Автор Тема: Апликатура правой руки. Общие принципы.  (Прочитано 5577 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10083
    • Сайт Максима Чигинцева
Апликатура правой руки гитариста очень гибка, и может меняться в самых разнообразных вариантах в зависимости от исполняемой музыки, для решения определённых задач технического и художественного характера. Для гитариста не должно быть проблемой быстро, на ходу, изменить апликатуру, на практике это приходится часто делать. Потому что при разборе произведения невозможно сразу объективно оценить все факторы, с которыми исполнитель столкнётся в процессе игры, когда темп повысится. Не всегда можно предугадать какая апликатурная схема будет лучше звучать. Бывает что играть удобно, но в общем звучании наблюдаются либо неоправданные акценты, либо наоборот, отсутствие таковых в ключевых местах.

Но тем не менее, существуют общие принципы, правила, которые следует иметь ввиду при разборе произведения.


Палец p играет ноты басовой функции, ведёт басовую линию. Он извлекает плотный, глубокий бас, каким он и должен быть.

Палец а, в основном, специализируется на мелодических нотах в силу своего положения. Он всегда играет самые высокие ноты в фактуре.

Пальцы i и m могут играть как мелодию, так и ноты гармонического заполнения (средний голос).





Рассмотрим на примерах когда пальцы im играют мелодию, а когда гармонические ноты.


Пальцы im играют мелодию в тех случаях, когда мелодические ноты идут одна за другой например:

i m i m                      i m i m
           i m i m      i m
                      i m

p        p          p        p 



В случаях же когда мелодическая нота имеет долгую длительность, и её длительность заполняется гармоническими нотами, то мелодическую ноту следует играть пальцем a, гармонически ноты пальцами im.

Например:

a               a                                   
        m              m
    i         i       i        i     

p               p




Почему в этом случае нельзя играть гармонические ноты пальцем p а мелодию, к примеру, пальцем m? Во-первых, это нерациональное использование пальцев. Палец a вообще не работает, а палец p выполняет двойную работу. Во-вторых, и это главная причина, если мы будем играть пальцем p гармонические ноты, то они будут звучать слишком плотно, на них будут ненужные акценты. А средний голос, гармонический, должен быть на втором плане, его роль вспомогательная, он не должен быть наравне с мелодией и басом по громкости.


Здесь я рассмотрел общие принципы, которых следует придерживаться. Но, в каждом правиле бывают исключения. Просто если мы меняем апликатуру на нестандартную, мы должны точно знать зачем мы это делаем. Какого результата мы хотим добиться. Ну и самое главное, как и везде, это не просто запоминать правило, а понимать причину этого правила, почему именно так а не иначе. Тогда мы самостоятельно найдём случаи в которых эти правила можно обойти. Слушать и думать. Ваш главный учитель это ваши уши. Держите их открытыми :)
« Последнее редактирование: 2011, 13 Февраля, 11:15:10 от CDur5 »

Wasilii

  • Сообщений: 650
Re: Апликатура правой руки. Общие принципы.
« Ответ #1 : 2011, 14 Февраля, 16:48:43 »

Рассмотрим на примерах когда пальцы im играют мелодию, а когда гармонические ноты.


Пальцы im играют мелодию в тех случаях, когда мелодические ноты идут одна за другой например:

i m i m                      i m i m
           i m i m      i m
                      i m

p        p          p        p 



Здесь пальцы im играют, когда мелодия идет только по одной струне? или же ноты мелодии могут быть на соседних струнах? например, первая нота-ре на второй струне, вторая нота следует фа-на первой струне, тогда мы можем ноту ре сыграть пальцем i, а ноту фа-пальцем m?

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 10083
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Апликатура правой руки. Общие принципы.
« Ответ #2 : 2011, 14 Февраля, 17:55:28 »
"пальцы im играют, когда мелодия идет только по одной струне? или же ноты мелодии могут быть на соседних струнах?"

Василий, догадайся по рисунку :)

Wasilii

  • Сообщений: 650
Re: Апликатура правой руки. Общие принципы.
« Ответ #3 : 2011, 14 Февраля, 18:08:00 »
ну положим, догадался. по одной струне. Я прав?

Kатерина

  • Сообщений: 751
  • Dreams come true!
Re: Апликатура правой руки. Общие принципы.
« Ответ #4 : 2012, 30 Апреля, 09:50:00 »
Привет!
Я тут вопрос по произведению задавала, а оказывается ответ уже был. Проштудировала эту тему, и тему про повтор пальца. И выписала для себя несколько основных исключений и добавила от себя, что что-то где-то слышала, читала. Может добавить к этой статье исключения, которые не породят сомнений вроде (а каким же лучше пальцем сыграть), но объяснят некоторые возникающие вопросы при разборе произведений из учебных нот.

Исключения из правил «обязательное чередование пальцев ima» и «палец Р играет только по басовым струнам»: *???*
  • iРi НЕ считается повтором пальца i.
  • палец i может играть по 4 струне, если эта нота является гармонической или мелодической по функции. Если бас, то нет!
  • Если играем аккорд целиком (пальцами ima) а после этого повторяем одну ноту (например до одним пальцем i) повтором пальца i это НЕ считается. Тоже самое по отношению к игре интервалов 2 пальцами(im или ma), повтор после них пальца i или m, или a НЕ считается (хотя вот в этом 100% не знаю)
  • После долгой ноты можно и повторить игру одним пальцем . Если ноты равными длительностями идут -  чередуем!
  • После паузы можно повторить игру одним пальцем.
  • Палец Р может играть по 3 струне, но вот как причину обосновать не знаю.
^-^

Юра

  • Сообщений: 892
Цитировать
Если играем аккорд целиком (пальцами ima) а после этого повторяем одну ноту (например до одним пальцем i) повтором пальца i это НЕ считается. Тоже самое по отношению к игре интервалов 2 пальцами(im или ma), повтор после них пальца i или m, или a НЕ считается (хотя вот в этом 100% не знаю)

Во многих произведениях встречаются такие исключения. В "Я свободен", "Господа офицеры"... и т.д. например. :)
Улыбайтесь, господа!