Автор Тема: Урок 2. Тон, полутон, знаки альтерации  (Прочитано 19237 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 11083
    • Сайт Максима Чигинцева
Урок 2. Тон, полутон, знаки альтерации.


Полутон — это минимальное расстояние между двумя музыкальными звуками по высоте.

Тон — это два полутона.

Логично предположить, что между всеми соседними нотами расстояние в полутон, оно ведь является минимальным. Но это не так. Вернее не совсем так.

Запоминаем правило:

>> Между всеми соседними нотами расстояние в один тон, за исключением пар Ми-Фа и Си-До, между которыми расстояние в пол-тона.

Это правило наглядно показано на картинке:



Получается что между некоторыми нотами, которые мы изучили на прошлом уроке есть ещё какие-то ноты? Да, это так. Но они не имеют своих собственных названий. Их названия являются производными от названий соседних нот. Выходит что нот в октаве не 7, а 12. Из них 7 — основные и 5 — производные от основных. Для того, чтобы дать названия производным нотам, нам надо познакомиться со следующими знаками. Это:

  • Диез   — знак повышения ноты на пол-тона.
<br>
  • Дубль-диез   — знак повышения ноты на тон.
<br>
  • Бемоль   — знак понижения ноты на пол-тона.
<br>
  • Дубль-бемоль    — знак понижения ноты на тон.
<br>
  • Бекар   — знак отмены знака альтерации. Возвращает ноту в исходное состояние. Подробнее об этом в другом уроке.

Понижение или повышение ноты называется альтерацией. А знаки, которые повышают или понижают называются знаками альтерации.

Ну а теперь все просто. Как назвать ноту, которая находится между До и Ре? До-диез или Ре-бемоль. У каждой производной ноты может быть два равнозначных названия . От нижней и от верхней основной ноты.

А как же быть с двумя парами нот, между которыми пол-тона? К ним можно применить знаки альтерации? Да, можно. Си-диез, к примеру, будет то же самое что и До. А Фа-бемоль = Ми. Конечно, проще сказать До, чем Си-диез, но бывают случаи когда звук До правильней назвать Си-диез. Подробнее об этом я расскажу в курсе по теории музыки.
« Последнее редактирование: 2014, 22 Марта, 12:06:40 от Максим Чигинцев »

Audiophile

  • Сообщений: 37
  • Николай
Re: Урок 2. Тон, полутон, знаки альтерации
« Ответ #1 : 2015, 01 Сентября, 15:10:40 »
Интересно. А бывает ли ми-бемоль?
В любой непонятной ситуации играй на гитаре

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 11083
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Урок 2. Тон, полутон, знаки альтерации
« Ответ #2 : 2015, 01 Сентября, 17:16:07 »
Интересно. А бывает ли ми-бемоль?

Любая нота бывает бемоль.

Владимир Ш.

  • Сообщений: 2
Re: Урок 2. Тон, полутон, знаки альтерации
« Ответ #3 : 2019, 17 Ноября, 22:30:54 »
Добрый день, Маэстро!)
Скажите пожалуйста, вот если мы ставим си бемоль первой октавы, то это "априори" третий лад третей струны? И если поставить, допустим, ля диез это может кинуть нас на 4 струну восьмой лад, правильно? И знак си бемоль в первой октаве, как и ми бемоль, это прямое указание, то есть в данном случае нет смысла указывать номер струны (для таких чайников как я, например)?
Не знаю, доступно ли я выложил суть вопроса)
Думаю тут же можно спросить. Малая (полностью) и первая (почти полностью) октавы играются на первых ладах, а вот уже ноты второй октавы мы с первых ладов можем сместить на 4-5-6-7 лады и тоже самое играть там, если позволяет нотная грамота и пальцы? Попробую пояснить все же...))) Мы настраиваем гитару, открытая первая струна и вторая на пятом ладу, это та же самая нота ми второй октавы. Гипотетически))) можно настроить по ноте до 1 лад вторая струна = 5 лад третья струна, вопрос как раскорячить пальцы для такой настройки?)))  *???*

Владимир Ш.

  • Сообщений: 2
Re: Урок 2. Тон, полутон, знаки альтерации
« Ответ #4 : 2019, 17 Ноября, 22:34:45 »
Извиняюсь, в третьем уроке Вы рассказали о второй части вопроса. Спасибо

Stend

  • Сообщений: 18
Re: Урок 2. Тон, полутон, знаки альтерации
« Ответ #5 : 2019, 28 Ноября, 17:51:58 »
Не забывайте указывать в каком музыкальном строю вы пишете данную статью.