Автор Тема: Работа над музыкальным произведением.  (Прочитано 29392 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Стёпа

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 2003
  • Научиться может каждый!
    • Сайт Степана Чигинцева
Работа над произведением начинается с работы над звуком.
С вопроса: нравится ли вам звук? Тот, что вы извлекаете?  ???
Это может быть любая нота, неважно какая. Главное, насколько приятно её звучание.

Собственно музыка – это и есть звук. Это основа. Нет звука, нет музыки.

Если вы извлекаете неприятный звук, то и музыки не может быть в данный момент.
Поэтому каждое мгновение времени, музыкант работает над качеством звука. Здесь не может быть предела совершенства, как не может быть предела совершенства произведения по красоте мелодии.

Звук – цельное, законченное произведение. Им можно всё сказать. Он должен быть самодостаточным, максимально наполненный смыслом.
Это произведение со своим вступлением, развитием, кульминацией и кодой. В нём есть драма, грусть, сарказм, ирония, веселье, задумчивость…
Это совершенное музыкальное произведение. Законченное и осмысленное. Сыграйте звук музыкально.  :)
Наполните его музыкой. Вдохните жизнь, прочувствуйте его.

Всё это пустые слова, пока не сядешь и не возьмёшь гитару в руки.
Берёшь звук. Нравится ли, как он звучит? Тембр устраивает? Насыщенность, глубина?
Выразил ли ты душу, свои чувства этим звуком? Можно ли его записать, и сказать:
"Судите по этому человеку, по его звуку! В нём заложена вся его сущность. Каков звук, такие и его чувства, таков и он сам.
Давайте напишем о нём книгу. О его характере, поступках, помыслах, желаниях…"

Если вас устраивает такой звук, то можете продолжать играть…

Но если нет… Если вы чувствуете, что стоите больше того, что у вас возникает под случайными мышечными импульсами пальцев…
То нужно постоянно работать над звуком. Сила – во владении звуком.
Виртуозность музыканта характеризуется в свободе владения звуком. Не в скорости игры или технических сложностей, а в качестве звука, в умении им управлять.

В консерватории виолончелисты, скрипачи, часами в коридорах играют один звук. Они учатся им управлять.
Профессиональный пианист, может извлечь более 1000 различных вариантов, одного и того же звука.
А ведь там человеческий фактор практически сведён на нет. По струнам ударяет молоточек.
Чего ж тогда говорить, о тех инструментах, где пальцы непосредственно касаются струн?

Поэтому первый и самый важный этап в работе (а вернее, даже перед работой), над каким-либо произведением, является работа над звуком.
Это постоянное занятие. Предела совершенство нет.
И став великим музыкантов, лет эдак через 20, вы всё-равно будете ежедневно искать звук и оттачивать умение управлять им.

Это было вступление.  :)

Теперь собственно, как работать над произведением?

Работа над произведением начинается лишь тогда, когда текст разобран и вы можете более менее сыграть его от начало до конца.
Когда вы считаете, что данное исполнение достойно и его не стыдно записать и показать людям, педагогу.
Вот только тогда, вы собственно и дошли до того момента, когда можно начинать работать над произведением.

Вы можете не знать его наизусть, но бегло читать по нотам обязаны.

С чего же начинается работа?
С первого звука. Дальше мы не идём. Бездумное проигрывание от начало до конца, пользы вам не принесёт, а скорее причинит вред.

Что нужно держать в голове? От чего отталкиваться? От звука.
90% внимание направлено на красоту звука. Нравится он вам или нет? Ведь это и есть музыка.
Остальные 10% на нотный текст.

Далее. Играем одну лишь мелодию.
Басы, гармонические заполнения, нас будут лишь отвлекать и всячески отвлекать наше внимание от звука. А нам это, ох как не нужно.

Сконцентрировались над одной лишь мелодией.
Берём первый звук. И сразу вопрос: нравится ли он вам?  ???
Если нет, то зачем играть дальше? Ищем звук.
Пробуем сыграть его по разному, разными пальцами, до тех пор, пока он нам не понравится.
Если какой-то палец извлекает красивый звук, а другие нет. То берём по-очерёдно этими пальцами и сравниваем ощущение.
Добиваемся идентичности в звучании. У нас есть образец к которому нужно стремиться, а это очень помогает в поиске.

Допустим наступил тот, момент, когда мы нашли звук. И он победно прозвучал.)
Идём дальше. Играем первый звук и следующий. Здесь появляется уже два момента.

1.   Нравится ли нам звук второй ноты? Если нет, то работаем над ним так же как и над первым.
2.   Нравится ли нам как мы соединили первый звук со вторым?

