Автор Тема: Урок 11. Счет ритма в многоголосной записи  (Прочитано 3618 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9262
    • Просмотр профиля
    • Сайт Максима Чигинцева
Урок 11. Счет ритма в многоголосной записи.


В прошлом уроке я показал как считать ритм на примере одноголосной записи. Но в гитарной практике запись в один голос встречается довольно редко, так как гитара инструмент полифонический.

Полифония - одновременное звучание нескольких голосов (больше одного).



Двухголосная запись.

Чаще всего гитарные ноты написаны либо в два, либо в три голоса. И это выглядит примерно так:



В этом примере два голоса. Первый написан штилями вверх, второй - вниз. И тут уже не все так очевидно и наглядно, как в случае с одним голосом. И именно в таких случаях новички начинают путаться в ритме.

Типичная ошибка выглядит так. Ученик просто складывает все длительности в том порядке, в котором они записаны. Таким образом, как если бы это был один голос.

Первая нота в первом такте половинная. После неё вроде бы идут две восьмые. Ученик прилежно выдерживает половинную длительность, и после этого играет две восьмые ноты. Но это неправильно. Потому что половинная записана в первом голосе, а четверть с двумя восьмыми во втором. И эти два голоса звучат одновременно. Получается, что две восьмые надо играть не после того, как отзвучит половинная, а во время её звучания, вместе с ней.

Два голоса надо воспринимать как двух гитаристов, играющих дуэтом. Для наглядности напишем каждый голос этого примера на отдельном нотном стане. Именно так пишутся ноты для ансамблей.



Обратите внимание, что теперь штили у каждого голоса развернулись по правилу одноголосной записи. Ведь на каждом нотном стане теперь по одному голосу.

Для того, чтобы правильно посчитать ритм для двух голосов, нам опять понадобится метрическая линейка, на которой будем писать удары метронома. Только теперь эта линейка будет общей для двух голосов. Опять берём самую мелкую длительность в примере и пишем ряд этих длительностей, не забывая о размере такта. Должно получиться вот так:



Ну а дальше просто заполняем каждый голос точно так же, как и в прошлом уроке. После этой несложной процедуры вам будет ясно, какая нота на какой удар метронома приходится.



Конечно, то же самое можно сделать и не расписывая голоса по двум нотным станам, я это сделал для максимальной наглядности. С одним нотным станом это будет выглядеть так:



Теперь можно включать метроном, и отрабатывать ритм по той же методике, что и в предыдущем уроке. Думаю, дополнительных объяснений тут не требуется, если вы внимательно изучили предыдущие уроки, все должно быть понятно.



Трехголосная запись.
 
Тот же самый пример, который мы рассмотрели выше, может быть записан и в три голоса. Это будет более точная в отображении длительности нот запись, но визуально более сложная для восприятия.



Тут важно с самого начала определить что запись именно трехголосная, иначе возникнет путаница со счетом ритма.

По каким признакам видно что здесь три голоса?

  • Посмотрите на первую долю каждого такта. Видите, между верхним голосом и нижним есть ещё и пауза? Это верный признак третьего (среднего) голоса. На этом месте, вместо паузы, может быть и нота. И если у неё будет свой отдельный штиль, тогда это показатель третьего голоса. Если же самостоятельного штиля нет, он общий, то значит нота принадлежит либо к верхнему, либо к нижнему голосу, ведь в каждом голосе кроме одинарных, могут быть и созвучия из нескольких нот.

    Напомню ещё раз, что в одном голосе по вертикали (одновременно) объединены могут быть только ноты одинаковой длительности. Если же у объединенных нот разная длительность, они относятся к разным голосам. Даже в том случае, когда у них визуально один штиль. Как раз это мы видим в последнем такте, там где залигованная Соль сдвоена с До в басу. У них вроде бы один штиль, но это просто два слились в один. То что нота Соль относится к среднему голосу, однозначно показывает её длительность, отличная от длительности До в нижнем голосе.

    Если вы видите три самостоятельных элемента на одной доле (по вертикали, в три этажа), значит запись трехголосная.

    Таким элементом, кроме ноты, может быть и пауза, как в данном примере. Повторю, нота считается принадлежащей к отдельному голосу ТОЛЬКО если у неё самостоятельный штиль или длительность, отличная от длительностей соседних голосов.


  • Если, по ошибке, вы примите трехголосную запись за двухголосную, и начнете считать ритм по голосам, то гарантированно не поместитесь в размер такта.

    Допустим, вы не увидели среднего голоса, и его ноты отнесли к нижнему (второму). Тогда при попытке посчитать ритм в нижнем голосе вы просто выйдете за пределы такта. Размер такта в примере - 4/4. Это восемь восьмых. В каждом голосе, у нас должно получиться в сумме ровно восемь восьмых, не больше и не меньше. Считаем предполагаемый нижний голос:

    Половинная с точкой + 2 восьмых + половинная (залигованная) + четверть = 14 восьмых!

    Этот факт однозначно показывает что вы ошиблись с определением количества голосов в записи.

    >> Если сумма длительностей отдельно взятого голоса в такте больше чем размер такта, значит вы неправильно определили количество голосов в записи.


После того, как мы определили что здесь три голоса, а не два, мы можем расписать голоса по трем нотным станам для наглядности. Для этого опять опять рисуем метрическую линейку, общую теперь для трех голосов, и заполняем каждый голос:



В таком виде все становится понятно.
« Последнее редактирование: 2014, 23 Марта, 11:09:06 от Максим Чигинцев »

Laffesta

  • Сообщений: 118
  • Маша
    • Просмотр профиля
Re: Урок 11. Счет ритма в многоголосной записи
« Ответ #1 : 2014, 23 Марта, 10:41:56 »
Тут картинки с примерами на 2 и 3 голоса перепутались местами. Аналогично в следующем уроке.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9262
    • Просмотр профиля
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Урок 11. Счет ритма в многоголосной записи
« Ответ #2 : 2014, 23 Марта, 10:52:59 »
Тут картинки с примерами на 2 и 3 голоса перепутались местами. Аналогично в следующем уроке.

Спасибо, исправил. Если ещё где-то будут неточности или опечатки, пишите.