Автор Тема: Я - Андрей Веселов и я гитарист...  (Прочитано 4740 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Andrey Veselov

  • Сообщений: 58
Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« : 2020, 23 Февраля, 09:36:09 »
Да уж, название темы получилось как стандартное начало исповеди на воображаемом собрании зависимых от гитары.
Но эта зависимость делает меня счастливым. Наполняет жизнь сильными эмоциями, от восторга до отчаяния.

Приветствую всех форумчан и Макса!

Долгое время я пребывал в уверенности, что уметь самому и учить других - это одно и то же.
Ну вот умеешь ты играть на гитаре, значит и научить сможешь. Показал ученику как делаешь сам и он сидит репетирует, пока не получится так же.
Поначалу в преподавании очень мешает иллюзия универсальности твоего личного опыта. Иногда можно увидеть на популярных сегодня мастер-классах такую вещь, когда прославленные гитаристы вместо того, чтобы разобраться в индивидуальных особенностях студента, меняют ему посадку, постановку рук, звукоизвлечение...и так вплоть до рекомендации своей формы заточки ногтей и гитары любимого мастера. Навязать студенту свою интерпретацию произведения также считается вполне нормальным.
После подобного общения с мастерами кто-то из студентов уходил в запой, а кто-то добросовестно пытался влезть в шутовской наряд чужого опыта, но чаще получалось, разве что, напялить колпак с бубенцами...

Долгое время я был убежден, что можно научить только тому, что умеешь сам. Вот прошел ты путь по граблям, так проведи по нему и других, но убереги от ошибок. Разве не так должно быть? Круто же, если ученик все делает «правильно» под твоим чутким руководством? И потом, как можно научить тому, чего сам не умеешь? Опять заблуждение. «Чуткое руководство» на поверку оказывается банальным «делай как тебе Я сказал», или, как еще говорят, «задавить авторитетом». Без личных ошибок нет личного опыта. Ошибки и неудачи должны быть, это необходимое условие развития личности. Нужно позволять ученику ошибаться и поощрять стремление самостоятельно искать лучшие для себя варианты.
Вот ученик одного не играющего преподавателя вдруг побеждает в GFA, а другие его ученики показывают стабильно высокий класс игры.
Не секрет и то, что многим играющим тренерам нет дела до своих студентов и «норма» называться учеником прославленного гитариста, получая от него три-пять уроков за семестр.
Исполнительство - враг преподавания. Есть в этих словах доля истины.
Верно отчасти и обратное утверждение. Тяжело сосредоточиться на проблемах ученика, когда у тебя запланирована серия концертов и ты хочешь одного - отгородиться от всех и репетировать, репетировать...
Не представляю себе тренера детской футбольной команды, который после работы едет играть за сборную страны.

Сегодня я думаю, что игра на гитаре должна быть в удовольствие. Как бы я сам ни держал инструмент, ни извлекал звук и какую бы я музыку ни играл, я всегда получаю от своих занятий удовольствие. Мне это нравится. Игра увлекает, развлекает, гитара бросает вызов, ты хочешь покорить ее, порой забываешь обо всем на свете, репетируешь пока пальцы не запросят пощады. И ты счастлив.

Именно этому и стараюсь научить. Играть для удовольствия, чтобы быть счастливым. Даю ученику посильные задания и красивую, интересную, вдохновляющую музыку. Да, я не дрессирую, не таскаю по конкурсам, не строю карьеру, равнодушен к званиям и признанию коллег. Мне достаточно видеть всегда живые глаза ученика и знать, что он тоже любит гитару и она станет лучшей частью его жизни.


