Альтерация Символы альтерации изменяют высоту ноты, на которую воздействуют. Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.
 | Бека́р (знак отказа) Отменяет действие любого другого символа альтерации. |
 | Дубль-бемоль (дважды бемоль) Понижает высоту ноты на два хроматических полутона. |
 | Полтора бемоля Понижает высоту ноты на три четверти тона (применяется в микротоновой музыке (см. Г.Когут. Микротоновая музыка. К., Наукова думка, 2005)). Обозначение состоит из знака бемоль и пол бемоля (обозначение может быть и другим, см. ниже четвертьтоновый бемоль). |
 | Бемо́ль Понижает высоту ноты на один полутон. |
 | Четвертьтоновый бемоль Понижает высоту ноты на четверть тона. (применяется в микротоновой музыке). Обозначение может быть и другим: не зеркальное отображение знака бемоль, а обычное только с закрашенной нижней частью, по контуру. |
 | Четвертьтоновый диез Повышает высоту ноты на четверть тона. (применяется в микротоновой музыке). |
 | Дие́з Повышает высоту ноты на один полутон. |
 | Полтора диеза Повышает высоту ноты на три четверти тона (применяется в микротоновой музыке). |
 | Дубль-диез (двойной диез) Повышает высоту ноты на два хроматических полутона. |
Ключевые знаки альтерации действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что
все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.
 | Бемольные тональности В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. |
 | Диезные тональности В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. |