Автор Тема: 8. Аккорды  (Прочитано 11193 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9228
    • Просмотр профиля
    • Сайт Максима Чигинцева
8. Аккорды
« : 2014, 05 Апреля, 19:42:26 »
8.Аккорды

Аккордом называется созвучие из трех или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Аккорд из трех звуков называется трезвучием, а из четырех звуков - септаккордом.

Аккорд может быть представлен в основном виде, когда все звуки расположены по терциям, и в виде обращений, которые получаются при октавных переносах аккордовых звуков вверх или вниз. Например, аккорд До-Ми-Соль представлен в основном виде. А тот же самый аккорд но с другим порядком звуков Ми-Соль-До является его обращением. Но в обоих случаях это один и тот же аккорд.

>>Октавные перестановки и дублирование звуков аккорда в разных октавах не меняют сути аккорда, не делают из него другой  аккорд.

Например, аккорд До-Ми-Соль может выглядеть по-разному:
До-Соль-До-Ми,
Ми-Соль-До-Соль-Ми,
До-Ми-Соль-Ми-До,
Соль-До-Ми-Соль… и так далее
Но все эти аккорды считаются одним и тем же аккордом До-Ми-Соль.

У каждого звука в контексте аккорда есть свое название. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. Основным тоном считается самый нижний звук в основном виде аккорда.

Основной (нижний) звук называется примой аккорда.
Второй - терцией.
Третий - квинтой.
Четвертый - септимой.

Пример. У нас есть аккорд Фа-Ля-Ре-Фа-Ля. Нам нужно определить звуковой состав аккорда и правильно назвать его звуки в контексте аккорда. Наши действия:

  • Определяем звуки, входящие в аккорд без удвоений. Это звуки Фа-Ля-Ре. Значит аккорд из трех звуков.
  • Находим основной вид аккорда, расставляем звуки по терциям. Получается Ре-Фа-Ля.
  • Называем звуки по интервалу от основания (нижнего звука аккорда). Ре-прима, Фа-терция, Ля-квинта.

>>Перед тем, как называть звуки аккорда, его нужно привести в основной вид. Убрать удвоения и расставить по терциям.

Аккорды, как и интервалы, бывают консонирующими и диссонирующими. Консонирующим считается аккорд, в составе которого нет диссонирующих интервалов. И наоборот, если хотя бы один интервал в составе аккорда является диссонансом, то и весь аккорд считается диссонирующим.

Теперь подробно рассмотрим два основных вида аккордов. Трезвучия и септаккорды.



1.Трезвучия.

Трезвучия бывают 4 видов.


Мажорное трезвучие
Состоит из большой терции и малой терции (б3+м3). Между крайними звуками чистая квинта. Все аккорды для примера буду строить от ноты До.
До-Ми-Соль.





Минорное трезвучие
Состоит из малой терции и большой терции (м3+б3). Между крайними звуками чистая квинта.
До-Миb-Соль. Почему я говорю именно Миb, а не Ре#? Потому что аккорд строится по терциям, а До-Ре# это увеличенная секунда.



Увеличенное трезвучие
Состоит из двух больших терций (б3+б3). Между крайними звуками увеличенная квинта (ув5).
До-Ми-Соль#.



Уменьшенное трезвучие
Состоит из двух малых терций (м3+м3). Между крайними звуками тритон (ум5).
До-Миb-Сольb.




2. Септаккорды

Название септаккорда складывается из названия трезвучия в его основе и вида септимы между крайними его звуками.

Большой мажорный септаккорд
Состоит из мажорного трезвучия и большой септимы от основания.
До-Ми-Соль-Си


Малый мажорный септаккорд
Состоит из мажорного трезвучия и малой септимы от основания.
До-Ми-Соль-Сиb


Большой минорный септаккорд
Состоит из минорного трезвучия и большой септимы от основания.
До-Миb-Соль-Си


Малый минорный септаккорд
Состоит из минорного трезвучия и малой септимы от основания.
До-Миb-Соль-Сиb


Малый уменьшенный септаккорд
Состоит из уменьшенного трезвучия и малой септимы от основания. Также часто называется полууменьшенным.
До-Миb-Сольb-Сиb


Уменьшенный септаккорд
Состоит из уменьшенного трезвучия и уменьшенной септимы от основания.
До-Миb-Сольb-Сиbb






Garfunkel

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2484
  • Расим
    • Просмотр профиля
    • RA Software (Songbook, Chord Hunter)
Re: 8. Аккорды
« Ответ #1 : 2014, 12 Апреля, 19:07:20 »
Буквенно-цифровые обозначения аккордов

В практике гитарного аккомпанемента часто используется буквенно-цифровое обозначение аккордов. Преимущество такого метода - в скорости восприятия записи партии аккомпанемента, а недостаток - в отсутствии точной аппликатуры, которую либо надо выучить самому заранее по таблицам схем аккордов в разных позициях, либо подобрать удобную аппликатуру исходя из расположения нот на грифе гитары. Твердо устоявшейся и общепринятой системы буквенно-цифрового обозначения аккордов не существует, есть разные варианты обозначения одного и того же аккорда. Мы рассмотрим наиболее употребительные из вариантов.

