Автор Тема: 8. Первые мелодии  (Прочитано 48311 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9431
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 8. Первые мелодии
« Ответ #75 : 2013, 28 Августа, 09:26:58 »
Цитировать
Нужно ли заучивать эти (да и все последующие) учебные мелодии напамять чтобы играть не глядя в ноты?
Меня беспокоит что если привыкну играть глядя в распечатку то в будущем очень тяжело будет изобразить что-то без бумажки.

В общем необходимо ли тренировать память сразу или не беспокоиться и это само придет?

Конечно, НУЖНО учить наизусть. Смотреть в бумажку - отвлекаться от главного. Глаза смотрят - уши не слышат.

alebastrakov

  • Сообщений: 244
  • Александр
Re: 8. Первые мелодии
« Ответ #76 : 2013, 28 Августа, 13:49:30 »
Немного поделюсь личными наблюдениями на своем уровне "зеленого" новичка :) До моего появления в этой замечательной школе я нотной грамотой не владел практически никаким образом. Изучив первые уроки и начав самостоятельно разбирать произведения, был очень рад (практически горд), что могу глядя на ноты правильно извлекать звуки и не очень стремился заучивать наизусть. Так увлекся этим, что очень скоро ощутил невозможность исполнить простецкое произведение не подглядывая в ноты (и все удивлялся, как на видео все играют не глядя в заветную бумажку). Теперь после разбора всегда старательно заучиваю (по частям конечно, по несколько тактов) и дальнейшую отработку уже делаю наизусть. Сразу повысилось качество воспроизведения (ритм, слитность, динамика), так как появилась возможность слышать себя, а не пытаться контролировать по нотной записи.

mjt

  • Сообщений: 1166
  • Михаил Токарев (Суслик Ошпаренный)
Re: 8. Первые мелодии
« Ответ #77 : 2015, 15 Февраля, 13:11:10 »
Позволю себе ещё пару вопросов по пальцам, на примере мелодии №5 (действительно занятная мелодия, много в ней всяких мелочей выявляется).

Вопрос первый.  Заметил что чем больше я её отрабатываю, тем более "интересно" ведут себя пальцы левой руки, когда запомнили положение и не промахиваются.  Странность заключается в том что они оставляют прижатую струну после того как извлечён следующий звук на другой струне.  Например, в 7 такте последняя нота ля прижимается вторым пальцем на третьей струне, а потом в 8 такте она же является завершающей - наверное, было бы более рационально оставить палец в этом месте вплоть до самого конца.  Однако он у меня отпускает струну с момент извлечения ноты си в начале восьмого такта, и приходит обратно к моменту извлечения ноты ля в конце 8го такта.  В этом месте я вообще могу левую руку иногда опустить, пока си и ми звучат на открытых.

То же самое происходит с мизинцем и ноткой ре в первых четырёх тактах.  Например вот 3й такт - там третья ре, потом пошла первая струна - фа и ми, и потом снова ре на второй - у меня мизинец норовит отпустить ре в момент извлечения фа, и встать обратно на второй ре, хотя вполне рационально было бы оставить его на месте.  Ну и ещё такие же - до в 7-м такте отпускаю пока звучит ми, и т.д.

Получается слитно, т.е. я выдерживаю плавность переходов, это момент который я хорошо слышу сам и мне сильно не нравится когда нет плавности, но некоторые пальцы как-бы "ленятся".

Соответственно вопрос в том насколько допустимо такое поведение пальцев.  Причём, скажем так, самостоятельное-самопроизвольное, они как-бы сами это делают, я специально об этом не думаю.

И второй вопрос.  Он уже здесь задавался, насчёт чередования пальцев на правой.  Хороший пример - это такт 5 и переход с него к 6-му, -- это место я играю несколькими вариантами, опять пальцы как-бы сами выбирают.  Идёт в 5-м такте третья струна два раза, потом 3 раза вторая, потом снова третья, и 6 такт начинается опять с третьей струны.  Можно взять (в скобках-номера струн) i(3) m(2) i(2) m(2) i(3) - 5 такт, потом 6 - m(3) и i(2) не ложится, удобнее бы наоборот i(3) m(2).  Или другой вариант, начать с m(3) потом i(2) m(2) i(2) m(3) - тогда переход на 6 такт получается хорошо, но тут тоже не ложится m(3)->i(2) и потом i(2)->m(3) как-то неестественно получается. 

Смысл в том что неудобно когда делается переход с (по расположению) более верхней струны на более нижнюю с одновременной сменой пальцев "наоборот".  Например, с 3 струны на 2 и смена пальцев m на i - более естественно получается при таком переходе делать смену пальцев i на m.  И также наоборот, когда идёщь по струнам вверх (по расположению), удобнее и пальцами идти от m к i.  Пальцы как-бы немного цепляются друг за друга если такие "наоборот" переходы делать.

Всё это, в общем-то, не суть важно, и так и так получается и как раз в этой неудобности вопроса нет.  Однако у меня пальцы "придумали" вариант без чередования, чтобы компенсировать переходы между струнами.  Вот в конце 5го такта идёт более длинная ля на третьей струне.  И у меня правая рука следующую за ней соль - тоже на третьей - дёргает опять этим же пальцем, без чередования.  Т.е. получаем i(3) m(2) i(2) m(2) i(3) - 5 такт, и 6 снова начинается с i(3) после которого идёт естественное m(2) и т.д.

Ещё раз уточню - это происходит когда я как-бы даю волю пальцам делать как им захочется, а сам занимаюсь тем что слушаю что получается.  Я замечал некоторую небольшую неестественность в 6м такте если начать его с пальца m, но всё равно старался чередовать, однако если на этом специально не акцентирую внимание, i норовит конец 5-го и начало 6-го сыграть в одиночку.  При этом обычно я не имею привычки зацикливаться на одном пальце, идёт чёткое чередование, причём всех трёх, причём делают они это у меня вполне самостоятельно.

Вопрос, надеюсь, понятен, -- допустимо ли такое отсутствие чередования в более длительных нотах (где не требуется быстрой перестановки) для большего удобства дальнейшей перестановки?

Хотел покороче, а получилось как всегда... :)

Спасибо!

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9431
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 8. Первые мелодии
« Ответ #78 : 2015, 15 Февраля, 16:54:28 »
Ой-ой-ой сколько текста с вопросами по пальцам)))

Позже прочитаю, сейчас некогда

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9431
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 8. Первые мелодии
« Ответ #79 : 2015, 15 Февраля, 21:15:06 »
1. Задерживание пальцев левой руки при переходах между струнами для достижения слитности - правильно. Раньше начала следующей ноты отпускать нельзя. Если нет задачи наложить две ноты друг на друга, то отпустить нужно в момент извлечения следующей ноты, но не раньше. Можно чуть-чуть позже.

Во многих случаях пальцы вообще можно не снимать, тут надо слушать получающиеся созвучия, это отдельная тема, которую я раскрыл в отдельном уроке про полифоническую игру.

2. Пальцы im могут чередоваться абсолютно в любом порядке вне зависимости от направления движения по струнам. Все равно, с какого пальца начинать. По этой причине, указанные в вопросе ухищрения не имеют смысла. Теоретически, после длинной ноты, можно начать с того же пальца, но на начальном этапе настоятельно рекомендую придерживаться принципа строго чередования пальцев для выработки правильной моторики.