Andrey Veselov

  • Сообщений: 58
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #1 : 2020, 23 Февраля, 09:38:50 »
Мне всегда было проще делать аранжировки для себя, чем для ученика с оглядкой на его технику. Да, моя техника игры тоже далеко не виртуозная и ставит предел нытью капризной фантазии «хочу так!» - «ну да, клево, но это же хрен сыграешь!» - «ХОЧУ ХРЕН СЫГРАЕШЬ!!!».
В работе над песнями QUEEN мне было жалко каждую ноту, поэтому аппликатурные модели аранжировок изобилуют сложными, но логичными и красивыми решениями. Поиск возможности и способа сыграть не упрощая и не искажая оригинал очень похож на решение шахматных этюдов. Иногда стоило пожертвовать одной нотой или заменить ее на другую, или чуток изменить ритм и то, что представлялось физически невозможным, становилось доступным для моей техники. Часто приходилось бороться с искушением присочинить своего «ну я так вижу йъе!», однако мне изначально не хотелось делать фантазию на темы QUEEN. В Сент-Луи блюзе наоборот все сымпровизировал так и не зафиксировав аранжировку нотами.

Делая аранжировку для ученика, всегда учитываю его возможности. Качество аранжировки при этом иногда уступает место текущим задачам обучения. Ученик с увлечением и без оглядки на время будет работать над интересной ему музыкой, пусть и в простой обработке, но это всегда лучше, чем уныло ковырять стописятлетние прелюдии. В вещь надо влюбиться, связать ее со своими переживаниями, чтоб эта музыка для тебя лично много значила, была ключом от двери с демонами. Тогда ты будешь играть ее, просто не сможешь не играть. А ковыряние всяких там «мне это задано»...

Самая простая аранжировка это собственно одна мелодия, но сыгранная в подходящей тональности с удобной аппликатурой. Также можно и нужно играться с ритмом мелодической линии. С этого надо начинать.
По умолчанию подразумевается, что ученик знает какие аккорды в песне и умеет менять тональность, то бишь транспонировать.
Так как одноголосная мелодия это тоскливо и одиноко, куда забавнее играть в две гитары alla Rodrigo y Gabriela.

Второй уровень - мелодия с басом.
Бас в этом случае тоника аккорда, одна-две ноты на такт.
Гуляющий бас с мелодией это уже полифония и совсем другой уровень.

Третий уровень - заполнение «пустот» аккордовыми фигурациями или подголосками. Проще говоря, создать декорации на свой вкус. Можно использовать элементы какого-нибудь стиля, латино там, джаз, поп, либо следовать своему удовольствию. Знаменитый «бум-чик» это как раз здесь. Но я «бум-чик» не люблю и применяю крайне редко и осторожно. Несмотря на то, что в этом стиле можно за пару часов «испечь пирожок» со вкусом любой модной песенки, однообразие и предсказуемость, присущие имитации ритм-секции «барабан энд басуха» заставляют меня закрывать очередной подобный ролик на десятой секунде просмотра.
По мне, так лучше избегать шаблонов и дать волю фантазии. «Хм, но это странно звучит» - «Дааа, хочу странно!» - «Но так никто не играет, палочкой для суши по струнам елозить» - «Вообще пофиг, хочу палочкой!»

Andrey Veselov

  • Сообщений: 58
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #2 : 2020, 23 Февраля, 10:38:31 »

Я никогда не уделял большого внимания аранжировкам любительского уровня.
Мне это казалось скучным. Если ученик просил, я делал интересующую его тему
за один вечер с учетом уровня техники ученика и мы разучивали эту аранжировку.
Причем ноты, написанные карандашом, оставались у ученика.
О том, чтобы записывать эти аранжировки на видео, печатать ноты и продавать, да кому это надо?

Я думал только о том, как бы после всех этих уроков в музыкальной школе и частников
сесть дома ночью на кухне и репетировать свою программу из QUEEN, AEROSMITH, PINK FLOYD...
А еще я увлекся стримами. Играл в прямом эфире опять же на кухне ночью. Примерно с 23:00 до 03:00,
или до 01:00, если по московскому времени. Даже съездил на ежегодный "Стримфест" в Москву,
как единственный стример-гитарист в России. Также играл на улице, когда было тепло.
Планировал уже полноценные концерты в клубах...

