Автор Тема: Урок 4. Длительности нот и ритмические обозначения  (Прочитано 28218 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 11239
    • Сайт Максима Чигинцева
Урок 4. Длительности нот и ритмические обозначения.


В прошлых уроках мы разобрались с одной характеристикой музыкального звука - его высотой. Но есть и другая, не менее важная характеристика - длительность звука.



Каждый музыкальный звук имеет строго обозначенное время звучания. Именно поэтому музыка звучит как музыка, а не как хаотичный набор звуков.

Самое главное, что вам нужно запомнить о длительности звука:

>> Длительность звука в музыке величина относительная.

Длительности никогда не измеряются в секундах, миллисекундах или других абсолютных единицах времени. Длительности звуков в музыке измеряются относительно друг друга, а их абсолютная длительность зависит от темпа произведения. Это станет более понятным в дальнейшем.

Как же обозначается длительность звуков в нотной записи? Изменением внешнего вида ноты. Она может быть белой или чёрной, с разным количеством флажком или без них:



Рассмотрим каждое обозначение отдельно и выстроим их в систему.

   
  • Целая нота.

    Самая главная, относительно которой измеряются все остальные ноты. Длительность целой ноты, как впрочем и любой другой, зависит от темпа произведения. Чем темп быстрее, тем нота короче, и наоборот.




   
  • Половинная нота.

    В два раза короче целой. Вертикальная черта от ноты называется штиль.
       
       


   
   
  • Четвертная нота.

    В два раза короче половинной и в четыре раза короче целой.
       
       


   
   
  • Восьмая нота.

    Восьмая нота в два раза короче четвертной, в четыре раза короче половинной и в восемь раз короче целой. Если восьмая нота стоит отдельно, то у неё флажок. Если же они рядом, то флажки сливаются в горизонтальное ребро.

       


   
   
  • Шестнадцатая нота.

    Шестнадцатая в два раза короче восьмой со всеми вытекающими последствиями. Флажки у неё сливаются в ребра точно так же как и у восьмой:

       

   



Существуют и более мелкие длительности, которые образуются в результате деления на два. Тридцатьвторые, шестьдесятчетвёртые и т.д. Обозначаются они простым добавлением флажков или рёбер к уже имеющимся.

Любимый возглас учеников в этом месте:

    - Ого! Шестьдесятчетвёртые! Это наверное таак быстро (закатив глаза)!

Да, они могут звучать быстро, чаще всего так и есть. Но не обязательно, ведь сами по себе длительности ничего нам не говорят о скорости. В том случае, если темп произведения о-о-очень медленный, то даже шестьдесятчетвёртые будут звучать вполне умеренно. Не забываем, что длительности нот относительны, и напрямую зависят от темпа.

    - А как узнать в каком темпе играть произведение?

Это всегда указано в начале нотного текста, специальными словами или знаками. Или же, если указаний нет, то предполагается что произведение известное и можно послушать оригинал.



Знаки увеличения длительности нот.
 
Существует два знака увеличения длительности ноты. Это лига и точка.
 


Лига объединяет длительности двух нот в одну. Они становятся одним целым. Вторая нота (залигованная) не играется, а звучит как продолжение первой:



Точка увеличивает длительность ноты на половину её звучания. Рассмотрите картинку ниже, я думаю все будет понятно без дополнительных объяснений.





Триоль.

Триоль - это группа из трёх нот одинаковой длительности, в сумме по времени звучания равная двум нотам той же длительности. Выглядит она так:



Например, две восьмые по времени равняются одной четверти. Или в одной четверти помещается две ноты восьмой длительности.



А в том случае, если восьмые ноты входят в состав триоли, то вместо двух, в четверть помещается три ноты. Это называется триоль восьмыми.



То же самое происходит и с другими длительностями. Например, в одной половинной умещается две четвертных ноты.



Но если четверти под триолью, то их в половинной помещается ровно три. Это триоль четвертями.



Одна восьмая равна двум шестнадцатым.



Если же шестнадцатые под триолью, их помещается в восьмой три.



Аналогично с любыми длительностями. Главное что вам нужно запомнить это:

>> ТРИ ВМЕСТО ДВУХ

Если вы не знаете сколько по времени звучит триоль, сразу вспоминайте чему равны две обычных длительности из триоли. Эта длительность и будет отражать время триоли.


Обозначение пауз.

Пауза - это тишина в музыке. Паузы тоже бывают разных длительностей, точно так же как и звуки. Система длительностей пауз аналогична системе длительностей нот. Только выглядят они по-другому:

« Последнее редактирование: 2018, 05 Ноября, 19:53:39 от Максим Чигинцев »

Георгий

  • Сообщений: 1
Будьте любезны,подскажите как написать
целыми длительностями ноты для 1 струны семиструнной гитары,
половинными для второй струны,
четверными для третьей струны
начиная с открытой струны и до двенадцатого лада.
Очень надуюсь.

mjt

  • Сообщений: 1358
  • Михаил Токарев (Суслик Ошпаренный)
Своеобразный запрос. Написать-то легко, но возникает вопрос - а зачем? Быть может если бы была понятна исходная задача, было бы как-то проще.. Пока это выглядит как "а как можно половину букв алфавита записать строчными буквами, а вторую половину - заглавными", - так и можно, 12 целых нот от ре до ре, потом 12 половинных от си до си и тд - если имеется в виду русский строй, - тут как-то слишком просто всё..

igrab

  • Сообщений: 11644
  • Сообщений: 11111
Да, тут как-то смешиваются длительность и высота ноты. Чисто для повторения нотной грамоты и знания грифа (?))
"Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать! "

Леха П.

  • Сообщений: 1085
  • Примкадье
целыми длительностями ноты для 1 струны семиструнной гитары,
половинными для второй струны,
четверными для третьей струны
Как-то логика теряется. Для первой струны - целыми, для второй - половинными, для третьей тогда уж триолями должно быть, а только для четвертой - четвертными :D