Автор Тема: Ментальное состояние для занятий на гитаре  (Прочитано 3182 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ildar23

  • Сообщений: 182
Недавно получил письмо по рассылке (некоторые сайты рассылают бесплатные уроки, чтобы завлечь к себе на платные).
Текст на английском, здесь приводить не буду, есть авторские права. А смысл передать думаю можно.
Максим в советах (да и везде) говорит, что нужно прежде чем играть (или заниматься) нужно отогнать все мысли, расслабиться. Здесь эта тема немного расширена.

3 секрета вхождения в "Flow state" (не знаю как по русски перевести, состояние плавности (текучести) что ли).
Есть дни когда у нас всё получается на раз, а есть когда всё время ошибаемся (плохо получается, как-будто что-то мешает).
Это зависит от Вашего состояния. Может быть Вы сегодня рассеяны, перенасытились кофеином (хм...), не сконцентрированы, вообщем ясно что не сможете выдать лучшее на что способны. И, напротив, есть дни когда всё получается с блеском. Ну и соответственно, мы получаем больше удовольствия, быстрее учимся т.д.
Что же такое состояние "Flow"?
Есть моменты, когда что-то Вас полностью поглощает. Исчезает время, исчезает весь мир вокруг и все его драмы, даже чувство самого себя исчезает. Это и значит что Вы в нужном состоянии.
Наши чувства усиливаются, а достижение концентрации не вызывает усилий.
Далее по тексту зачем достигать этого. Очень коротко переведу. Это не только запоминание и обучение , но и улучшенная мышечная память, лучшее понимание и осмысление. И ещё сказано, что силой этого не достичь (для гитары). Можно через риск для жизни, так делают экстремалы, у них повышается концентрация (от себя: с этого ракурса никогда не думал). В гитаре так нельзя. Здесь принцип: "Flow" следует после сосредоточенности, а до этого внимательность. Соответственно наша цель простая: повышение внимательности.
Ну и собственно 3 секрета.
1. Ясные (четкие) цели.
При каждом (!) повторении нужно сосредотачиваться на том, что в точности (!) должны Вы получить в итоге.
В гитарной практике, это может быть что-то вроде:
Нечеткая цель = "играть в этот фрагмент"
Ясная цель = "Я буду играть в эти два такта, с чередованием пальцев I и М, с идеальной постановкой пальцев левой руки в точности перед ладами, без скрипов (лишних звуков), с максимальной слитностью нот, с устойчивым темпом, с неизменным качеством тона, в динамике делать именно это:_______."
Конечно, если вы только начинаете, это может быть слишком много, чтобы обратить внимание в одно время , но мы вернемся к этому через минуту.
От себя: понял так. Вот, к примеру, говорят заездил произведение, стало не интересным. Так ты ставь цель конкретную для себя (какие-то упущенные аспекты). И когда ты целенаправленно работаешь над этим, то появляется ИНТЕРЕС (даже больше азарт).
2. Немедленная обратная связь
Это способность немедленно знать, если то, что вы делаете, это достижение положительного результата или нет, в соответствии с вашими четкими целями.
Вы играете , вы слышите что играете. Вроде просто, не так ли? Не совсем так.
Многие игроки на самом деле не слышат звуки, которые они создают в текущий момент в силу ряда причин.
Первое, и, возможно, самое главное, многие игроки практикуются слишком быстро (от себя: сколько раз слышали это от Максима  ;D). Скорость создает иллюзию совершенства. Slow down and listen like crazy. Замедлитесь и слушайте как сумасшедший!
Вы должны быть в состоянии услышать каждый индивидуальную ноту и как она соединяется с другой. Вы должны быть в состоянии полностью держать ваше внимание на акте создания конкретного действия , и давая пространство (время) на самом деле слышать и чувствовать получаемые результаты. Вторая причина - у нас есть ментальная репрезентация того, как мы хотим чтобы это звучало. Третья причина - "эффект новобранца". Просто не знает, что именно нужно слушать. Лекарство - четкие цели. Чем более конкретные цели - тем более легче понять результат.
3. Правильное соотношение текущего уровня (то бишь возможностей) с поставленными целями.
Сложность в том, чтобы найти “the sweet spot” (золотая середина) между ними. Чем точнее тем мы ближе к "Flow".
Если задача слишком сложная для нас, это может вызвать беспокойство или страх, создавая путаницу в мыслях. Или фокус перемещается от задачи к нашим чувствам и негативному опыту (от себя: очень верно подмечено). Если задача слишком легкая, то наш ум начинает блуждать, и мы теряем внимание (помним правило что за чем следует).
А "сладкая точка" (золотая середина) это когда цель чуть выше наших текущих возможностей. И чтобы достичь нам нужно все наше внимание и умение.
Это танец . Ежедневный пересмотр условий и эксперимент . Иногда мы попадаем в яблочко. Иногда нет.
Легко поддаться искушению возложить это на учителя. Учитель может направлять, и выбрать репертуар , сделать замечания, и т.д. Но на ежедневной основе, практика является личным делом (от себя: точно сказано). Это зависит только от нас что мы делаем, создаём четкие цели на данный момент, и оцениваем обратную связь.

