Автор Тема: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись  (Прочитано 8525 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9463
    • Сайт Максима Чигинцева
Урок 8. Голоса. Многоголосная запись.


Нотная запись может быть одноголосной и многоголосной.



Одноголосная запись.

Это как будто поет один человек, или играет один инструмент. Это запись нот «в один слой»

На картинке ниже приведен пример одноголосной записи. Это 4 такта песни «Подмосковные вечера».



При одноголосной записи штили нот могут смотреть как вверх, так и вниз. Тут действует правило:

>> Ноты, которые расположены ниже 3-ей линейки записываются штилями вверх. Ноты, расположенные на 3-ей и выше, записываются штилями вниз.



Если в группу, объединенную ребром, входят как верхние, так и нижние ноты, то направление штилей определяется процентным соотношением нижних и верхних нот.



Может сложиться впечатление, что одноголосная запись это когда один звук в один момент времени, без одновременного звучания двух и более звуков. Но это не так. В одноголосной записи могут звучать одновременно несколько звуков, но при условии, что у них одинаковая длительность. При этом штили всех одновременно звучащих нот сливаются в один.



>> Если у двух или более нот один штиль, значит эти ноты принадлежат одному голосу.

Вы, наверное, обратили внимание на странное положение ноты Ми в третьем такте последнего примера. Она расположена в стороне от других нот аккорда. Таким образом записываются соседние ноты, звучащие одновременно. По обе стороны штиля. Друг над другом они просто не помещаются.



Многоголосная запись.

Представьте, что играют одновременно три гитары. Запишем их партии на трех нотных станах. Это те же "Подмосковные вечера", только с аккомпанементом.



Первая и третья гитары играют на протяжении всех четырех тактов, а вторая гитара в первом и четвертом такте молчит. Поэтому в этих тактах у неё написано по половинной паузе.

Но то же самое можно сыграть и на одной гитаре! Ведь гитара по своей природе инструмент многоголосный. И при умелой игре можно добиться полного ощущения, что играет не одна гитара, а две или три.

Вот что получится, если записать три этих партии на одном нотном стане.



Так выглядит многоголосная запись. В данном конкретном примере у нас три голоса. Но может и быть и два и четыре. Больше четырех голосов на одном нотном стане не употребляется.

Давайте для удобства восприятия раскрасим голоса в разные цвета.



В условиях многоголосной записи, правило написания штилей другое.

  • Верхний голос (первый) всегда пишется штилями вверх. Вне зависимости от высоты нот.
  • Нижний голос (второй) всегда пишется штилями вниз.
  • Между первым и вторым голосом может находиться ещё один или два голоса. Соответственно третий и четвертый. Если есть только третий, без червертого, то его штили могут быть направлены как вверх, так и вниз, но чаще всего вниз. Если присутствуют оба голоса, то один из них направлен вверх, а другой вниз.


Таким образом, если есть только два голоса, то их штили всегда направлены в разные стороны.
Если есть ещё третий голос, то чаще всего он направлен вниз. Получается два вниз, один вверх.
Если же присутствует четыре голоса, то их штили направлены по два в каждую сторону.

В гитарной практике чаще всего употребляется двухголосная и трехголосная запись. Двухголосная запись проще воспринимается, она лаконичней и понятней. Трехголосная более точная, но воспринимается гораздо сложнее. Я использую для записи своих нот исключительно двухголосную запись.

Все голоса звучат одновременно, как отдельные инструменты в ансамбле. Поэтому счет музыкального времени (метр) для них общий. Если посчитать сумму длительностей в такте для каждого голоса, то она будет будет равна размеру такта.

Возьмем второй такт последнего примера, там где разноцветные голоса.
В первом голосе четверть и две восьмых. В сумме две четверти.
Во втором голосе (нижнем) - одна половинная нота. Которая равна двум четвертям.
В третьем голосе (среднем) - восьмая пауза и четверть с точкой. Четверть с точкой, как мы уже знаем, равна трем восьмым. Получается три восьмых + восьмая пауза = четыре восьмых или всё те же две четверти.
« Последнее редактирование: 2014, 23 Марта, 11:19:44 от Максим Чигинцев »

TimeToShout

  • Сообщений: 1
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #1 : 2014, 22 Марта, 18:30:40 »
Правильно ли я понимаю, если нота стоит отдельно без ребра (т.е не соединена с другими), то это признак другого голоса. Можно было бы соединить во втором такте ноту ре с нотой ля ребром во втором голосе и тогда бы это был бы один голос?

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9463
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #2 : 2014, 22 Марта, 18:42:03 »
Правильно ли я понимаю, если нота стоит отдельно без ребра (т.е не соединена с другими), то это признак другого голоса. Можно было бы соединить во втором такте ноту ре с нотой ля ребром во втором голосе и тогда бы это был бы один голос?

Нет, это неправильное утверждение. Внимательней прочитайте тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9463
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #3 : 2014, 23 Марта, 11:22:14 »
Тут у меня была ошибка, картинку не ту вставил. В многоголосной записи вторая картинка. Поэтому и путаница вышла скорее всего.