Но, жизнь как пешеходный переход, да, она полосатая, а еще:
"Эй, куда прешь?! Не видишь штоле?! Красный - стой! Зеленый - иди!"
При игре вдруг стал дергаться большой палец на правой. "Писчий" спазм или нервный тик.
Сначала немного, а потом при любом усилии.
Я больше не мог играть сложные вещи и полтора года брал гитару лишь на работе,
чтобы наиграть ученику разбираемые вещи.

За 15 лет преподавания у меня накопилось большое количество отличной музыки для гитары,
которую я использую в обучении, но вся эта музыка валялась на работе и дома в виде черновиков и измятых ксерокопий.
Часто не мог найти вещь для ученика, потому что отдал ее другому ученику, а тот ее затерял.
Так как у меня появилось время, я решил привести в порядок свой рабочий материал.
Собрал и за несколько месяцев в Сибелиусе набрал и отредактировал все, что смог.
Более того, издал в типографии сборник на 110 страниц, куда вошли 60 вещей для 3-5 года обучения.

А еще записал все эти вещи и выложил на YouTube в отдельный плейлист: http://www.youtube.com/playlist?list=PLr20PprlAepKBvIuwxEBGiPtVCiUp3ZOU
Получилось очень удобно. Берешь сборник, смотришь видео, что понравилось - разбираешь.
Да, это все я делал для того, чтобы сделать комфортнее мою преподавательскую деятельность.
Поэтому сборник вышел крохотным тиражом в 36 экземпляров за мой счет.
Его купили преподаватели моего города, еще в Москве коллеги и ученики.

Но мне так понравился процесс оптимизации, что я по инерции продолжил делать аранжировки,
сразу их печатать в Сибелиусе и озвучивать на YouTube.
А в описании к ролику решил поместить ссылку на прямое скачивание нот/табулатуры.
Потом решил все же продавать за символическую сумму 35 рублей.

И, наконец, сделал группу ВКонтакте: https://vk.com/veselov_guitar 

Мой YouTube канал: http://www.youtube.com/user/andreiveselov


mjt

  • Сообщений: 1353
  • Михаил Токарев (Суслик Ошпаренный)
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #3 : 2020, 23 Февраля, 10:41:59 »
Ужас какой!.. Столько заморочек, столько мыслей разных, столько думано-передумано, выстрадано.. Мне кажется тут точно есть здравая мысль. Особенно вот этот момент —
Цитировать
Сегодня я думаю, что игра на гитаре должна быть в удовольствие
Под этим подписываюсь всеми четырьмя руками!! :)

Привет! И добро пожаловать! :)

Andrey Veselov

  • Сообщений: 58
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #4 : 2020, 23 Февраля, 11:40:55 »
Эту аранжировку сделал для три назад за один вечер, днем записал на видео и напечатал ноты.
Но потом сделал еще одну версию, совсем уж простую, которую теперь учим с частником.
Ее тоже запишу.
И еще за эти длинные выходные, наконец, сяду делать....ну тут одна очень клевая песня мне приглянулась.



mjt

  • Сообщений: 1353
  • Михаил Токарев (Суслик Ошпаренный)
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #5 : 2020, 23 Февраля, 11:57:37 »
Непросто зомби на классическую гитару переложить, сделать хорошо. Долорес в неё много силы своей вложила. Там кроме красоты ещё её энергия, её драйв есть, очень сильный. Тут есть красота, а драйва просто гитара не даёт такого. У меня слышен в голове исходник и с ним невольно сравниваешь, - не вытягивает по драйву. Хотя аранжировка красивая однозначно, мне понравилась

Andrey Veselov

  • Сообщений: 58
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #6 : 2020, 23 Февраля, 12:45:03 »
Да, согласен про "Зомби".
Добавлю только, что сознательно делаю аранжировку в расчете на уровень любителя.
Если сравнить с версией Саши Мисько, то...это разные весовые категории просто.
Но как Саша сыграет сегодня, пожалуй, только сам Саша.
А я свою задачу вижу в создании аранжировок, доступных широкому кругу гитаристов.
Да, сначала "Зомби" я записал в темпе оригинала песни, послушав клип Долорес.
в тот же вечер, когда сделал обработку. Но инструментал и вокал разные вещи.
Потому уже на следующий день сыграл ее чуть живее.


