Автор Тема: Разговор о звуке и умении его слушать.  (Прочитано 8279 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9463
    • Сайт Максима Чигинцева
Начинающие гитаристы, как правило самоучки, забывают о нотах сразу после их извлечения. Как следствие они либо глохнут сами, либо пальцы с них снимаются раньше времени. Что, естественно, обедняет звучание. Казалось бы все ноты сыграл, а звучит бедно, как механическая шкатулка. Вот на этом вопросе и остановлюсь подробней. Статья рассчитана на начинающих, профессионалам это всё в объяснении не нуждается.

Для большинства самоучек существует только начало ноты, извлёк звук и тут же забыл про него. Игра по принципу печатной машинки. Что с этим звуком будет дальше, сколько он должен звучать и должен ли вообще, упускается из внимания. В результате звучание становится рваным, дырявым, отрывистым, скачкообразным. В таком звучании нет глубины, объёмности, ощущения игры ансамбля гитар. Это может проявляться в большей или меньшей степени, только в одном голосе или во всех, но в игре начинающих присутствует всегда.

Именно этим объясняется неуёмное желание начинающих играть быстрее. Как можно быстрее. Потому что музыка, в их понимании, существует только в момент извлечения звука. Ткнул пальцем, дёрнул струну – музыка есть. После этого момента для них «мёртвая зона», ожидание следующего звука. Следовательно, надо дёргать струны побыстрее, чтоб музыка не прерывалась :)

На самом деле после извлечения звука только и начинается музыка. У звука есть рождение, жизнь (развитие) и затухание. Три стадии. Все три стадии должны быть управляемы музыкантом. В зависимости от роли каждого звука в произведении. Пауза (тишина) тоже является музыкой! И все паузы также должны быть осмысленны и подконтрольны. Не появляться случайным образом, разрывая мелодические линии, голоса, а быть точным инструментом, средством выразительности.

Очень важно с самого начала научиться слушать звуки. До конца. Извлечь звук и прослушать его. Услышать все три стадии. Осознанно. Один звук – это один слог музыкальной речи. И только потом прибавлять к одному звуку второй. Теперь задача связать эти два звука без паузы между ними. Чтобы один звук плавно перешёл в другой. Это не так просто как кажется. Просто связать два звука. При работе над этим развивается умение слушать. Появляется осознание, что у звука есть жизнь. Связать два звука – сказать первое слово. Это самый первый и самый важный шаг музыканта. Не научившись говорить одно слово, вы не сможете разговаривать музыкой. Будете просто издавать звуки. Бессвязные и неосмысленные.

Дальше три звука – мотив. Несколько звуков – фраза. Потом предложение. Предложения сливаются в рассказ. Постепенно прибавляются другие голоса, вы говорите за двоих, за троих одновременно. При этом продолжаете слышать каждое слово в каждом голосе. Вы говорите осмысленно. К этому надо стремиться.

Но начинается всё с одного звука. Умения его услышать. И после этого сказать своё первое слово.
« Последнее редактирование: 2011, 20 Марта, 13:09:47 от Максим Чигинцев »

Стёпа

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 2003
  • Научиться может каждый!
    • Сайт Степана Чигинцева
Re: Разговор о звуке и умении его слушать.
« Ответ #1 : 2011, 20 Марта, 13:13:37 »
Замечательно сказано! :)
школа игры на гитаре: http://stepschool.ru

Света

  • Сообщений: 3651
Re: Разговор о звуке и умении его слушать.
« Ответ #2 : 2011, 20 Марта, 15:36:25 »
Представляю себе звук как шарик, который улетает. Если играю оооооооочень меденно, почти до полного исчезновения звука, то все красиво, почти без дырок. Начинаю играть быстрее, звук обрывается. Так как же сделать так, чтобы он и в быстром темпе проживал всю свою жизнь? короткую, но яркую)))))
« Последнее редактирование: 2011, 20 Марта, 15:40:55 от Лана »

ЛЕНА

  • Сообщений: 553
Re: Разговор о звуке и умении его слушать.
« Ответ #3 : 2011, 20 Марта, 15:43:04 »
Когда я уделяю внимание левой руке и всему, что с ней связано, перестаю контролировать свою правую руку. А так как в ней нет постоянства, то....мне, как новичку, внимание на левую, скорее во вред....

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9463
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Разговор о звуке и умении его слушать.
« Ответ #4 : 2011, 20 Марта, 15:46:16 »
Ого :) даже схемы рисуешь? Лана, тебе бы знания по теории и поручили бы вести теоретический класс. Думаю отлично бы справилась, с наглядными картинками, схемами итд. :)

У звука не всегда есть третья стадия затухания. Чаще всего он просто переходит в другой звук. Они сливаются, становятся одним целым. Наша задача сделать это как можно более плавно, без пауз. На одном дыхании слить звуки вместе.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9463
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Разговор о звуке и умении его слушать.
« Ответ #5 : 2011, 20 Марта, 15:47:33 »
Когда я уделяю внимание левой руке и всему, что с ней связано, перестаю контролировать свою правую руку. А так как в ней нет постоянства, то....мне, как новичку, внимание на левую, скорее во вред....

