Автор Тема: 3. Ступени звукоряда  (Прочитано 5430 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9167
    • Просмотр профиля
    • Сайт Максима Чигинцева
3. Ступени звукоряда
« : 2014, 24 Марта, 14:50:32 »
3. Ступени звукоряда

Если мы посмотрим на клавиатуру фортепиано, то заметим, что рисунок из черных и белых клавиш циклически повторяется. И это не случайно. Дело в том, что звуков в общепринятой музыкальной системе всего двенадцать, и они циклически повторяются на разной высоте. То есть тринадцатый звук будет повторением первого, четырнадцатый повторением второго итд. У каждого звука есть двойники, но звучащие выше или ниже. Подробнее про повторение звуков мы поговорим в следующей главе.

Один звук музыкальной системы, звукоряда называется ступенью. Ступени бывают основные и производные. Основные ступени — это ступени, имеющие собственные названия, производные же именуются путем изменения названий основных.

Вся привычная нам музыка построена на семиступенном звукоряде. Это значит что двенадцать звуков музыкальной системы делятся на семь основных ступеней и пять производных.

Основные - это всем нам известные  До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Они соответствуют белым клавишам фортепиано.

Производные располагаются на черных клавишах. У каждой такой ступени может быть два названия. От нижней или от верхней основной. Если от нижней, то к названию добавляется знак диез (#). Если же от верхней, то добавляется знак бемоль (b). Например, черная клавиша между До и Ре называется либо До# (До-диез), либо Реb (Ре-бемоль). Что означает: До повышенная, либо Ре пониженная. Подробнее про эти знаки я расскажу в другой главе.



Может возникнуть вопрос, почему же в звукоряде только семь ступеней с самостоятельными названиями, ведь звуков двенадцать? Дело в том, что традиционная музыкальная культура базируется именно на семиступенном звукоряде. Он является следствием длительной эволюции музыкальной культуры человечества. Сформировался семиступенный звукоряд в средние века, в результате певческой практики, когда эти семь ступеней были не только основными, но и почти единственными. С тех пор, европейская музыка так и продолжила развиваться в рамках семиступенного звукоряда.

Но в разных культурах существуют и другие музыкальные системы и звукоряды с разным количеством звуков и ступеней.

Тема о происхождении звукорядов довольно обширная, и может рассматриваться в историческом, математическом, физическом аспектах. Интересующиеся данной темой без труда найдут исчерпывающую информацию, здесь на ней подробно останавливаться не буду.

Нам важно лишь запомнить, что в звукоряде традиционной музыкальной системы, семь основных  ступеней и пять производных от них (вспомогательных). Основные ступени имеют порядковые номера от 1 до 7. Производные ступени самостоятельных номеров не имеют. Если нужно указать номер производной ступени, говорят: вторая пониженная, седьмая повышенная итд.

Внимательный читатель может заметить: выше я говорил о том, что звуки на белых и черных клавишах абсолютно равноправны по своему значению в музыке, а теперь получается что в рамках семиступенного звукоряда черные клавиши не имеют собственного названия, и являются как бы дополнительными, вспомогательными к основным ступеням.

Дело в том, что звукоряд может быть построен от любого звука и от любой клавиши, вне зависимости от того, черная она или белая. Следовательно, основными ступенями, имеющими порядковый номер, могут стать и черные клавиши. А белые взять на себя роль черных. Просто вся музыка, основанная на данном звукоряде будет звучать выше или ниже, но сама не изменится. Это называется «в другой тональности», о чем поговорим позднее. В этом и заключается равноправие. Правда звуки на черных клавишах так и остаются без собственного названия, хоть и принимают на себя роль белых :)

Поясню вышесказанное на примере. Давайте параллельно сдвинем схему с основными и производными ступенями, и поместим её первой ступенью на звук Ре-диез или Ми-бемоль. Мы увидим, что основные ступени теперь располагаются и на белых, и на черных клавишах.



Первая ступень теперь не до, а Ре-диез или Ми-бемоль, остальные ступени теперь тоже соответствуют другим звукам.

Запоминаем: звукоряд может быть построен от любого звука! Пока просто запомните, понимание придет позже, с практикой.

Сразу запоминаем два важных термина. Звукоряд, который состоит только из семи основных ступеней называется диатоническим. А звукоряд, который состоит из всех двенадцати основных и производных ступеней называется хроматическим.

Диатонический звукоряд является основой традиционной музыкальной системы.



Буквенная система обозначений.

Кроме слоговой системы наименований звуков существует так же буквенная, где звуки обозначаются буквами латинского алфавита. Причем эта система имеет две разновидности: старинную и современную.


1. Старинная система:



В средние века, главной считалась нота Ля (A). А за ней сразу шел звук Си-бемоль (B), который в то время был основной ступенью с собственным названием.
Потом шёл звук До (С), и так дальше по алфавиту: A. B, C, D, E, F, G.

Впоследствии, основной  ступенью вместо Си-бемоль (B), стала ступень Си, какой она и является до сих пор.
Так как основная ступень должна иметь собственное название, для неё понадобилось ввести букву H. Она следующая по алфавиту за уже использованными буквами (от a до g). А за звуком Си-бемоль так и осталась буква B. Хоть он сейчас и не является основной ступенью звукоряда, но имеет собственное название в этой системе, как пережиток прошлого.

Как видим, данная система была абсолютно логичной в средние века, но позднее утратила свою логичность.
Все остальные производные ступени так и обозначаются: C# (До-диез), Db (Ре-бемоль) итд. И только звук Си-бемоль имеет собственную букву — B. В виде исключения.

Старинная система использовалась во всех учебных пособиях отечественного издания. Она достаточно распространена и по сей день, но не везде, преимущественно в странах бывшего СССР.


2. Современная система:



В этом варианте исправлена ошибка старинной системы. Ступень Си (B), является основной, и имеет собственное название. Ступень Си-бемоль (Bb), является производной, и названия не имеет. Все просто, логично, и не нуждается в дополнительных объяснениях.

Сейчас этот вариант используется в большинстве западных стран и во всех музыкальных программах. В данном пособии я также буду использовать современную систему.

Итак, ещё раз, чем отличаются две системы:

Старинная:
   
Современная:
   

ГеннадийДанк

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Re: 3. Ступени звукоряда
« Ответ #1 : 2015, 30 Октября, 16:46:47 »
Интересная статья. Мне понравилась