Автор Тема: Строй семиструнки. Разновидности, сравнения, обсуждение.  (Прочитано 264 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10447
    • Сайт Максима Чигинцева
Строй Ре-Си-Соль-Ре-Си-Соль-Ре 

Идеально удобно:
Ля-минор До-мажор
Ми-минор Соль-мажор
Си-минор Фа-диез-Мажор

Достаточно удобно:
Ре-минор Фа-мажор
Соль-минор Сиb-мажор
До-минор Миb-мажор

Строй Ре-Сиb-Соль-Ре-Сиb-Соль-Ре

Идеально удобно

Ре-минор Фа-мажор
Соль-минор Сиb-мажор

Достаточно удобно:

До-минор Миb-мажор

Строй Окуджавы и Никитина - цыганский соль-минорный с пятой струной на До настроенной

Этот строй идеален для До-минор Миb-мажор, ну просто очень-очень удобен для этой тональности. Можно практически двумя пальцами все аккорды зажать)), и половину из них даже одним))


Как видим, основной строй универсальный, в нем можно играть с разной степенью удобности во 6 парах тональностей, а остальные менее универсальные, но в для определённых тональностей более удобные.
На семиструнке, даже в основном строе больше удобных тональностей, это очень радует, можно прям во время игры делать неожиданные модуляции. Например из си-минора в до-минор, что на шестиструнке немыслимо. Тема большая, много потрясающих особенностей у семиструнки, это всё надо изучить и применить на практике, потом обобщить выводы.

mjt

  • Сообщений: 1277
  • Михаил Токарев (Суслик Ошпаренный)
всё это хорошо. Но вот такой вопрос. Как научиться, я не знаю как это называется, "мыслить" в том строе в котором у тебя гитара? Поясню.

У меня сейчас в голове имеется несколько "таблиц преобразования" - начиная с положения "кружочка" ноты на нотном стане в название ноты, грубо говоря, между первой и второй линейкой - фа, под пятой - ми, над пятой - соль и тд, это чисто таблица, ищем в ней соответствие по положению получаем название ноты.

Потом эту ноту нужно перевести в позицию на грифе.  Тоже такая же таблица.

Если есть ключевые знаки, то появляется ещё одна, промежуточная таблица, где добавляем диез (если при ключе диезы, с бемолями свои сложности ибо позиция может на другую струну переехать).

Понятно что через какое-то время эти таблицы не требуют большого количества времени, всё-таки они как-то запоминаются потихоньку и не нужно судорожно вспоминать где же находится нота ре, или идти от соседних которые помнишь.

Но всё равно это именно таблицы преобразования, в голове нет связи между нотой и пальцем, грубо говоря.

Если меняется строй гитары, например даже просто Drop-D на шестиструнке, всё, любые ноты на шестой струне тут же теряются. И конечно теряется возможность перейти в верхние позиции, напрочь - так есть привычка например от пятой струны +5 ладов и одна струна - это тот же звук, а тут такого уже нет. Всё ломается, и требуется каждый звук снова вычислять, находить, соображать где он находится.

Когда используются другие строи, сильно отличающиеся от одного "привычного" (в кавычках т.к. он  всё равно идёт через таблицы преобразования, просто эти таблицы как-то в памяти сидят), получается что ломается вообще всё и вплоть до того что каждое произведение в своём строе, это для меня вынос мозга.

Складывается ощущение что эти таблицы преобразования должны как-то по-другому работать, что-ли.  Ну или тупо всё запоминать в табах - чему, кстати, Максим сейчас всячески потворствует, даже наталкивает на это, публикуя учебные ноты с табами и даже без возможности их отключить, мне кажется это в корне неправильно :)

Как уложить разные строи гитары в пальцы? Это и есть "гитарное мышление"? Как его развивать?

