Автор Тема: Доминанта на тоническом басу  (Прочитано 3809 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6463
Доминанта на тоническом басу
« : 2015, 11 Февраля, 12:44:49 »
Если перед доминантсептаккордом берётся тонический квартсекстаккорд, это называется "кадансовый квартсекстаккорд".

А как называется доминантсептаккорд на тоническом басу, который берётся непосредственно перед тоникой? Такие вещи делаются и с двойными, и с побочными доминантами.

Обороты типа Am - A7/D - Dm (a-moll, побочная доминанта A7) или B7/E - E7 - Am (a-moll, двойная доминанта B7).

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #1 : 2015, 11 Февраля, 13:58:59 »
Я, если честно, не встречал подобных ходов и ничего не знаю про теоретическое обоснование доминанты на тоническом басу. Да и звучит как-то не очень. Не могу придумать смысла в использовании.

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6463
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #2 : 2015, 11 Февраля, 14:57:49 »
Spoiler for Hiden:
Третья строка, E7/A (двойная доминанта на басу доминанты).
Кстати, звучит отлично, могу миди попозже сделать.

Ещё обратил внимание, что это применяется, когда в мелодии на долю — основной тон аккорда. Типа, чтобы бас его не дублировал.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #3 : 2015, 11 Февраля, 15:02:26 »
Первый раз вижу такую гармонизацию этой мелодии. Остаюсь при своем мнении. Не понимаю зачем ставить тонический бас в доминанту. С обычным доминантовым басом звучит намного лучше. Только ради оригинальности?


Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6463
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #4 : 2015, 11 Февраля, 15:34:50 »
Миди во вложении.
Можешь слушая, вести взглядом по нотам. Тональность не та, но всё равно понятно, конечно.
Там эта ситуация дважды. И оба раза звучит хорошо, разве нет?
Этот "странный" бас я не выдерживаю, но на доле он присутствует.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #5 : 2015, 11 Февраля, 16:09:53 »
Твой вариант пока не слушал, сделал свой.

3 такт с тоническим басом:

 

3 такт с доминантовым басом:

 


5-6 такты. Тоже не пойму зачем там бас соль в ре-септаккорде?

5-6 такты с тоническим басом:

 

5-6 такты с доминантовым басом:

 


Может я конечно и консерватор, но варианты доминанты с нормальным доминантовым басом намного благозвучнее. И басовая линия интереснее, с движением получается.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #6 : 2015, 11 Февраля, 16:19:28 »
Погоди, с твоим вариантом там не чистый эксперимент. Там ты разбавляешь квинтовыми басами, причем, насколько слышу, тонический бас не на первой доле, а на второй. А на первой как раз квинтовый (до-диез для новой тональности фа-диез мажор). Сейчас нет времени разобрать твой пример, но там неправильный эксперимент. Давай мой послушай. Там в чистом виде можно услышать созвучие, без трюков.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #7 : 2015, 11 Февраля, 16:32:35 »
Цитировать
А на первой как раз квинтовый (до-диез для новой тональности фа-диез мажор)

Это не тот такт, пардон. Но что-то не так, хитрости есть, не в чистом виде. Разберу позднее. В чистом виде не звучит. Само созвучие.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #8 : 2015, 11 Февраля, 17:16:30 »
Разобрал. Твой пример "вроде бы звучит" по причинам:

1. Быстро уходишь с неудобного, тонического баса на привычный доминантовый, в обоих случаях. То есть, ты все равно используешь доминантовый бас для логичного разрешения (иначе лажа будет). Потому как топтание на тонике перед самой тоникой слушается странно, не нужно и не логично. Поэтому ты все равно уходишь через квинтовый бас.

2. Подвижный темп, с ритмическими украшениями и знакомая мелодия с учетом пункта 1, скрадывают неблагозвучие. Это из той же оперы, что если играть с настроением, быстро и зажигательно, то в басу можно вообще левые ноты брать время от времени)) в кабаках так иногда лабухи развлекаются. Сам лабух в прошлом ;)   Берешь что-то любимое народом, и когда народ пошел в пляс, чешешь не по тем нотам, гармониям, и народ не замечает, песенка то задорная.

Если твой пример замедлить и послушать саму гармонию отдельно, вычленить фрагмент с искомым басом, то оно не звучит, как ни крути. А все в целом да в темпе, конечно, мало кто заметит левый бас.


--

Мое мнение: данный пример больше похож либо на чью-то ошибку при гармонизации, либо экспериментаторство. Потому что:

1. Я за всю свою практику не встречал доминанту на тоническом басу перед разрешением даже в джазовых нотах.

2. Это не имеет ни малейшего смысла. Вся суть разрешения это движение неустоя к устою. И пятая в первую это фундаментальный принцип. Вверху может быть что угодно. Но бас при разрешении неизменен. Это пять-раз. Или семь-раз. Или два-раз. Но не раз-раз.

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6463
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #9 : 2015, 11 Февраля, 17:24:52 »
Ну, твоя логика, разумеется, понятна.

Но ведь есть ещё такая штука, как выдержанный бас. Когда на одном басу играются "произвольные" аккорды. Если это слушать медленно, тоже можно странное звучание найти.

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6463
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #10 : 2015, 11 Февраля, 17:32:52 »
Похожий пример, последовательность Dm/E - E7. Тоже "предвосхищение" баса следующего аккорда.

Spoiler for Hiden:

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #11 : 2015, 11 Февраля, 17:34:57 »
Цитировать
Но ведь есть ещё такая штука, как выдержанный бас. Когда на одном басу играются "произвольные" аккорды. Если это слушать медленно, тоже можно странное звучание найти.

Басовая педаль, basso ostinato, выдержанный бас, это часто применяемые выразительные средства в классической музыке, это бесспорно. Но здесь совсем другой контекст. Если он есть конечно. Можешь привести другой пример использования? Серьезно, я ни разу не встречал. Именно в гармоническом контексте, а не как композиторский прием остинатного баса на достаточно протяженном отрезке мелодии.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #12 : 2015, 11 Февраля, 17:42:21 »
Цитировать
Похожий пример, последовательность Dm/E - E7.

Где ж ты такие ноты берешь? :)

Опять больше похоже на ошибочную гармонизацию. В этом месте правильней, по моему мнению, взять Esus4 - E7. Да, в таком случае на басе ми, задержание кварты в терцию.

Может я чего-то не понимаю?

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6463
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #13 : 2015, 11 Февраля, 17:42:51 »
Можешь привести другой пример использования? Серьезно, я ни разу не встречал. Именно в гармоническом контексте, а не как композиторский прием остинатного баса на достаточно протяженном отрезке мелодии.
Пока не готов забросать примерами, но вижу это не в первый раз, именно в "цифровке", т.е. когда гармония буковками, над нотами мелодии. Кстати, остинато используется ведь и в джазе, а как его ещё отразить, кроме как этими дробями в аккордах, и не обязательно это "достаточно протяженный" отрезок, может и достаточно непротяжённый :)

Martin Ludenhoff

  • Сообщений: 6463
Re: Доминанта на тоническом басу
« Ответ #14 : 2015, 11 Февраля, 17:44:24 »
Где ж ты такие ноты берешь? :)
В интернете :D
Ладно, пока мысль ясна, может, ещё примеры найдутся...