Автор Тема: 8. Аккорды  (Прочитано 11842 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
8. Аккорды
« : 2014, 05 Апреля, 19:42:26 »
8.Аккорды

Аккордом называется созвучие из трех или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Аккорд из трех звуков называется трезвучием, а из четырех звуков - септаккордом.

Аккорд может быть представлен в основном виде, когда все звуки расположены по терциям, и в виде обращений, которые получаются при октавных переносах аккордовых звуков вверх или вниз. Например, аккорд До-Ми-Соль представлен в основном виде. А тот же самый аккорд но с другим порядком звуков Ми-Соль-До является его обращением. Но в обоих случаях это один и тот же аккорд.

>>Октавные перестановки и дублирование звуков аккорда в разных октавах не меняют сути аккорда, не делают из него другой  аккорд.

Например, аккорд До-Ми-Соль может выглядеть по-разному:
До-Соль-До-Ми,
Ми-Соль-До-Соль-Ми,
До-Ми-Соль-Ми-До,
Соль-До-Ми-Соль… и так далее
Но все эти аккорды считаются одним и тем же аккордом До-Ми-Соль.

У каждого звука в контексте аккорда есть свое название. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. Основным тоном считается самый нижний звук в основном виде аккорда.

Основной (нижний) звук называется примой аккорда.
Второй - терцией.
Третий - квинтой.
Четвертый - септимой.

Пример. У нас есть аккорд Фа-Ля-Ре-Фа-Ля. Нам нужно определить звуковой состав аккорда и правильно назвать его звуки в контексте аккорда. Наши действия:

  • Определяем звуки, входящие в аккорд без удвоений. Это звуки Фа-Ля-Ре. Значит аккорд из трех звуков.
  • Находим основной вид аккорда, расставляем звуки по терциям. Получается Ре-Фа-Ля.
  • Называем звуки по интервалу от основания (нижнего звука аккорда). Ре-прима, Фа-терция, Ля-квинта.

>>Перед тем, как называть звуки аккорда, его нужно привести в основной вид. Убрать удвоения и расставить по терциям.

Аккорды, как и интервалы, бывают консонирующими и диссонирующими. Консонирующим считается аккорд, в составе которого нет диссонирующих интервалов. И наоборот, если хотя бы один интервал в составе аккорда является диссонансом, то и весь аккорд считается диссонирующим.

Теперь подробно рассмотрим два основных вида аккордов. Трезвучия и септаккорды.



1.Трезвучия.

Трезвучия бывают 4 видов.


Мажорное трезвучие
Состоит из большой терции и малой терции (б3+м3). Между крайними звуками чистая квинта. Все аккорды для примера буду строить от ноты До.
До-Ми-Соль.





Минорное трезвучие
Состоит из малой терции и большой терции (м3+б3). Между крайними звуками чистая квинта.
До-Миb-Соль. Почему я говорю именно Миb, а не Ре#? Потому что аккорд строится по терциям, а До-Ре# это увеличенная секунда.



Увеличенное трезвучие
Состоит из двух больших терций (б3+б3). Между крайними звуками увеличенная квинта (ув5).
До-Ми-Соль#.



Уменьшенное трезвучие
Состоит из двух малых терций (м3+м3). Между крайними звуками тритон (ум5).
До-Миb-Сольb.




2. Септаккорды

Название септаккорда складывается из названия трезвучия в его основе и вида септимы между крайними его звуками.

Большой мажорный септаккорд
Состоит из мажорного трезвучия и большой септимы от основания.
До-Ми-Соль-Си


Малый мажорный септаккорд
Состоит из мажорного трезвучия и малой септимы от основания.
До-Ми-Соль-Сиb


Большой минорный септаккорд
Состоит из минорного трезвучия и большой септимы от основания.
До-Миb-Соль-Си


Малый минорный септаккорд
Состоит из минорного трезвучия и малой септимы от основания.
До-Миb-Соль-Сиb


Малый уменьшенный септаккорд
Состоит из уменьшенного трезвучия и малой септимы от основания. Также часто называется полууменьшенным.
До-Миb-Сольb-Сиb


Уменьшенный септаккорд
Состоит из уменьшенного трезвучия и уменьшенной септимы от основания.
До-Миb-Сольb-Сиbb






Garfunkel

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2484
  • Расим
    • RA Software (Songbook, Chord Hunter)
Re: 8. Аккорды
« Ответ #1 : 2014, 12 Апреля, 19:07:20 »
Буквенно-цифровые обозначения аккордов

В практике гитарного аккомпанемента часто используется буквенно-цифровое обозначение аккордов. Преимущество такого метода - в скорости восприятия записи партии аккомпанемента, а недостаток - в отсутствии точной аппликатуры, которую либо надо выучить самому заранее по таблицам схем аккордов в разных позициях, либо подобрать удобную аппликатуру исходя из расположения нот на грифе гитары. Твердо устоявшейся и общепринятой системы буквенно-цифрового обозначения аккордов не существует, есть разные варианты обозначения одного и того же аккорда. Мы рассмотрим наиболее употребительные из вариантов.

В данной системе основной тон аккорда (прима) обозначается заглавной латинской буквой.  Подробнее по теме буквенного обозначения нот можно прочесть в этой статье.  Понижение и повышение основного тона обозначается , соответственно, знаками b и # .