На сколько я понимаю есть ещё одна "таблица", более того я сам её у себя обнаружил. Это соответствие высоты звука и положения пальца. Заметил так - иногда я что-то играю, забыв в нужное время переключиться в верхние позиции, и вдруг обнаруживаю что "застрял" - я сыграл те же ноты на автомате в первой позиции но не могу оттуда дотянуться до следующей верхней ноты, поэтому ступор. Но пальцы сами сыграли нужные позиции, звук тот который нужен получился! То есть где-то в мозгу есть это соответствие звука и точки на грифе, причём в виде даже последовательностей, не отдельных звуков, и там нет ни названий нот ни положения их на нотном стане, только звук и место на грифе. Но это опять привязано к конкретному строю, при изменении строя всё это "слетает".

burnus

  • Сообщений: 678
  • Груб и циничен
Миша, это свойство человеческой памяти - идти по легкому пути.
я по себе заметил вот какую вещь: когда я не знал нот на грифе , я как-то быстро запоминал всё произведение. И ноты уже нафиг не нужны.
А потом, когда несколько нот выучил где находятся на грифе :) , мозги не запоминают произведение ни фига. А зачем? на бумажке ж записано. :)
« Последнее редактирование: 2019, 10 Января, 17:36:00 от Максим Чигинцев »

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10447
    • Сайт Максима Чигинцева
Михаил, да любой новый строй это определенный стресс на начальном этапе, никто не говорит что это просто.

Я мыслю струнами. То есть, если выучить расположение нот на каждой струне визуально, то потом из них можно комбинировать любой строй.
К примеру, мы все знаем ноты на струнах си-соль-ре, потому что они входят в стандартный шестиструнный строй. А стандартный семиструнный как раз и состоит только из этих трех струн. Поэтому задача только сложить новый строй из известных уже кусочков как пазл. Принцип такой.

Поймал себя на том, что запоминаю произведение в новом строе на слух и графически, рисунками на грифе. Не нотами. Звуком и графически, позициями. Хотя, при необходимости быстро могу сказать где какая нота, но именно нотами не запоминаю.

Леха П.

  • Сообщений: 703
  • Примкадье
Миш, ну если ты программы пишешь, то это наверно примерно как пишешь сегодня на одном языке программирования, а завтра тебе другую программу писать на другом языке - приходится мозги переключать :)
Подозреваю, что переключение на другой строй - для мозгов примерно что-то в том же духе

Ну даже если ты в drop-D переключаешься на шестиструнке - тоже ведь нужно помнить, что струна ниже настроена

igrab

  • Сообщений: 9438
  • Сергей
Я немного попробовал поразбирать ). На стадии разбора затруднения возникают на начальном этапе. Потом аппликатура как бы подвергается мысленной коррекции и не парит какой строй и сколько струн. Смотришь на ноты и как-то инстиктивно оперируешь интервалами . Помогает то, что три струны по строю совпадаю с шестиструннкой. А когда, как говорится " взял в пальцы", то вообще про строй не думаешь. Ну я и на шести так же играю, за счет тактильной памяти (или как это назвать)).
"... произведение сложное..постоянно надо менять позиции." Басик.

mjt

  • Сообщений: 1277
  • Михаил Токарев (Суслик Ошпаренный)
Мне не нужно переключаться на другой язык, оно вообще как-то по другому в программировании, я не знаю, естественнее что-ли ;)) не задумываюсь вообще, просто пишу и всё, там нет никаких таблиц преобразования, которые надо запоминать, переключений или чего-то подобного. Также и с разговорными языками, никаких переключений не требуется, даже там таблиц перевода нет, просто думаешь на этом же языке, может слов не хватать но и тогда другой язык вспоминаешь только когда в словарь лезешь, а так даже в голове ищешь неддостающее слово среди конструкций этого же языка..
А с гитарой так не получается, хотя проще всё вроде.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10447
    • Сайт Максима Чигинцева
Цитировать
просто пишу и всё, там нет никаких таблиц преобразования

Открою секрет, на гитаре тоже таблиц преобразования нет :)

Может ну их, а?

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 7891
Есть весьма популярный строй "Open G" — русская семиструнка без шестой стуны, такой строй, в частности, использует Александр Розенбаум.

Вообще, фингерстайлщики изобрели уже 100500 строёв. Некоторые вообще для каждой своей пьесы свой строй разрабатывают, наверное. Александр Мисько сказал в одном интервью, что идеальная цель фингерстайла — чтобы вообще ничего зажимать не надо было, а гитара сама играла :P

Есть такая категория строёв — "открытые", которые дают внятный аккорд (гармонию) на открытых струнах. Русская семиструнка и "Open G" к таким и относятся.

mjt

  • Сообщений: 1277
  • Михаил Токарев (Суслик Ошпаренный)
Цитировать
просто пишу и всё, там нет никаких таблиц преобразования
Открою секрет, на гитаре тоже таблиц преобразования нет :)

Может ну их, а?
Во, золотые слова! В этом-то как раз и была суть моего вопроса. Собственно вопрос к этому и сводится - КАК? :)

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10447
    • Сайт Максима Чигинцева
Цитировать
Собственно вопрос к этому и сводится - КАК?

