Автор Тема: 1. Звук  (Прочитано 5060 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9522
    • Сайт Максима Чигинцева
1. Звук
« : 2014, 24 Марта, 13:57:50 »

1. Звук
В мире нас окружают миллионы звуков. Все звуки, которые мы слышим, можно условно разделить на две группы. Это музыкальные и шумовые. Музыкальными звуками играют музыкальные инструменты, человеческий голос во время пения также является источником музыкальных звуков. Шумовые же, это все остальные звуки. Шумовые звуки также могут использоваться в музыке, например звуки ударных инструментов, но тем не менее они остаются шумовыми.
Итак, давайте разберёмся, что же отличает музыкальный звук от шумового?
Музыкальному звуку всегда присущи 4 характеристики. Это высота, длительность, громкость, и тембр.

  • Высота. С физической точки зрения, высота звука это частота колебаний тела, издающего звук. Чем выше частота, тем выше звук, и наоборот. На уровне ощущений высокие звуки воспринимаются как более тонкие, легкие. Это женские голоса, скрипка, флейта, колокольчики итд. Низкие звуки воспринимаются как тяжелые, грубые, толстые. Это мужские голоса, все басовые инструменты. Деление на низкие и высокие звуки относительное, то есть один из двух звуков всегда будет выше или ниже другого.


   
  • Длительность. С физической точки зрения длительность — это продолжительность колебаний тела, издающего звук. Музыкальный звук всегда имеет строго заданную длительность, или другими словами продолжительность звучания. Длительность музыкального звука обозначается не в абсолютных единицах, как например время в секундах. Длительность музыкального звука выражается относительно другого звука. Например, один звук короче или длиннее другого в два, три, четыре раза. А абсолютная длительность звука, которую можно измерить в единицах времени, может быть разной и зависит от темпа произведения.


   
  • Громкость. С физической точки зрения громкость звука — это амплитуда колебаний тела, издающего звук. В музыке громкость также не обозначается в абсолютных единицах. Громкость указывается относительно. Например этот звук играть громче, а этот тише. А вот этот совсем тихо. Для этого существует целый ряд слов-терминов.


   
  • Тембр. Что такое тембр? Это окраска звука. Один и тот же звук можно сыграть на разных инструментах. И мы определим на каком инструменте сыгран звук именно благодаря тембру. Человеческие голоса мы различаем также по тембру. Можно сказать, что музыкальные инструменты и человеческие голоса звучат разными тембрами.
    С физической точки зрения тембр — это состав звука. На самом деле, отдельно взятый звук состоит из нескольких звуков сливающихся в один. Это микро-аккорд. И состав этого созвучия определяет тембр. Это отдельная тема, подробно здесь останавливаться не буду, кому интересно поищите информацию по термину «обертоны».


Конечно, шумовые звуки также имеют и длительность и громкость и тембр, и даже высоту в какой-то степени (писк комара - высокий звук, раскаты грома - низкий). Но эти характеристики у шумовых звуков не так ясно выражены как у музыкальных.

botlot

  • Сообщений: 2
Re: 1. Звук
« Ответ #1 : 2015, 14 Июля, 19:30:18 »
Очень хочу научится именно музыке , а не только игре на гитаре . Порывшись в интернете по термину обертон прочитал не мало схожих статей но все же с отличием . И в одной наткнулся , что первые 10 обертонов достаточно хорошо слышны , а остальные слабо слышны или вообще не слышны , так же наткнулся на то , что музыканты слышат куда больше обертонов, звуков , и что музыкальный слух можно развить . Вот собственно развитие музыкального слуха меня и интересует . Это и правда возможно ? И если да , будут ли возможно какие то уроки на эту тему ? Или же все приходит с опытом , со временем ?

mjt

  • Сообщений: 1195
  • Михаил Токарев (Суслик Ошпаренный)
Re: 1. Звук
« Ответ #2 : 2015, 14 Июля, 20:51:18 »
Сдаётся мне не о количестве слышимых обертонов нужно думать если есть желание музыкой заниматься.  И слух тоже не главное, ибо действительно он развивается, сам ли просто потому что слушаешь свои же упражнения на той же гитаре, или специально занимаешься упражнениями для развития слуха.  Это всё приходит, и количество обертонов тоже увеличивается.  Хотя существенно важнее просто слышать что получается, сравнивать разные варианты, пытаться услышать когда какая-то струна начала и перестала звучать, как они вместе звучат.  Ну и собственно как мелодия получается, как она поёт.  Вот что для этого нужно, как это объяснить, я не знаю… :)  Скорее всего нужно просто слушать.  Но похоже что количественные характеристики это не описывают… ;)

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9522
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: 1. Звук
« Ответ #3 : 2015, 14 Июля, 21:43:15 »
"Развитие музыкального слуха" слишком общее определение. И Михаил правильно написал выше, что слух развивается в процессе занятий музыкой, в той степени, в которой он нужен. Занимайтесь музыкой прежде всего, это главная цель. А просто  "развивать музыкальный слух" пустое занятие по моему мнению, а уж тем более измерять его в каких-то количественных характеристиках.

Вообще, на тему "музыкального слуха" много мифов в народе. Слух есть у всех. В процессе занятий музыкой он приобретает соответствующие навыки, необходимые для решения музыкальных задач, это естественный процесс. Слуховые упражнения я разрабатываю, но они будут направлены на решение конкретных задач. Сколько нот звучит, какая заглохла, какая громче, какая тише, и так далее. А количество обертонов, даже не знаю зачем это может пригодиться.

botlot

  • Сообщений: 2
Re: 1. Звук
« Ответ #4 : 2015, 15 Июля, 12:46:36 »
Из-за свой неграмотности я не правильно задал вопрос , но вы как раз дали нужные мне ответы , спасибо =)

Poperec

  • Сообщений: 1
Re: 1. Звук
« Ответ #5 : 2015, 16 Сентября, 22:36:14 »
Максим, спасибо Вам огромное за подробное объяснение. Мне всегда не хватало сопоставления музыкальных терминов с физическими. Теперь же стало ясно.