В заключении. Конечно мы не всегда достигаем этого состояния, но имея в голове эти три условия, можно подталкивать себя к этому.



 

ildar23

  • Сообщений: 182
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #1 : 2016, 20 Января, 09:56:52 »
Какие выводы сделал. Основной - четкие цели. Вот примеру, замечание : нужен баланс басов и мелодических. Всё, большая часть моего внимания (и слуха в том числе) "заточено" на это. Я каждый извлекаемый звук отслеживаю именно на это, если в каком то месте этого нету, это место опять пробуется по разному (например, в этом двойном звуке бас сильнее, хммм, надо его по другому), пока не будет результата.

ildar23

  • Сообщений: 182
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #2 : 2016, 20 Января, 10:07:04 »
Ещё мысль. У внимания и концентрации есть предел (нельзя быть таким долго).
По этому поводу есть методика "Пит-стоп занятия" (вообще она авторская, но это лишь один отдельный (!) аспект.
Можно часами заниматься (есть и такие  ;D). Но каждые 5-10 минут делать перерывы на отдых минимум на 1-2 минуты (вообще встать, пойти воды попить, поболтать, телик посмотреть). При этом каждая сессия (эти  участки занятий по 5-10 минут) должна быть разной (блоки с периодичностью, например 1-2-3-1-2-3, 1,2,3 это разные задания, не знаю как быстрее объяснить, с этим у меня проблема по жизни). Допустим сейчас это упражнение, потом через перерыв другое или фрагмент разберу и т.д. Потом опять за первое упражнение.
Сам так делаю. Может кто попробует и отпишется. 

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9431
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #3 : 2016, 20 Января, 11:38:07 »
Цитировать
Многие игроки на самом деле не слышат звуки, которые они создают в текущий момент в силу ряда причин.

Это так. Если ученика постоянно не заставлять слушать то, что у него получается, ученик не будет слышать что играет. Это поразительно! Человек играет и не слышит, что играет. Сам таким был в начале обучения, но это было так давно, что уже и забыть успел. И вспомнил только тогда, когда преподавать начал. Это удивительное явление.

Цитировать
Можно часами заниматься (есть и такие  ). Но каждые 5-10 минут делать перерывы на отдых минимум на 1-2 минуты (вообще встать, пойти воды попить, поболтать, телик посмотреть).

Никогда не был сторонником длительных занятий за один присест. Считаю оптимальным временем для одного захода 20-30 минут. Но и заходы по 5-10 минут тоже очень эффективны. Не успеваешь устать от занятий, внимание свежее. Тема большая, когда-нибудь созрею на статью, в которой изложу своё мнение по вопросу организации занятий.

Good Mage

  • Сообщений: 3898
  • Иван-дурак
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #4 : 2016, 20 Января, 11:50:47 »
Никогда не был сторонником длительных занятий за один присест. Считаю оптимальным временем для одного захода 20-30 минут. Но и заходы по 5-10 минут тоже очень эффективны.

А по сколько подходов делать можно?  :)
Я, думаю, если нужны серьезные результаты, нужно по несколько часов в день уделять занятиям. Ежедневно!
Из тысячи дорог я выбираю эту

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9431
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #5 : 2016, 20 Января, 12:05:09 »
Цитировать
А по сколько подходов делать можно? 

Минимум два захода в день. Максимум у каждого свой. Главное чтоб не в ущерб качеству. Есть грань, при которой увеличение длительности занятий только ухудшает результат, и эту грань нужно научиться чувствовать.

Цитировать
Я, думаю, если нужны серьезные результаты, нужно по несколько часов в день уделять занятиям. Ежедневно!

Это распространённое мнение, но я с ним не согласен, наверно потому что сам никогда не занимался больше часа в день.

Важно не время занятий, а регулярность и метод занятий. Если ты занимаешься неправильно, хоть целый день сиди не вставая, толку от этого не будет. Время ничего не решает само по себе. Это как любят говорить самоучки "терпенье и труд всё перетрут" или "я много занимаюсь, а буду ещё больше". Ничего не будет, потому что занятия без чёткой методики и без чёткой цели не приводят к результатам.


Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6480
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #6 : 2016, 22 Января, 13:15:20 »
Цитировать
Я, думаю, если нужны серьезные результаты, нужно по несколько часов в день уделять занятиям. Ежедневно!

Это распространённое мнение, но я с ним не согласен, наверно потому что сам никогда не занимался больше часа в день.
А я с этим мнением не согласен :)
Для хорошего студента 4-6 часов это нормально (это если с прицелом на профессионализм). Другой вопрос, что долбить непрерывно нельзя, естественно. И да, после 20-30 минут "перекур" нужен обязательно.

Длительные занятия нужны для тренировки способности концентрации внимания. Если человек занимается час в день, он сольный концерт отыграть не сможет физически, например. Помрёт на сцене :D

Кстати, и гонять пьесы целиком нужно. Потому что эффектно сыграть фрагментик — это многие могут. А вот сыграть внятно и убедительно целую пьесу — уже не многие. А три разные пьесы подряд? Так, чтобы это было легко и приятно слушать...

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6480
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #7 : 2016, 22 Января, 17:25:22 »
Сколько часов в день нужно заниматься?
Статья в безобразном машинном переводе, но любопытная.

ildar23

  • Сообщений: 182
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #8 : 2016, 17 Февраля, 07:48:52 »
Так как размышляю над чувством ритма, смотрю статьи в интернете. В ходе этого обнаружил статью Том Хесса про повышение скорости (не обращайте внимания, не знаю зачем читал  :D , такую проблему для себя не ставлю), но тем не менее есть интересные сведения особенно для самоучек:

"Гитаристы, достигшие высокой «физической» подготовки в игре на гитаре, зачастую сталкиваются со следующим барьером – медленным «игровым сознанием». Ваш «центральный процессор» в головном мозге не успевает анализировать то, что ваши руки делают «в реальном времени»...

Начать работу необходимо с выработки «ментальной самоосознанности» на различных скоростях. Это гораздо легче проделать под контролем опытного преподавателя, но можете попробовать выполнить это самостоятельно.

Сыграйте что-нибудь примерно на скорости в 50% от вашего максимума и отметьте, насколько высок ваш «уровень осознанности» - насколько вы способны мозгом отследить все вышеописанные моменты в своей игре. Безусловно, такое «самотестирование» не отражает полностью истинное положение вещей (так как вы концентрируетесь на самом тесте и не играете так, как играли бы в обычной жизни) – вот почему гораздо лучшие в плане объективности результаты получаются от совместной работы с преподавателем, который тестирует вас и замеряет ваши успехи. Если Вы заметили какие-либо проблемы с сохранением «сфокусированности» вашего сознания на аспектах вашей игры, запишите конкретную проблему и темп, в котором вы играли (используйте метроном).

Если вы не уверены в том, что ваша «самоосознанность» работает «на 100%», запишите себя и прослушайте запись. Когда Вы слушаете запись, слышите ли Вы какие-то аспекты, которые Вы не слышали, когда проигрывали это упражнение? Если ответ «да», то вы только что обнаружили проблему с самоосознанием, которую вам нужно решить. Если ответ «нет», то повышайте скорость до тех пор, пока вы не столкнётесь с проблемой в вашем «процессоре ментальной обработки».

Когда вы обнаружите проблему со «скоростью восприятия», замедлите темп метронома и некоторое время отрабатывайте упражнение в тех темпах, в которых вы в состоянии полностью слышать (и контролировать сознанием) все аспекты звукоизвлечения. Ваша цель – сократить время, требующееся вашему мозгу на анализ происходящих в реальном времени игровых событий и затем научиться вносить коррективы в вашу игру «в реальном времени» (на высокой скорости). Во время игры сфокусируйте внимание на обнаруженной проблеме и попытайтесь внести изменения в игру сразу же, не останавливаясь (не прекращая играть).

И второй интересный отрывок, многие наверное знают, сам догадывался, но теперь уверен:

"Простое решение проблемы с переходом из одной позиции на грифе в другую в высоких темпах заключается в том, чтобы взглядом заранее перейти в новую позицию. К примеру, вы играете фразу в районе 5 лада, а ваша следующая фраза будет играться с 14 лада. Когда вы начали играть первую фразу, вам, скорее всего, не нужно взглядом следить за каждой нотой, играемой левой рукой (если только вы не начинающий гитарист), поэтому перенесите взгляд на 14 лад и не отрывайте его, пока не перенесёте левую руку в эту позицию. Решение простое, но крайне эффективное в большинстве проблем со сменой позиций."