На втором пункте мы пока и остановимся. Как должны звучать два звука? Плавно, напевно, слитно…
Представим первый звук капелькой дождя. Капелька совершенна и самодостаточна по форме.
К ней падает вторая капля, тоже совершенная и самодостаточная…
При соприкосновении друг с другом, они сливаются в единое целое. Такое же совершенное и самодостаточное.
Теперь их не разъединишь. Не скажешь, вот одна капля, а вот другая. Нет. Это единая капля, только чуть по-больше.
 
Так же незаметно должны соединяться звуки вашего произведения. Постепенно сливаться во что-то целое, единое по своему духу и настроению.
Так что работаем над соединением двух звуков, до тех пор, пока они не сольются в одну смысловую единицу.

Далее. Уже с появлением третьего звука, образуется мотив. Обычно он имеет интонацию, схожую с человеческой речью.
Каждое слово можно произнести по разному. Но ударение в словах не меняется.
Первые доли в такте, являются ударными гласными в слове.
Есть ещё относительно сильные доли в тактах: это третья в 4-х дольном размере и четвёртая в шести.

Помимо качества третьего звука, работы над соединением его со вторым звуком, здесь уже нужно обращать внимание на интонацию всех трёх звуков.
И работы здесь очень много. Ни один звук не должен выпрыгивать, выпадать из общего звучания.

Мотивы складываются во фразы. И над каждой фразой нужно поработать. Найти кульминацию. Привести туда, слушателя, и отпустить.
Каждый последующий мотив, является развитием, продолжением фразы. Их нужно логично соединить в единое целое.
Капельки продолжаются сливаться. Общая смысловая форма ростёт.

Фразы соединяются в предложения. И в предложении тоже есть начало, развитие, кульминация, кода.
А предложения объединяются в периоды. Периоды в произведение или часть его.

Во всём произведении есть своя кульминация и окончание.
Теперь это уже одна огромная капля, в которой гармонично слиты все её маленькие составляющие.

Это огромная тема. И очень ёмкая. Будем считать, что начало в раскрытии её положено…  :)

-------------------

Дополнение по просьбе учеников.

С самого начала разбора произведения метроном я бы не рекомендовал использовать.
Это будет плохо сказываться на звукоизвлечении и расслабленности обеих рук.
Обязательно будут зажимы, потому что пальцы производят непривычные пока движения + слишком много факторов и новой поступающей информации, которую мозг не успевает обрабатывать в указанном темпе (какой бы он не был).

Поэтому, разбор проходит без метронома. Это как бы разведка местности.
Естественно, длительности относительно друг друга по-возможности выдерживаются. Вы должны мысленно представлять как это звучит, но пока не форсировать события.

Здесь главное, что бы пальцы запомнили что, где прижимать и не пугались неизвестности в следующих тактах, звуков.

Всё это происходит в медленном темпе. Сам алгоритм разбора может быть индивидуальным.
По тактам, кусочкам, фразам, предложениям и т.д.

Ритм, конечно, полезно простучать. Это без инструмента. Смотрите в текст, включаете метроном и стучите.) В голове может звучать мелодия. Можете пропеть под метроном.
Но играть ещё рано.

Когда же можно играть под метроном?

Когда отработаны все сложные моменты. Подход к сложному моменту, сам переход.
т.е. вы чувствуете, что в состоянии сыграть очень медленно, ровно, под метроном данный отрезок или всё произведение.
Неизвестность впереди вас не пугает, пальцы уже давно прощупали все сложности, подготовлены к ним.

Работа под метроном это второй этап. Здесь вы "проникаетесь" чувством метра-ритма данного произведения. Оно закладывается на подсознательном уровне.
Здесь главное "ровность" звучания. Что бы отдельные звуки не выскакивали раньше или позже положенного срока. Каждая нота занимает свою "ячейку".

Почему нота сыграна чуть раньше или позже?
Потому что встретилось сложное место, или пальцы были не готовы эту ноту сыграть.
Это как подвисание компьютера.

Нужно, что бы операционная система работала хорошо, без сбоев. Вот тогда можно говорить об агогике.

Фразировка, агогика это завершающий момент, когда произведение практичеки выучено наизусть.
К этому моменту вы уже познакомились с её мелодическими фигурациями, "впитали" их в себя.
Вы избавились от технических проблем, способных вам помешать и отвлечь от реализации своих замыслов и эмоциональных ощущений.

