Автор Тема: 5. Тон, полутон, альтерация  (Прочитано 6235 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9435
    • Сайт Максима Чигинцева
5. Тон, полутон, альтерация
« : 2014, 24 Марта, 16:13:14 »
Тон, полутон, альтерация

Полутон — минимальное расстояние между звуками в традиционной музыкальной системе. Это расстояние между двумя соседними ступенями хроматического звукоряда или клавишами фортепиано (белыми или черными, без разницы).

Тон — расстояние в два полутона. Образуется через одну клавишу фортепиано.



Каждая ступень звукоряда может быть изменена путем повышения или понижения, что называется альтерацией.

Альтерация — повышение или понижение ступени звукоряда.

Знаки альтерации — знаки, указывающие на повышение или понижение ступени.



Как мы уже знаем, черные клавиши могут иметь два названия, от нижней повышенной ступени и от верхней пониженной, в зависимости от ситуации. И не только черные клавиши. Вообще, любая ступень звукоряда может называться по-разному. Например, Ми-диез = Фа, До-бемоль = Си, Соль-дубль-диез = Ля, Ре-бемоль = До-диез, итд. Такое равенство звуков называется энгармонизмом.

Энгармонизм или энгармоническое равенство  — равенство звуков по высоте, при различном их значении и наименовании.


Обозначение знаков альтерации в письме.
  • К названию звука просто прибавляется либо сам знак, либо его полное название. До# или До-диез.

  • В современной буквенной системе, к букве звука добавляется знак. Например: F#, Db.

  • Существует слоговая система обозначений знаков альтерации. Она часто используется в учебниках по теории музыки.
    Диез — is
    Бемоль — es
    Дубль-диез — isis
    Дубль-бемоль – eses
    Эта система применяется только с буквенными обозначениями звуков. Например, Ре-бемоль будет Des. Фа-диез — Fis.
    Тут есть три исключения. Вместо Aes – As, вместо Ees – Es, и вместо Hes – B. По поводу последнего исключения читайте в главе «Ступени звукоряда», буквенные обозначения звуков.
« Последнее редактирование: 2014, 26 Октября, 12:25:51 от Максим Чигинцев »

Вячеслав Савочкин

  • Сообщений: 46
Re: 5. Тон, полутон, альтерация
« Ответ #1 : 2014, 31 Мая, 16:00:12 »
А ,где продолжение, что, ни кому не надо? Ключевые знаки, случайные знаки в такте.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9435
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 5. Тон, полутон, альтерация
« Ответ #2 : 2014, 31 Мая, 17:26:49 »
А ,где продолжение, что, ни кому не надо? Ключевые знаки, случайные знаки в такте.


В курсе по нотной грамоте http://school.4igi.ru/index.php?board=54.0
Знаки альтерации и их применение в нотном письме относится к нотной грамоте.

maxnet

  • Сообщений: 83
Re: 5. Тон, полутон, альтерация
« Ответ #3 : 2014, 26 Октября, 12:01:23 »
Тут маленькая ошибочка.
Как мы уже знаем, черные клавиши могут иметь два названия, от нижней повышенной ступени и от верхней повышенной в зависимости от ситуации.
Должно быть от нижней повышенной и от верхней пониженной.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9435
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 5. Тон, полутон, альтерация
« Ответ #4 : 2014, 26 Октября, 12:26:31 »
Цитировать
Должно быть от нижней повышенной и от верхней пониженной.

Спасибо, исправил.

Максим Марков

  • Сообщений: 901
Re: 5. Тон, полутон, альтерация
« Ответ #5 : 2014, 31 Октября, 16:09:31 »
А я то все думаю, что за странные аккорды иногда попадаются, когда пытаюсь найти ноты в интернете, типа "Des" )

ildar23

  • Сообщений: 182
Re: 5. Тон, полутон, альтерация
« Ответ #6 : 2015, 30 Декабря, 08:37:33 »
Про буквенные обозначения знаков альтерации тоже не знал  *???* (век живи - век учись)
В целом читаю этот курс и хотел бы отметить, что написано очень лаконично, информация правильно дозирована (важно не перегружать) и очень доступно. Хотя по теме-то имеются тонны информации, но соориентироваться в ней без живого преподавателя очень не просто.