Вот у меня выработалось следующее. Когда при отработке произведения (фрагмент или весь не важно) ловлю себя на том, что начинаю думать о посторонних вещах (об отношениях, о работе и т.д.) просто останавливаюсь и не играю дальше. Заново настраиваюсь, отгоняю мысли, пытаюсь сконцентрироваться на текущей задаче. Если не получается прекращаю занятие. 

Good Mage

  • Сообщений: 3898
  • Иван-дурак
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #9 : 2016, 17 Февраля, 08:11:46 »
У меня, вот, сейчас, другая проблема - не слушаются руки.
Пальцы просто слабы. Играя произведения длительностью на 2 и более минуты не могу добиться стабильности.
Руки реально устают и делаю ошибки. Особенно, если темп выше 80 бпм.
Из тысячи дорог я выбираю эту

ildar23

  • Сообщений: 182
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #10 : 2016, 17 Февраля, 12:28:54 »
У меня, вот, сейчас, другая проблема - не слушаются руки.
Пальцы просто слабы. Играя произведения длительностью на 2 и более минуты не могу добиться стабильности.
Руки реально устают и делаю ошибки. Особенно, если темп выше 80 бпм.


Ну не знаю мне до этого далеко, нет произведений больше 2-х минут  ;D. Вроде ответ напрашивается сразу: "больше тренироваться/заниматься", а ведь не всё так просто.
Что-то аналогичное бывало и со мной до недавнего времени, когда много раз (более 5 раз) играл полностью одно какое-то произведение. Исходя из того же принципа, сейчас играю не более 3-х раз (хоть с метрономом хоть без), дальнейшая практика приводит к механичности и ошибкам, которые вылазят в руках. А то бывало, из-за повторов появляются несуществовавшие до этого ошибки, ты их стараешься исправить, еще больше играешь, а их еще больше и вообщем подумал, что эти потуги бесполезны. Для себя решил просто сократить повторы всего произведения (к коротким фрагментам 1-2-3 такта для отработки трудных мест это не относится), лучше отдохнуть  :D 

ildar23

  • Сообщений: 182
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #11 : 2016, 17 Февраля, 12:55:41 »
Забыл добавить, что вкладываюсь в эти немногочисленные (два-три) повтора максимально (прилагаю все усилия, особенно ментальные  :D). На это натолкнула книга по Дзену. Вообще меня много в последнее время подталкивают к размышлениям :-)
Но признаю есть ещё проблема с записью (тоже сокращаю дубли до этого предела, а если не получилось, то запись откладывать на потом решил, значит что-то не так).

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6480
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #12 : 2016, 17 Февраля, 13:05:43 »
И второй интересный отрывок, многие наверное знают, сам догадывался, но теперь уверен:

"Простое решение проблемы с переходом из одной позиции на грифе в другую в высоких темпах заключается в том, чтобы взглядом заранее перейти в новую позицию...
Да, всякая тренировка на инструменте — это тренировка мозга, а вовсе не пальцев. Понимая это, удаётся по-другому (и более правильно) взглянуть на свои занятия. Хорошее исполнение — это наиболее управляемое исполнение.

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6480
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #13 : 2016, 17 Февраля, 13:09:06 »
Что-то аналогичное бывало и со мной до недавнего времени, когда много раз (более 5 раз) играл полностью одно какое-то произведение. Исходя из того же принципа, сейчас играю не более 3-х раз (хоть с метрономом хоть без), дальнейшая практика приводит к механичности и ошибкам, которые вылазят в руках.
Это говорит только о недостатке концентрации внимания (трудно быть сконцентрированным долго, это вполне объективно). Понятно, что если менять занятие (менять произведение, делать перерывы и т.д.), это помогает. Но уметь долго концентрироваться на чём-то одном тоже бывает нужно, и "лечится" это, разумеется, многократными повторениями.

ildar23

  • Сообщений: 182
Re: Ментальное состояние для занятий на гитаре
« Ответ #14 : 2016, 17 Февраля, 13:15:40 »
Что-то аналогичное бывало и со мной до недавнего времени, когда много раз (более 5 раз) играл полностью одно какое-то произведение. Исходя из того же принципа, сейчас играю не более 3-х раз (хоть с метрономом хоть без), дальнейшая практика приводит к механичности и ошибкам, которые вылазят в руках.
Это говорит только о недостатке концентрации внимания (трудно быть сконцентрированным долго, это вполне объективно). Понятно, что если менять занятие (менять произведение, делать перерывы и т.д.), это помогает. Но уметь долго концентрироваться на чём-то одном тоже бывает нужно, и "лечится" это, разумеется, многократными повторениями.

Интересная мысль, тренировать концентрацию. Вся жизнь - поиск баланса  :D (мало плохо, много плохо).
Укрепляюсь в мысли, что занятия медитацией нужно прибавить, мне по крайней мере.