Здесь мы отключаем метроном и забываем о нём.
Нас уже не интересует играем мы с ним вместе или расходимся.
Потому что любое замедление или ускорение будет логичным, постепенным, компенсирующим.
Насколько ускорил, настолько и замедлил (грубо говоря).

Это будет исходить из самой души, а не потому что "так получилось" (один палец сыграл чуть быстрее).

Вот как бы и всё.
« Последнее редактирование: 2014, 09 Февраля, 00:05:52 от Стёпа »
школа игры на гитаре: http://stepschool.ru

AndreyDm

  • Сообщений: 210
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #1 : 2011, 13 Апреля, 22:10:06 »
Супер! перечитал 2 раза.полезно всем!

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10062
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #2 : 2011, 13 Апреля, 22:20:34 »
Это надо не 2 раза перечитать. Это надо читать каждый день утром в обед и вечером перед сном. Потому что в этом суть. Можно годами мучать инструмент, себя и слушателей и всё будет впустую. Можно часами гонять произведение от начала до конца и при этом ни на миллиметр не приблизиться к цели.

Это надо читать всем каждый день. Вдумываясь в каждое слово. И уж тем более если появляется нестерпимое желание чего-то там побрынчать поскорее. Садимся и читаем.

AndreyDm

  • Сообщений: 210
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #3 : 2011, 13 Апреля, 22:33:18 »
Цитировать
И сразу вопрос: нравится ли он вам? 
Если нет, то зачем играть дальше? Ищем звук.
Чем больше занимаюсь,тем больше не устраивает звук своей старенькой гитары :-[ ну а техника и так понятно...

Стёпа

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 2003
  • Научиться может каждый!
    • Сайт Степана Чигинцева
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #4 : 2011, 13 Апреля, 22:36:14 »
в данном случае идёт разговор не о гитаре, а о технике. нужно стремиться к тому, что бы на любом инструменте извлечь красивый звук.
школа игры на гитаре: http://stepschool.ru

Ришат

  • Сообщений: 319
  • Татарстан
    • Фирма Компьютерная академия
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #5 : 2011, 13 Апреля, 23:04:22 »
вот думал: тэк, мелодия 5... Что там сверхестественного то? Ща в темпе сдам и дальше другие произведения буду отрабатывать. Ан нет... Не прокатило. Велено было переиграть. Кстати уже дважды. Это уже о чемто говорит...
И чем чаще и больше я проигрываю данную мелодию, тем больше и больше делаю для себя открытий.
Короче в сторону пока все ноты... Буду пока работать над извлечением Звуков, а не над дерганием и щипанием струн. :)
Степа, твои статьи всегда очень кстати... Спасибо.

Sasa

  • Гость
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #6 : 2011, 14 Апреля, 00:14:45 »
Стёпа, еще пару таких статьей и брошу всё...   :'(
Мне самому никак не-нравится то как я играю. Тот же S1 мучил 2 недели, потом так и выложил в сыром виде, потому что понял - так как мне нравится, я его сыграю через полгода. Может через месяца два смогу думать о интонации и других вещах. Пока (играю 1 месяц) даже ноты в одной громкости не получается извлечь не говоря о фразах. Играю вроде как одинаково, а тут опс.. , и одна громче, другая тише, третья со скрипом, 4-я со свистом..  Согласен что об этом надо знать и думать с самого начала, но пока просто башка дымится чтобы скоординировать пальцы.
А статья хорошая. Ты у нас лирический персонаж :)

Trurl

  • Флудер-аксакал
  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 1847
  • Игорь
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #7 : 2011, 14 Апреля, 00:37:00 »
Стёпа, еще пару таких статьей и брошу всё...   :'(
Мне самому никак не-нравится то как я играю. Тот же S1 мучил 2 недели, потом так и выложил в сыром виде, потому что понял - так как мне нравится, я его сыграю через полгода. Может через месяца два смогу думать о интонации и других вещах. Пока (играю 1 месяц) даже ноты в одной громкости не получается извлечь не говоря о фразах. Играю вроде как одинаково, а тут опс.. , и одна громче, другая тише, третья со скрипом, 4-я со свистом..  Согласен что об этом надо знать и думать с самого начала, но пока просто башка дымится чтобы скоординировать пальцы.
А статья хорошая. Ты у нас лирический персонаж :)
Подписываюсь под каждым словом включая лирического персонажа :)
Детям нельзя в интернет. От детей интернет тупеет(c)

Alexander Gerasimov

  • Сообщений: 193
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #8 : 2011, 14 Апреля, 09:41:09 »
Да если думать о выразительности музыки или вообще ни о чем не думать, а просто петь про себя мелодию и играть, как говорит Макс, то играется легко и хорошо. Только вот как это сделать перед камерой? Перед камерой только и думаешь как бы не ошибиться, и обязательно ошибаешься :) По крайней мере я.

