Автор Тема: Вопросы к процессу преподавания  (Прочитано 853 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

AlexIz

  • Сообщений: 3
Вопросы к процессу преподавания
« : 2019, 07 Апреля, 23:34:58 »
Добрый день

Классическая гитара.
Любитель, без амбиций стать виртуозом/профессионалом. 43 года, гитара - чисто хобби, от 1 до 3 часа каждый день.
Занимаюсь частным образом 3 года у преподавателя. О нем вкратце: лидер группы городского масштаба, порядка 20 лет преподавательского стажа, преподаватель в муз. училище, преподаватель в муз. школе.

С моей стороны есть определенный прогресс и в _целом_ я процессом доволен, однако некоторые моменты вызывают недопонимание. Не уверен что стоит эти вопросы озвучивать ему напрямую, опять же он не первый год на этой работе, и безусловно имеет опыт. поэтому хотелось бы узнать мнение форумчан

1. последние полгода я сам нахожу и предлагаю материал. бывает что нахожу несколько аранжировок, и частенько прямо во время занятия я вынужден тупо сидеть и ждать, когда он решит, какой вариант мы берем в работу. После того как вариант выбран, некоторые время тратится на небольшую доработку материала. Опять же, прямо во время занятия.
Я конечно не профессионал в музыке, и тем более не преподаватель, но мне всегда казалось что преподаватель в этом плане должен быть уже подготовлен, _до_ занятия.

Т.е., например, он знает, что пора подобрать новый материал. Значит до следующего занятия он уже по идее должен выслать или напечатать материал, над которым он посчитал нужным начать работу. Ну или несколько версий, если предполагается, что я могу что-то выбрать. Ключевая идея - не тратить время занятия на это. На занятии мы собственно работаем, а не ждем преподавателя.

2. Он не помнит материал, который мы уже прошли. Например, если он просит исполнить что-то из того, что мы уже давно прошли, я просто вижу, как он пытается вспомнить, а что там собсно было из старого ? :) Опять же IMHO, но почему просто не вести какую-то запись, у какого ученика какой репертуар ? Ведь таким образом можно эффективнее организовать контроль всего процесса ?

3. Я не вижу какого-то "стратегического" плана процесса. 90% времени мы просто работаем над каким-то материалом. В очень сжатом виде он дал понятие гамм, тональностей, аккордов, 1 урок по септаккордам и 1 по обращениям аккордов (так толком и не понял о чем это и зачем оно мне). Квинтовый круг для меня так и остается загадкой. Может оно и не сильно нужно. для меня это выглядит как постепенная наработка репертуара от простого к сложному без видимых этапов, каких-то стадий.

4. дополнение к п.1. Собственно новый материал я начал подыскивать и предлагать сам, после того как он мне начал предлагать вещи порядка 3-4 класса муз. школы, когда у меня за плечами уже имеются вещи типа Ponce Sonata III. Т.е. такое ощущение, что я просто исчерпал возможный список композиций :)






Леха П.

  • Сообщений: 820
  • Примкадье
Re: Вопросы к процессу преподавания
« Ответ #1 : 2019, 08 Апреля, 00:58:43 »
Мне кажется, преподаватель имеет право разбирать на занятии принесенные вами аранжировки (надо же потратить время, чтобы понять, что это за музыка, хороша ли вообще аранжировка и т.п.)

IMHO, самое главное: у преподавателя стоит учиться, если нравится, как ИГРАЕТ САМ преподаватель.


Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 8063
Re: Вопросы к процессу преподавания
« Ответ #2 : 2019, 08 Апреля, 08:08:44 »
Отсутствие стратегического плана — стандартная ситуация на частных уроках. Какой может быть стратегический план, если "без амбиций стать виртуозом/профессионалом" :) Кстати, если репертуар предлагает сам ученик, занятия в принципе превращаются в чистое развлечение. Что касается школьного репертуара vs сонаты Понсе, то сложную вещь можно играть скушно и плохо, а на простых — успешно наращивать навыки музыкальности.

В общем, основная проблема в целеполагании, имхо. Куда идём и зачем.

Хорошим рецептом является отработка конкретного репертуара для конкретных целей — живое выступление, запись.

Михаил Т.

  • Сообщений: 2229
Re: Вопросы к процессу преподавания
« Ответ #3 : 2019, 08 Апреля, 10:06:17 »
Цитировать
Какой может быть стратегический план
Да, и не стоит очень серьезно зацикливаться. Иногда можно быть попроще, оно и легче получается)))
ПС. После просмотра патриотического фильма учительница спрашивает детей, кому что понравилось. Одному — подвиг солдата, другому — как санитарка спасла раненого.
Вовочка говорит:
— А мне больше всего понравился наркоман.
— Какой наркоман? Так не было никаких наркоманов.
— Был! Он все время трубкой затягивался и говорил: «Хороший у вас план, товарищ Жуков!»

