

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Капец!!!
Я не нахожу разницы между произведениями.


Значит случай тяжёлый. Надо слушать пока не услышишь. Без этого играть бессмысленно.

Trurl

  • Флудер-аксакал
  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 1847
  • Игорь
Цитировать
Капец!!!
Я не нахожу разницы между произведениями.
Не нужно всё произведение слушать, возьми первые 2 (или 4) такта и послушай, на какие ноты делается ударение
Детям нельзя в интернет. От детей интернет тупеет(c)

andry

  • Сообщений: 42
Режьте!!!! разницы почти не слышно. :'( :'( :'(
С акцентами на сильных долях понятно. Сколько нот и какой длительности всунуть в такт тоже понятно, но...
Разницы не слышу.
Я один такой???
Акцент на сильной доли слышу, а вот в целом разницы нет.
Т.е. если убрать метроном, то на 99% я не отличу, разве что быстрее-медленее, 2\4 от 3\4, а уж тем более от 4\4, и т.д. по списку :o
« Последнее редактирование: 2011, 05 Мая, 15:59:28 от andry »

andry

  • Сообщений: 42
Макс может для прояснения ситуации кинешь две мелодии одинаковые по нотам, но разные по ритму.
Попытаемся услышать ритм.
Я в ауте....

M@estro

  • Сообщений: 45
  • Быть или не быть...
Попробуй спеть мелодию выделяя первую ноту в такте (2/4 и 3/4)
2/4: ТА-та-та/ТА-та-та/ТА-та-та-та/ТА...
3/4: ТА-та-та-та/ТА-та-та-та-та-та/ТА...
Видишь совсем другая структура.
Леонид, он же Лёша, он же Леха, он же Leo, он же Louis он же M@estro...

Trurl

  • Флудер-аксакал
  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 1847
  • Игорь
И переступать на сильную долю с одной ноги на другую
Детям нельзя в интернет. От детей интернет тупеет(c)

M@estro

  • Сообщений: 45
  • Быть или не быть...
Sehr witzig!
Леонид, он же Лёша, он же Леха, он же Leo, он же Louis он же M@estro...

Trurl

  • Флудер-аксакал
  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 1847
  • Игорь
Да я не шучу. Я так над мелодиями работаю :)
Детям нельзя в интернет. От детей интернет тупеет(c)

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Для тех кто не слышит разницы добавил ещё примеры в исполнении компьютера (миди). С ярко выраженными акцентами.

andry

  • Сообщений: 42
Что могу сказать. Акценты оказывается слышу во всех случаях и в гитарном и в миди.
Только сказать что мелодии как-то от этого кардинально меняются не могу. Так, небольшие ньюансы.
Или все-таки они разные???
Т.е. если вслушиваться то найти отличия легко, а если слушать слитно то.....
Эх горе мне!!! :'(
« Последнее редактирование: 2011, 05 Мая, 17:54:40 от andry »

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Цитировать
Только сказать что мелодии как-то от этого кардинально меняются не могу. Так, небольшие ньюансы.

Мелодии именно кардинально меняются. Меняются интонации, фразы, мотивы. Это другая музыка. Это всё равно что в словах и предложениях ударения менять. ЗАмок или заМОК.

Казнить нельзя. Помиловать!

или

Казнить! Нельзя помиловать. 

То же самое и в музыке. Это надо научиться слышать. Музыка это язык. И для неё действуют все те же правила что и для языка.