Вот еще переложение известной темы из компьютерной игры

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 11223
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #7 : 2020, 23 Февраля, 14:38:56 »
Привет Андрей, рад видеть!
Интересно почитать твои мысли на тему преподавания и аранжировки :)

С Андреем познакомился довольно давно, когда только появился в интернете со своими записями. Форум был классической гитары, классик-гитар.ру если не ошибаюсь, Андрей там был одним из администраторов. Эх время летит..

Andrey Veselov

  • Сообщений: 58
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #8 : 2020, 24 Февраля, 09:17:32 »
При создании аранжировки для определенного технического уровня есть проблема субъективности понимания этого уровня аранжировщиком.
В самом деле, что значит "для третьего года обучения"? Проще всего попытаться вспомнить, что ты сам играл на третий год занятий по гитаре. Я начал в 15 лет и через три года играл Альбениса - Легенду, И.С.Баха - Фугу из первой скрипичной сонаты, Х.Малатса - Испанскую серенаду, Р.Дьенса - Небесное танго...
Однако, работая преподавателем в музыкальной школе, я могу объективно оценить уровень всех гитаристов моей школы третьего года обучения. И если один мой ученик сыграл на третий год обучения "Небесное танго", то я уже понимаю, что это исключение, а не правило.
Тем не менее, когда я взялся делать аранжировки "не под себя", то продумал Level Skill.
В моей группе ВКонтакте она обозначена в виде звездочек с шуточными пояснениями.
И в работе над аранжировкой я придерживаюсь определенных требований. Не использовать, к примеру, для двух-звездной аранжировки технические приемы и способы развития музыкального материала, явно недоступные пока для данного уровня.
К примеру, растяжки и баррэ, быстрые пассажи и каскадные легато, ломанные арпеджио, частые смены позиций, сложный ритм и так далее. Все, что мне самому просто и естественно и само развитие аранжировки допускает и даже "просит" применить "ну легкая же растяжечка, давай!", все это может сделать аранжировку в итоге неприменимой на практике.
Почему? Так целевая аудитория ее просто не сыграет хорошо, а профессионалы не будут играть по причине "это слишком просто".
Потому пользуются успехом YouTube гитаристы-аранжировщики, имеющие фактический средний уровень техники.
Они просто не могут вдруг случайно сделать "слишкам сложна". И как правило это молодые ребята с навыками техники фингерстайла и они всегда в тренде, хорошо знают, что сегодня модно, оперативно реагируют на новые темы)
"Ведьмаку заплатите..." или там "Мандалорец", а я даже сериалов сих не смотрел))

Вот одна из самых простых аранжировок песен группы QUEEN

Andrey Veselov

  • Сообщений: 58
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #9 : 2020, 24 Февраля, 09:33:37 »
Также сам ученик не всегда способен адекватно оценить уровень своей техники. Даже посмотрев видео, где аранжировщик с легкостью и свободой озвучивает вещь, ученик под впечатлением обманчивой простоты исполнения, думает, что это "фигня вопрос". До первого знакомства с нотами/табулатурой. Когда он застрянет в аппликатурных и ритмических дебрях и без помощи преподавателя вещь не разберет и не сыграет, даже обладая необходимой для исполнения техникой.

ieva

  • Сообщений: 1351
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #10 : 2020, 24 Февраля, 09:40:06 »
Цитировать
Долгое время я пребывал в уверенности, что уметь самому и учить других - это одно и то же.
Откуда такие мысли? Конечно нет! Мне это было ясно с тек пор, когда я научилась машину водить. :)

Andrey Veselov

  • Сообщений: 58
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #11 : 2020, 24 Февраля, 09:56:08 »
Цитировать
Долгое время я пребывал в уверенности, что уметь самому и учить других - это одно и то же.
Откуда такие мысли? Конечно нет! Мне это было ясно с тек пор, когда я научилась машину водить. :)
Ну я в начале преподавательской практики пару лет пытался учить других так, как учился сам :)
Потом открыл для себя весь ужас дифференцированного подхода к обучению...
С тех пор к каждому ученику подбираю свой "логин и пароль", выстраиваю с ним уникальную систему
взаимоотношений характеров и подбираю методики, которые именно этому ученику подходят.