Цитировать
Стёпа, Ты у нас лирический персонаж
Да уж :) Я твои статьи читаю просто с упоением.

Ришат

  • Сообщений: 319
  • Татарстан
    • Фирма Компьютерная академия
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #9 : 2011, 14 Апреля, 09:46:33 »
Стёпа, еще пару таких статьей и брошу всё...   :'(
Денис, видел как ты играешь... я регулярно просматриваю видео других учеников и комментарии преподавателей. Для своего стажа (как ты пишешь 1 месяц) это значительное продвижение... У тебя прекрасно получается. Не надо гнаться за количеством произведений, нам всем в первую очередь надо стремиться  к качеству...
Вот я "играю" уже много лет, а щас начал с нуля... Месяц ушел чтобы правую руку поставить, старые навыки ой как мешают... Готов был волком выть... Но зато сейчас я даже и не задумываюсь над посадкой, рука просто привыкла и ей так удобно.
Вот и над звукоизвлечением, думаю, нужно также тщательно проработать...

kaps2

  • Сообщений: 562
  • Сергей
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #10 : 2011, 14 Апреля, 10:40:03 »
Стёпа, еще пару таких статьей и брошу всё...   :'(
:)

меня наоборот такие статьи вдохновляют, я без них наверно бросил бы..
именно они мне указывают в каком направлении двигаться и дают силы, вселяют надежду так сказать )))
Музыка может научить всему, что вам захочется узнать.
Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.

Стёпа

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 2003
  • Научиться может каждый!
    • Сайт Степана Чигинцева
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #11 : 2011, 14 Апреля, 11:01:22 »
Цитировать
Мне самому никак не-нравится то как я играю. Тот же S1 мучил 2 недели, потом так и выложил в сыром виде, потому что понял - так как мне нравится, я его сыграю через полгода. Может через месяца два смогу думать о интонации и других вещах. Пока (играю 1 месяц) даже ноты в одной громкости не получается извлечь не говоря о фразах. Играю вроде как одинаково, а тут опс.. , и одна громче, другая тише, третья со скрипом, 4-я со свистом..

Ничего страшного, если что-то не получается. Главное постоянно это держать в голове. Должен быть ориентир, что бы не сбиться с курса и не уплыть в бермуды)
Для нас ориентир - это качество звука, музыкальные интонации. Они всегда на первом месте. Если что-то мешает - долой. Басы, гармонические заполнения, темп..весь баласт за борт. Играем одну мелодию и в таком темпе, в котором можем за всем уследить. Да, это труд! Но со временем он становится увлекательным и очень интересным. Особенно когда начинаешь на практике понимать, о чём идёт речь. Удачи всем! И как сказал Максим: да прибудет с вами сила :)
школа игры на гитаре: http://stepschool.ru

Trurl

  • Флудер-аксакал
  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 1847
  • Игорь
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #12 : 2011, 14 Апреля, 12:23:59 »
Цитировать
И как сказал Максим: да прибудет с вами сила


« Последнее редактирование: 2011, 02 Ноября, 14:24:09 от Trurl »
Детям нельзя в интернет. От детей интернет тупеет(c)

✪ Goorvin ✪

  • Сообщений: 9359
  • Сергей Емельянов youtube: Goorvinik
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #13 : 2011, 14 Апреля, 15:11:57 »
... И через год, играя не выше уровня первого года обучения Музыкальной школы по классу классической гитары, Вы будете играть только лишь "А в саду ли в огороде".
Но зато играть убийственно красиво!

Шучу, не смог удержаться   :)
http://www.youtube.com/user/Goorvinik/videos?view_as=subscriber
Заговори, начинай думать на мове и станешь банально тупым.
Реальность, кто есть кто в этом мире.
http://www.repiev.ru/articles/US-Democracy-Rotten.htm
http://mo---on.narod.ru
*FACEPALM* http://www.fondsk.ru/pview/2013/10/12/chem-obesp

Стёпа

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 2003
  • Научиться может каждый!
    • Сайт Степана Чигинцева
Re: Работа над музыкальным произведением.
« Ответ #14 : 2011, 14 Апреля, 16:07:01 »
а сыграв убийственно красиво "Во саду ли в огороде" уже можно за любое другое смело браться)) и сложность не помеха :)
Постигнув суть в одной вещи, считай научился играть и другие :)
школа игры на гитаре: http://stepschool.ru