В данной системе основной тон аккорда (прима) обозначается заглавной латинской буквой.  Подробнее по теме буквенного обозначения нот можно прочесть в этой статье.  Понижение и повышение основного тона обозначается , соответственно, знаками b и # .

Трезвучия

Мажорное трезвучие обозначается просто буквой соответствующей ноте основного тона аккордов. Например, мажорное трезвучие от ноты до - C. Мажорное трезвучие от ноты ре бемоль - Db.
Нажмите на картинку для увеличения

Для обозначения минорного трезвучия после буквы основного тона аккорда (если имеется знак альтерации, то после него) добавляется буква m. Пример: Dm - минорное трезвучие от ноты ре, C#m - минорное трезвучие от ноты до диез.

Вообще, полезно запомнить, что наличие или отсутствие в обозначении аккорда буквы "m" до которой или после которой не идут другие строчные буквы- очень важный признак, который позволяет нам понять является ли аккорд минорным (есть буква m) или мажорным (буква m отсутствует). Данное правило работает почти всегда, за редким исключением.

Увеличенные и уменьшенные трезвучия обозначаются соответственно, +5 (варианты: aug, +) и m-5 (варианты: dim, mb5). Как можно заметить, увеличенная квинта обозначается с помощью знака "+"  или "#", а уменьшенная - через знак "-" или "b". Причем эти знаки могут стоять как до, так и после цифры 5. Общепринятой системы тут нет. 
Примеры : увеличенное трезвучие от ноты до C+5 (C+, Caug)  ;  уменьшенное трезвучие от ноты фа диез F#m-5 (F#mb5).


Септаккорды

Перейдем к септаккордам. Главное что надо запомнить - малая септима аккордов обозначается цифрой 7, а большая септима +7 (либо варианты : maj7, 7+, M7). Таким образом, малый мажорный септаккорд от ноты до - C7, малый мажорный септаккорд от ноты соль бемоль - Gb7большой мажорный септаккорд от ноты фа - F+7 (либо Fmaj7, FM7).

Если мы добавим к выше перечисленным септаккордам букву 'm' , то, как можно догадаться, получим соответствующие минорные септаккорды : Cm7 - малый минорный септаккорд от ноты до ; Gbm+7 (либо Gbmmaj7, GbmM7) - большой минорный септаккорд от ноты соль бемоль.

Малый уменьшенный септаккорд (полууменьшенный) обозначается обычно с помощью символов m7-5 или m7b5, либо значком, напоминающим перечеркнутый нолик ø . Например, малый уменьшенный септаккорд от ноты ля - Am7-5 (или Am7b5, Aø).

Уменьшенный септаккорд обозначается либо как dim7 либо значком "градуса" - ° . Пример: уменьшенный септаккорд от ноты ми - Edim7 (либо ). Уменьшенный септаккорд от ноты фа диез - F#dim7 (F#°).
 
Spoiler for Hiden:
C обозначением уменьшенного септаккорда может возникнуть небольшая путаница, так как в некоторых песенных сборниках он обозначен просто как dim (то есть без последующей цифры 7), что, строго говоря, некорректно, поскольку dim - это один из вариантов обозначения уменьшенного трезвучия. Надо это иметь в виду и исходить уже из характера звучания песни.


Слэш-аккорды

Слэш-аккорды - это аккорды с измененной нотой баса, отличной от основного тона аккорда. То есть, если в простом аккорде Dm - басовой нотой (самой низкой в данном аккорде) является нота ре (D), то в записи Dm/A - басовым звуком данного аккорда становится нота ля (A), обозначение которой идет после косой черты. Нота после косой черты может как входить в состав аккорда (тогда речь идет об обращении аккорда), либо не входить (в случае упрощенной записи).

Что такое упрощенная запись? Рассмотрим пример - аккорд F#m7-5 (полууменьшенный септаккорд от ноты фа диез) состоит из следующих нот: фа диез - ля - до - ми. Как видим вторая часть (ля - до - ми) по своему составу полностью соответствует минорному трезвучию от ноты ля (Am) к которому добавлена басовая нота фа диез. Поэтому, чтобы не усложнять запись аккомпанемента, иногда данный аккорд записывают просто как Am/F#. С точки зрения теории музыки такая запись не всегда может быть корректной, но она позволяет исполнителю, зная аппликатуру аккорда ля минор и расположение нот на грифе, легко сыграть такой аккорд.
« Последнее редактирование: 2014, 12 Апреля, 23:32:41 от Максим Чигинцев »
Программа для гитаристов, ноты, песенник - http://rasoftware.at.ua
http://garfunkel.plati.ru

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9228
    • Просмотр профиля
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 8. Аккорды
« Ответ #2 : 2014, 12 Апреля, 22:05:51 »
Спасибо Расим! Теперь тема со строением и обозначением аккордов закрыта.