К примеру, при работе с ритмом можно использовать систему счета "раз и два и...", а можно использовать слоговую систему
"Бом - ди-ли - бом - бом". Можно сразу учить ноты и играть с листа по нотам, но если ученик не может сосредоточиться, да если ему семь лет и читать еще толком не умеет? Тогда учим "с рук", а ритм берем из песенок "едет, едет, паровоз"))
Пришел ученик среднего возраста, "работа, семья, когда-то учился, все забыл, вот...скучно стало, решил поиграть для себя", ноты учить некогда и не особо хочется. Ладно, давай в табулатуру смотреть...
И это только технические аспекты работы.
А еще есть межличностное общение. Со всеми одинаково его не выстроишь. Люди слишком разные, у каждого свой мир, свой опыт, свой музыкальный вкус. Сталкиваются два мира, мой и ученика. Как мы начнем общаться, во многом зависит успех обучения. Здесь надо уметь и сохранять дистанцию, и дружески общаться. Это довольно трудно.
Бывает, ученик, особенно подросток, начинает видеть во мне друга, слишком привязывается, уводит общение от темы урока. В какие-то моменты я делал ошибки, играл в психолога и бывало, весь урок разговаривал разговоры. Потом опомнился))

Ковтун Николай

  • Сообщений: 1248
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #12 : 2020, 24 Февраля, 10:37:26 »

Вот и нашелся ответ на вопрос:"А в каком же классе обучения находимся мы, по меркам Максима (не зря он всё время отмалчивался, дабы не отбить охоту к обучению)".Оказывается, самые продвинутые из нас до сих пор топчутся в первом классе, а кто попроще, так ещё и в школу-то не поступили.  :)

Andrey Veselov

  • Сообщений: 58
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #13 : 2020, 24 Февраля, 11:08:54 »
Почему так важен преподаватель?
В задачу преподавателя входит подбор и рекомендация вещей в процессе обучения.
Опытный преподаватель знает (по опыту, естественно), как легко отбить охоту заниматься,
позволив ученику взять вещь, к которой он не вполне еще готов технически или теоретически.
В итоге музыка остается недоученной или исполняется коряво, а преподавателю приходится
оправдываться за СВОЙ косяк да еще так, чтобы не потерять авторитет "ну, знаешь, ты же сам хотел,
работать надо больше, епта!", и ученик думает, что дело в нем, это он такой бездарь...

В процессе преподавания я изучаю возможности ученика и предлагаю такие вещи, с которыми он
однозначно справится и будет исполнять их хорошо. Но, в процессе разучивания, он будет испытывать
умеренное сопротивление материала, отрабатывать какой-то технический навык, учиться читать ноты.
Предельное время разбора, за которое ученик не потеряет интереса к одной вещи - две недели.

Вот аранжировка известной песни из фильма Рокки. Она намеренно сделана очень и очень простой.


Andrey Veselov

  • Сообщений: 58
Re: Я - Андрей Веселов и я гитарист...
« Ответ #14 : 2020, 24 Февраля, 14:33:34 »
 А при самостоятельном выборе вещей для разучивания лучше руководствоваться правилом подобного. Пусть пьеса будет подобна тому, что ты уже играешь, но чуть-чуть сложнее. А если в музыке есть новая техника или пугающий фрагмент, то до начала разучивания надо либо поиграть это место отдельно как упражнение, либо на его основе придумать цикл возрастающих по сложности упражнений на данный вид техники.