Трезвучия

Мажорное трезвучие обозначается просто буквой соответствующей ноте основного тона аккордов. Например, мажорное трезвучие от ноты до - C. Мажорное трезвучие от ноты ре бемоль - Db.
(Sorry, but you are not allowed to access the gallery)
Нажмите на картинку для увеличения

Для обозначения минорного трезвучия после буквы основного тона аккорда (если имеется знак альтерации, то после него) добавляется буква m. Пример: Dm - минорное трезвучие от ноты ре, C#m - минорное трезвучие от ноты до диез.
(Sorry, but you are not allowed to access the gallery)

Вообще, полезно запомнить, что наличие или отсутствие в обозначении аккорда буквы "m" до которой или после которой не идут другие строчные буквы- очень важный признак, который позволяет нам понять является ли аккорд минорным (есть буква m) или мажорным (буква m отсутствует). Данное правило работает почти всегда, за редким исключением.

Увеличенные и уменьшенные трезвучия обозначаются соответственно, +5 (варианты: aug, +) и m-5 (варианты: dim, mb5). Как можно заметить, увеличенная квинта обозначается с помощью знака "+"  или "#", а уменьшенная - через знак "-" или "b". Причем эти знаки могут стоять как до, так и после цифры 5. Общепринятой системы тут нет. 
Примеры : увеличенное трезвучие от ноты до C+5 (C+, Caug)  ;  уменьшенное трезвучие от ноты фа диез F#m-5 (F#mb5).
(Sorry, but you are not allowed to access the gallery)
(Sorry, but you are not allowed to access the gallery)


Септаккорды

Перейдем к септаккордам. Главное что надо запомнить - малая септима аккордов обозначается цифрой 7, а большая септима +7 (либо варианты : maj7, 7+, M7). Таким образом, малый мажорный септаккорд от ноты до - C7, малый мажорный септаккорд от ноты соль бемоль - Gb7большой мажорный септаккорд от ноты фа - F+7 (либо Fmaj7, FM7).
(Sorry, but you are not allowed to access the gallery)
(Sorry, but you are not allowed to access the gallery)

Если мы добавим к выше перечисленным септаккордам букву 'm' , то, как можно догадаться, получим соответствующие минорные септаккорды : Cm7 - малый минорный септаккорд от ноты до ; Gbm+7 (либо Gbmmaj7, GbmM7) - большой минорный септаккорд от ноты соль бемоль.
(Sorry, but you are not allowed to access the gallery)
(Sorry, but you are not allowed to access the gallery)

Малый уменьшенный септаккорд (полууменьшенный) обозначается обычно с помощью символов m7-5 или m7b5, либо значком, напоминающим перечеркнутый нолик ø . Например, малый уменьшенный септаккорд от ноты ля - Am7-5 (или Am7b5, Aø).
(Sorry, but you are not allowed to access the gallery)

Уменьшенный септаккорд обозначается либо как dim7 либо значком "градуса" - ° . Пример: уменьшенный септаккорд от ноты ми - Edim7 (либо ). Уменьшенный септаккорд от ноты фа диез - F#dim7 (F#°).
(Sorry, but you are not allowed to access the gallery)
 
Spoiler for Hiden:
C обозначением уменьшенного септаккорда может возникнуть небольшая путаница, так как в некоторых песенных сборниках он обозначен просто как dim (то есть без последующей цифры 7), что, строго говоря, некорректно, поскольку dim - это один из вариантов обозначения уменьшенного трезвучия. Надо это иметь в виду и исходить уже из характера звучания песни.


Слэш-аккорды

Слэш-аккорды - это аккорды с измененной нотой баса, отличной от основного тона аккорда. То есть, если в простом аккорде Dm - басовой нотой (самой низкой в данном аккорде) является нота ре (D), то в записи Dm/A - басовым звуком данного аккорда становится нота ля (A), обозначение которой идет после косой черты. Нота после косой черты может как входить в состав аккорда (тогда речь идет об обращении аккорда), либо не входить (в случае упрощенной записи).
(Sorry, but you are not allowed to access the gallery)

Что такое упрощенная запись? Рассмотрим пример - аккорд F#m7-5 (полууменьшенный септаккорд от ноты фа диез) состоит из следующих нот: фа диез - ля - до - ми. Как видим вторая часть (ля - до - ми) по своему составу полностью соответствует минорному трезвучию от ноты ля (Am) к которому добавлена басовая нота фа диез. Поэтому, чтобы не усложнять запись аккомпанемента, иногда данный аккорд записывают просто как Am/F#. С точки зрения теории музыки такая запись не всегда может быть корректной, но она позволяет исполнителю, зная аппликатуру аккорда ля минор и расположение нот на грифе, легко сыграть такой аккорд.
(Sorry, but you are not allowed to access the gallery)
« Последнее редактирование: 2014, 12 Апреля, 23:32:41 от Максим Чигинцев »
Программа для гитаристов, ноты, песенник - http://rasoftware.at.ua
http://garfunkel.plati.ru

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 8. Аккорды
« Ответ #2 : 2014, 12 Апреля, 22:05:51 »
Спасибо Расим! Теперь тема со строением и обозначением аккордов закрыта.