Автор Тема: Игра в медленном темпе  (Прочитано 175 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 7842
Игра в медленном темпе
« : 2018, 13 Октября, 13:02:33 »
Обычно игра в медленном темпе преподносится как некая панацея. "Играйте медленно, и тогда в быстром темпе со временем всё получится." Однако, на мой взгляд, здесь имеется некий подвох.

Дело в том, что играть медленно можно "неправильно", и проконтролировать эту (не)правильность не так просто, как кажется. Приведу утрированный пример, чтобы стало понятно. Скажем, медленный пассаж можно сыграть одним пальцем p (большим). Для достаточно оживлённого движения такая техника просто не годится — одним пальцем не успеть. Подобно этому, возникает уйма случаев, когда положение рук, аппликатура и т.д. вполне годятся для медленного темпа, но никак не годятся для оживлённого. И это, как ни печально, необходимо предвидеть, начиная разучивание.

В каком-то конкретном пассаже, пьесе, аккордовом обороте и т.д. малейший "не такой" разворот или наклон кисти может стать существенным препятствием при игре в оживлённом темпе, и совершенно не вызывать проблем в медленном. Отсюда следует интересный факт: много играя в медленном темпе, мы можем запросто закрепить неверные навыки, которые потом благополучно обеспечат непробиваемый "потолок" при попытке прибавить темп.

Выход, как мне кажется, только один: постоянно пробовать высокий темп, который является конечной целью разучивания в конкретной пьесе, пассаже и т.п. И в момент этих проб тщательно оценивать, прикидывать, годится ли применяемая техника. Или её надо срочно пересмотреть.

Вот такое имхо :)

igrab

  • Сообщений: 8951
  • Сергей
Re: Игра в медленном темпе
« Ответ #1 : 2018, 13 Октября, 13:47:04 »
Да, иногда стоит попробовать поиграть в концертном темпе, несмотря на то, что есть недоработаные элементы. Выявляются проблемные связки, позиции.
"... произведение сложное..постоянно надо менять позиции."

Ev_geny

  • Сообщений: 598
  • Евгений
Re: Игра в медленном темпе
« Ответ #2 : 2018, 13 Октября, 17:51:55 »
Сергей, я играю под метроном на 20-30 ударов быстрее чем исполняется произведение, все чисто  , все успеваю, как только нет ударов метронома, все, приехал, то тут косяк, то тут не дожал. За 4 года ни одного произведения чисто не могу сыграть. До сих пор. Ни одного. Не сыграл. 

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10079
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Игра в медленном темпе
« Ответ #3 : 2018, 13 Октября, 18:14:07 »
Отрабатывать в медленном, проверять в быстром.
Правило старо как мир :)


Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 7842
Re: Игра в медленном темпе
« Ответ #4 : 2018, 13 Октября, 18:54:18 »
как только нет ударов метронома
А под собственную ногу?

Кстати, удивительно, но у многих начинающих проблема сыграть "с ногой". Нога должна помогать, а она мешает. Воспринимается как дополнительная задача, которая оттягивает на себя ресурсы центральной нервной системы :P

Леха П.

  • Сообщений: 631
Re: Игра в медленном темпе
« Ответ #5 : 2018, 13 Октября, 19:18:25 »
Нога на начальном этапе может создавать иллюзию ритмичности вроде бы :) Например, в трудном месте нога замедляется вместе с руками, а потом ускоряется. И не всегда человек это осознаёт, пока нет достаточного опыта с метрономом.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10079
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Игра в медленном темпе
« Ответ #6 : 2018, 13 Октября, 19:23:59 »
Цитировать
А под собственную ногу?

Ногой топать я сразу отучаю учеников, вредная привычка и бесполезная.
Бесполезная потому что ученик если неровно играет, то и топает так же неровно.
А вредная потому что топот мешает слушателям и раздражает. В случае с акустической гитарой топот неприемлем, по моему мнению.

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 7842
Re: Игра в медленном темпе
« Ответ #7 : 2018, 13 Октября, 20:12:39 »
Ногой топать я сразу отучаю учеников, вредная привычка и бесполезная.
Бесполезная потому что ученик если неровно играет, то и топает так же неровно.
А вредная потому что топот мешает слушателям и раздражает. В случае с акустической гитарой топот неприемлем, по моему мнению.
А вот это интересно.
По моей практике — без ноги игра вообще ритмически неосознанная. Когда вспомнил, какая следующая нота — тогда и сыграл. Ритма нет вообще, от слова абсолютно.

А вот когда "под ногу" — появляется понимание, что вот здесь половинная, а здесь четвертная, и на половинной надо пропустить удар ноги, а на четвертной не надо.

Что касается слоновьего топота, который заглушает музыку — ну понятно, что слонов и бегемотов надо придерживать в рамках (стучать пальцами внутри ботинка и т.д.). Но вообще, топанье ногой — это пританцовывание, т.е. человек помогает себе телом, это правильно, по-моему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10079
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Игра в медленном темпе
« Ответ #8 : 2018, 13 Октября, 20:33:46 »
Цитировать
т.е. человек помогает себе телом, это правильно, по-моему.

Правильно конечно. Двигаться надо обязательно именно для развития ощущения метрической пульсации.
Вместо топота учу кивать носом или чуть покачиваться, это и расслабляет и даёт нужное ощущение, и убирает игру "застывшим истуканом".
Я за любое движение, главное чтоб оно было беззвучным.

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 7842
Re: Игра в медленном темпе
« Ответ #9 : 2018, 13 Октября, 20:48:14 »
Я за любое движение, главное чтоб оно было беззвучным.

Да! Простые движения — ключ к ритмике :P
3:53