AlexIz

  • Сообщений: 3
Re: Вопросы к процессу преподавания
« Ответ #4 : 2019, 10 Апреля, 00:02:50 »
Спасибо за ответы

Как-то не доходило, пока не запостил вопрос. Собственно, если я не претендую на карьеру профессионала виртуоза и т.п., то вполне логично что преподаватель также адекватно реагирует. Возможно слишком сильно цепляюсь за мелочи.
В сухом остатке процесс идет адекватно, все в целом довольны, а остальное можно списать на мелкие претензии - ну а где их не бывает :)




Андрей Ш.

  • Сообщений: 45
Re: Вопросы к процессу преподавания
« Ответ #5 : 2019, 10 Апреля, 01:22:16 »
Может, если преподавателю явно сказать, например, "я хочу понять, что такое квинтовый круг, и как его использовать" или "я хочу научиться блюзовой импровизации", он скорректирует процесс?

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 8063
Re: Вопросы к процессу преподавания
« Ответ #6 : 2019, 10 Апреля, 11:30:03 »
В очень сжатом виде он дал понятие гамм, тональностей, аккордов, 1 урок по септаккордам и 1 по обращениям аккордов (так толком и не понял о чем это и зачем оно мне). Квинтовый круг для меня так и остается загадкой.
Некоторым нравится "теоретизировать", некоторых это, наоборот, раздражает. Тут у всех по-разному, я вот отношусь к первым :) Я воспринимаю теорию как способ систематизировать уже имеющиеся знания, разложить их "по полочкам" в голове. Во-первых, это приятно. Во-вторых, знания теории дают необходимую базу для сочинения и аранжировки. В-третьих, теория косвенно помогает даже просто выучить музыку по нотам: если ты знаешь, что вот сейчас играешь аккорд Сmaj7, а не просто кракозябру из пальцев, это дополнительный якорь для запоминания. Знания теории помогут найти ошибки / описки в нотном тексте даже (это ведь тоже бывает, в любых изданиях). Забыли диез поставить — а я догадался, ну и т.д.

Квинтовый круг и всякие подобные схемы полезно составить самостоятельно, сесть и нарисовать, например. Составленное самостоятельно запоминается по-настоящему, это уже действительно "твои" знания. Для чего нужен квинтовый круг? Чтобы осознать, откуда берутся знаки при ключе, например, и почему они именно такие. Сможешь ли, например, ответить на вопрос: почему, если при ключе диезов два, до это Фа и До, а не какие-то другие? С какого потолка это всё берут? :)

Ev_geny

  • Сообщений: 782
  • Евгений
Re: Вопросы к процессу преподавания
« Ответ #7 : 2019, 10 Апреля, 12:33:57 »
Цитировать
С какого потолка это всё берут?
Разложить гамму до мажор и ля минор по интервалам. Вот строение гаммы мажора и минора. По таким интервалам от любой ноты можно построить мажор или минор. Отсюда и знаки при ключе. Все.

Ev_geny

  • Сообщений: 782
  • Евгений
Re: Вопросы к процессу преподавания
« Ответ #8 : 2019, 10 Апреля, 12:57:18 »
Цитировать
Некоторым нравится "теоретизировать", некоторых это, наоборот, раздражает. Тут у всех по-разному, я вот отношусь к первым  Я воспринимаю теорию как способ систематизировать уже имеющиеся знания, разложить их "по полочкам" в голове. Во-первых, это приятно. Во-вторых, знания теории дают необходимую базу для сочинения и аранжировки. В-третьих, теория косвенно помогает даже просто выучить музыку по нотам: если ты знаешь, что вот сейчас играешь аккорд Сmaj7, а не просто кракозябру из пальцев, это дополнительный якорь для запоминания. Знания теории помогут найти ошибки / описки в нотном тексте даже (это ведь тоже бывает, в любых изданиях). Забыли диез поставить — а я догадался, ну и т.д.
Мартин, вот это и не понятно AlexIz. Зачем ему теория, если , условно, пальцы не могу правильно прижать-поставить. Как теория поможет точному прижатию и правильно составить " кракозябру из пальцев" или "тупо играть по нотам".  Теория нужна потом, когда мало тупо играть по нотам.
PS: Но потом жалко времени на теорию, которой не хватает, когда желание "тупо по нотам" уже прошло.