Могут быть ещё где-нибудь неточности с картинками, когда их много, легко перепутать при размещении. Так что если заметите какую-нибудь нелогичность, пишите.

ТиграН

  • Сообщений: 75
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #4 : 2015, 26 Мая, 15:20:28 »
сейчас исправлена ошибка ?


Audiophile

  • Сообщений: 37
  • Николай
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #6 : 2015, 02 Сентября, 00:00:06 »
Максим, скажи, пожалуйста. Это какая запись мелодии двухголосная или трёхголосная? А то что-то я запутался.
В любой непонятной ситуации играй на гитаре

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9463
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #7 : 2015, 02 Сентября, 09:46:49 »
Максим, скажи, пожалуйста. Это какая запись мелодии двухголосная или трёхголосная? А то что-то я запутался.

Прежде всего нужно сказать что запись неграмотная, писал не музыкант, поэтому и путаница.

Это вообще одноголосная запись, все слеплено в один голос. А третьем такте что-то непонятное, так ноты вообще не пишут. В третьем такте, если предполагается два голоса, то во-первых, штили должны быть развернуты в разные стороны, а во-вторых, в нижнем голосе не хватает еще двух четвертей до полного такта.

Audiophile

  • Сообщений: 37
  • Николай
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #8 : 2015, 02 Сентября, 17:40:03 »
Максим, скажи, пожалуйста. Это какая запись мелодии двухголосная или трёхголосная? А то что-то я запутался.

Прежде всего нужно сказать что запись неграмотная, писал не музыкант, поэтому и путаница.

Это вообще одноголосная запись, все слеплено в один голос. А третьем такте что-то непонятное, так ноты вообще не пишут. В третьем такте, если предполагается два голоса, то во-первых, штили должны быть развернуты в разные стороны, а во-вторых, в нижнем голосе не хватает еще двух четвертей до полного такта.
Если сыграть этот фрагмент, то звучит неплохо. Путаница действительно есть. Спасибо за пояснение.
В любой непонятной ситуации играй на гитаре

ceylan

  • Сообщений: 14
  • Ирина
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #9 : 2015, 16 Ноября, 01:23:42 »
Вопрос этот меня давно волнует. Например, когда смотришь на незнакомые ноты - как определить, сколько голосов в них? Ведь при одноголосии штили могут смотреть как вверх, так и вниз... Откуда узнать: одноголосная это запись или нет? Есть ли какие-то значки специальные для определения того, какая это мелодия?

mjt

  • Сообщений: 1180
  • Михаил Токарев (Суслик Ошпаренный)
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #10 : 2015, 16 Ноября, 08:38:09 »
Значков специальных нет.  Но есть характерные признаки.  Во-первых это ноты со штилями в разные стороны и возможно с разными длительностями, при этом сами ноты находятся друг над другом.  Или наличие пауз над/под нотами.  Всегда будет место в такте (как минимум в его начале) где присутствует один из этих вариантов.  В случае с тремя голосами друг под другом их будет три.  Ну и дальше, длительности каждого голоса в сумме составляют такт.  Всё это, как правило, видно сразу без особой тренировки.

Кстати, количество голосов - это свойство каждого такта, а не всего произведения. Наиболее часто один голос опускается в каких-то тактах, иногда наоборот, в каких-то тактах например двухголосой записи явно появляется третий голос (он там де-факто всё равно присутствует в виде объединения баса и гармонии, но где-то может явно быть в записи выделен отдельно, когда важно правильно указать длительности).

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9463
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #11 : 2015, 16 Ноября, 10:00:48 »
Цитировать
Ну и дальше, длительности каждого голоса в сумме составляют такт.

Этого вполне достаточно. Размер такта известен, складываем длительности, получаем количество голосов с математической точностью.
Вопрос возник оттого, что человек не вник в материал урока, в нем всё рассказано подробно, и в материал предыдущих уроков.

ceylan

  • Сообщений: 14
  • Ирина
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #12 : 2015, 17 Ноября, 00:59:51 »
Михаил, Максим, спасибо - начинает немного проясняться в голове. Главное - стал понятен принцип...

ceylan

  • Сообщений: 14
  • Ирина
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #13 : 2015, 17 Ноября, 01:30:25 »
Со стороны. наверное, смешно - сижу и, в восторге разбираю разные пьесы по голосам - и всё понятно стало! Как пелена с глаз спала... Занималась с учителем последние полгода, но мы ничего "такого" не проходили...( И "Feelings" учила, как слепой крот... теперь буду осознанно :)

Ev_geny

  • Сообщений: 417
  • Евгений
Re: Урок 8. Голоса. Многоголосная запись
« Ответ #14 : 2015, 17 Ноября, 06:26:44 »
Цитировать
Размер такта известен, складываем длительности, получаем количество голосов с математической точностью.
Тогда как тут? 4/4 такт. Где собака порыта? Первый Бас ми должен быть половинной нотой так? Опечатка?