Я уже выше написал, выучи каждую струну графически, и потом комбинируй из них любой строй.

Либо не парься с запоминанием нот, а запоминай по позициям глазами и по звуку ушами. Далеко не каждый музыкант запоминает произведение нотами, и даже, скорее всего, не бОльшая часть.

igrab

  • Сообщений: 9438
  • Сергей
Мне тут на просторах интернета попался автореферат диссертации.
"Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство"
http://cheloveknauka.com/gitara-klassicheskaya-i-russkaya-semistrunnaya-bytovanie-i-ispolnitelstvo

Тут немного о происхождении соль мажорного строя. И есть мнение, что это балалайка обязана своим строем русской гитаре.))
Spoiler for Hiden:

 Прежде всего, нет достаточных оснований рассматривать семиструнную гитару как усовершенствование шестиструнной. Также можно поставить под сомнение утверждение о происхождении строя семиструнной гитары на основе русской народной музыки. И, наконец, необходимо найти объяснение тому противоречию, на которое указывал ещё В. Русанов, касающееся изобретения семиструнной гитары А. О. Сихрой, который по версии М. Стаховича создал её в достаточно молодом возрасте, но с другой стороны через ничтожно малый промежуток времени появились школы игры, которые демонстрировали достаточно развитую технику игры на этом инструменте.

Для сомнения в происхождении строя семиструнной гитары на основе русской народной музыки достаточно рассмотреть строи русских струнных народных инструментов. Принцип строя по трезвучию среди них не встречается, напротив, в основе, как правило, лежит квартовый принцип строя. Исключением является строй балалайки по мажорному трезвучию, однако его появление относится ко второй половине XIX века, что может указывать скорее на влияние со стороны строя русской семиструнной гитары, но никак не наоборот. Таким образом, строй по трезвучию указывает скорее на европейское происхождение. 8

Вопрос преемственности строя шестиструнной и семиструнной гитары решается рассмотрением родственных инструментов и некоторых фактов биографий лиц, считающихся создателями русской семиструнной гитары. Строй по соль мажорному трезвучию известен в Европе, начиная с XVI века. В частности, он был описан Хуаном Бермудо, который обозначал его как новый. Португальская гитара до сих пор имеет строй по соль мажорному трезвучию, хотя является исключительно фольклорным инструментом.

Этот же принцип строя очень часто встречается у инструментов семейства цистр. Данное семейство считается не оказавшим влияния на развитие классической гитары. В то же время, создатель первой в истории изданной школы игры на русской семиструнной гитаре И. де Гельд играл на так называемой «английской гитаре», которая имела строй по мажорному трезвучию и относилась к вышеуказанному семейству цистр. Этот факт объясняет и быстрое появление развитой техники игры на русской семиструнной гитаре. Она появилась в результате заимствования не только техники игры на классической гитаре, которая в свою очередь в раде случаев являлась преемницей более древних традиций исполнения на ренессансной и барочной гитарах, но и не менее древней традиции исполнительства на цистре, которая под именем гитары в Англии известна с XIV века. В континентальной Европе цистра также была широко распространена до конца XVIII - начала XIX веков, когда была вытеснена гитарой


"... произведение сложное..постоянно надо менять позиции." Басик.

Михаил Т.

  • Сообщений: 1240
Цитировать
что это балалайка обязана своим строем русской гитаре.))
Да, да))) Подтверждаю. Все началось с балалайки. Именно с нее.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10447
    • Сайт Максима Чигинцева
Цитировать
что это балалайка обязана своим строем русской гитаре.))
Да, да))) Подтверждаю. Все началось с балалайки. Именно с нее.

Ты кажется не понял смысла предложения, имелось ввиду противоположное :)

Михаил Т.

  • Сообщений: 1240
Цитировать
Ты кажется не понял смысла предложения, имелось ввиду противоположное
Не, ну так не интересно))) А вообще, заметили, как благотворно седьмая струна на людей влияет? Рефераты читать начинают.