burnus

  • Сообщений: 718
  • Груб и циничен
Re: Вопросы к процессу преподавания
« Ответ #9 : 2019, 10 Апреля, 17:44:23 »
Цитировать
Некоторым нравится "теоретизировать", некоторых это, наоборот, раздражает. Тут у всех по-разному, я вот отношусь к первым  Я воспринимаю теорию как способ систематизировать уже имеющиеся знания, разложить их "по полочкам" в голове. Во-первых, это приятно. Во-вторых, знания теории дают необходимую базу для сочинения и аранжировки. В-третьих, теория косвенно помогает даже просто выучить музыку по нотам: если ты знаешь, что вот сейчас играешь аккорд Сmaj7, а не просто кракозябру из пальцев, это дополнительный якорь для запоминания. Знания теории помогут найти ошибки / описки в нотном тексте даже (это ведь тоже бывает, в любых изданиях). Забыли диез поставить — а я догадался, ну и т.д.
Мартин, вот это и не понятно AlexIz. Зачем ему теория, если , условно, пальцы не могу правильно прижать-поставить. Как теория поможет точному прижатию и правильно составить " кракозябру из пальцев" или "тупо играть по нотам".  Теория нужна потом, когда мало тупо играть по нотам.
PS: Но потом жалко времени на теорию, которой не хватает, когда желание "тупо по нотам" уже прошло.
Сенсей сказал: бурундук - птичка. Значит пусть летает.

Обсуждать преподавателя за глаза несколько неэтично.
А осуждать в глаза могут только коллеги.
Ученики имеют право робко задавать вопросы типа: "А когда я это успею?"

И вообще, учитель - это не сфера обслуживания.

Андрей Ш.

  • Сообщений: 45
Re: Вопросы к процессу преподавания
« Ответ #10 : 2019, 10 Апреля, 18:31:16 »
Цитировать
С какого потолка это всё берут?
Разложить гамму до мажор и ля минор по интервалам. Вот строение гаммы мажора и минора. По таким интервалам от любой ноты можно построить мажор или минор. Отсюда и знаки при ключе. Все.
Женя, там, на самом деле, гораздо больше. :) И если все это знать, то оно поможет понять, какие аккорды (или последовательности аккордов) подходят к данной мелодии, а какие - нет, как перейти из тональности в тональность, как импровизировать. Кого-то, как сказал Мартин, это интересует, кого-то нет.

По большому счету это соотношение между "как" и "почему". То что ты написал - это "как". Как определить, какие знаки стоят в ключе. То, что спросил Мартин, это "почему". Почему эти знаки именно такие, почему при движении по квинтовому кругу эти знаки добавляются по одному и т.д. Кому-то интересно только "как". Типа, "дайте мне табы и не морочте мне голову". Кто-то хочет немножко понять "почему", ровно настолько, чтобы применить это на практике. А кому-то интересно влезть внутрь и разобраться, а как оно там вообще работает.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10681
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Вопросы к процессу преподавания
« Ответ #11 : 2019, 10 Апреля, 20:49:22 »
Цитировать
1. последние полгода я сам нахожу и предлагаю материал. бывает что нахожу несколько аранжировок, и частенько прямо во время занятия я вынужден тупо сидеть и ждать, когда он решит, какой вариант мы берем в работу. После того как вариант выбран, некоторые время тратится на небольшую доработку материала. Опять же, прямо во время занятия.
Я конечно не профессионал в музыке, и тем более не преподаватель, но мне всегда казалось что преподаватель в этом плане должен быть уже подготовлен, _до_ занятия.

Если преподаватель первый раз видит ноты на занятии, само собой он их вынужден прямо на занятии и разбирать. Имеет смысл выслать ноты заранее.

Цитировать
2. Он не помнит материал, который мы уже прошли.

Я тоже часто не помню, учеников много бывает. Не вижу в этом проблемы, главное чтоб ученик помнил.

Цитировать
3. Я не вижу какого-то "стратегического" плана процесса. 90% времени мы просто работаем над каким-то материалом.

Мартин правильно заметил, с ним соглашусь. Это специфика частных уроков, когда приходят взрослые люди, которые так же в любой момент могут уйти. Выстраивать для каждого стратегический план? А он нужен ученику? В подавляющем большинстве случаев нет.

Как правило хотят чего-то одного и конкретного: повысить технический уровень, выучить конкретные произведения, научиться чему-то, например писать аранжировки, или в теории разобраться. Но не всё сразу.

Когда приходит ученик на частные занятия не ты ему ставишь условия и программу, а он прежде всего озвучивает свои желания, чему конкретно хочет научиться. И ты его учишь тому, что он хочет. Чтобы педагог на частных уроках чему-то научил обязательно нужно озвучить свои желания, а не ждать что он сам догадается.

Тут ситуация в корне отличается от обучения в учебных заведениях. Там студент никуда не денется и ему придется учиться весь срок от и до, вне зависимости, нравится ему или нет. И учить его будут по полному стратегическому плану. В этих условиях стратегический план имеет смысл, так как у студента есть обязательства отсидеть полный срок, это гарантия того, что "стратегический план" будет выполнен.

В частных уроках всё проще. Тут желание ученика - закон. Чему ученик хочет научиться, тому его и учат. Так что мой совет: озвучивайте желания. Хотите квинтовый круг, будет вам квинтовый круг.

AlexIz

  • Сообщений: 3
Re: Вопросы к процессу преподавания
« Ответ #12 : 2019, 12 Апреля, 12:47:41 »
Еще раз спасибо за ответы, некое понимание появилось