В этом вопросе нет разделения на правую и левую. Тут главное требование - синхронность. Две руки работают как одно целое. Если они расходятся в движениях, неизбежно появляются дырки в звучании.

Света

  • Сообщений: 3651
Re: Разговор о звуке и умении его слушать.
« Ответ #6 : 2011, 20 Марта, 16:11:19 »
Ого :) даже схемы рисуешь? Лана, тебе бы знания по теории и поручили бы вести теоретический класс. Думаю отлично бы справилась, с наглядными картинками, схемами итд. :)

У звука не всегда есть третья стадия затухания. Чаще всего он просто переходит в другой звук. Они сливаются, становятся одним целым. Наша задача сделать это как можно более плавно, без пауз. На одном дыхании слить звуки вместе.
По течению звука можно определить когда он должен перейти в следущий? Путь обратный получается, если отталкиваться не от пульсации к переходу звуков, а от самого звука...
И еще. Предположим, что звук с момента рождения до затухания "живет" 5 секунд, но так как мы играем в разном темпе длина "жизни" звука все время разная. В быстром темпе звук "здоровается" со следущим в "молодом возрасте", когда он еще полон сил )))), в медленном темпе иначе - он уже затихает...  )))) Значит нужно научиться не просто соединять плавно звуки, а соединять между собой звуки на разных стадиях их звучания, чтоб встреча состоялась плавная и гармоничная))))) :D :D :D
Психология звуков! )))) :D
 

« Последнее редактирование: 2011, 20 Марта, 19:33:56 от Лана »

ЛЕНА

  • Сообщений: 553
Re: Разговор о звуке и умении его слушать.
« Ответ #7 : 2011, 20 Марта, 16:19:42 »
В этом вопросе нет разделения на правую и левую. Тут главное требование - синхронность. Две руки работают как одно целое. Если они расходятся в движениях, неизбежно появляются дырки в звучании.
[/quote]

Народная мудрость: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.........

У меня пока эта синхронность вылазит боком.....для правой руки

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9463
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Разговор о звуке и умении его слушать.
« Ответ #8 : 2011, 20 Марта, 19:45:59 »
Ого :) даже схемы рисуешь? Лана, тебе бы знания по теории и поручили бы вести теоретический класс. Думаю отлично бы справилась, с наглядными картинками, схемами итд. :)

У звука не всегда есть третья стадия затухания. Чаще всего он просто переходит в другой звук. Они сливаются, становятся одним целым. Наша задача сделать это как можно более плавно, без пауз. На одном дыхании слить звуки вместе.
По течению звука можно определить когда он должен перейти в следущий? Путь обратный получается, если отталкиваться не от пульсации к переходу звуков, а от самого звука...
И еще. Предположим, что звук с момента рождения до затухания "живет" 5 секунд, но так как мы играем в разном темпе длина "жизни" звука все время разная. В быстром темпе звук "здоровается" со следущим в "молодом возрасте", когда он еще полон сил )))), в медленном темпе иначе - он уже затихает...  )))) Значит нужно научиться не просто соединять плавно звуки, а соединять между собой звуки на разных стадиях их звучания, чтоб встреча состоялась плавная и гармоничная))))) :D :D :D
Психология звуков! )))) :D
 

Как ни странно, очень точно подмечено. Важно "подхватить" следующий звук с правильной силой, чтобы линия мелодии была плавной. Но тут всё на уровне ощущений. Есть линии нисходящие по звучанию, есть возрастающие. Надо всегда мыслить фразами, а не отдельными звуками. Это уже сложная тема, советую пока вперёд не забегать. Просто сосредоточимся на том, чтобы связывать звуки без дырок.

Света

  • Сообщений: 3651
Re: Разговор о звуке и умении его слушать.
« Ответ #9 : 2011, 23 Марта, 15:48:46 »
А как сделать так, чтобы извлекаемый звук был плотным, насыщенным? Играть громче? Записываю себя, слушаю...звучит как-то неуверенно, силы нет в звучании  :-[
« Последнее редактирование: 2011, 23 Марта, 15:50:19 от Лана »

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9463
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Разговор о звуке и умении его слушать.
« Ответ #10 : 2011, 23 Марта, 15:52:47 »
Просто сделать его плотным и насыщенным)) Всё в твоих руках. И ушах. Сама рисовала?

evgeni lityak

  • Сообщений: 55
Re: Разговор о звуке и умении его слушать.
« Ответ #11 : 2015, 12 Июня, 16:39:56 »
да Максим, всё верно, вот над этим сейчас и работаем, продвигаемся, но очень медленно(( , но ничего тепение труд.....