Автор Тема: Экспериментальная форма разбора произведения. Обсуждение.  (Прочитано 49389 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9164
    • Просмотр профиля
    • Сайт Максима Чигинцева
Любая методика обучения музыке строится на разборе произведений с постепенным повышением сложности. На этапе разбора произведения у начинающих и возникают основные сложности. Я думаю над тем, как облегчить разбор произведения и тем самым повысить результативность обучения и удовольствие от занятий.


Итак, описание проблемы:

Как обычно происходит разучивание произведения у начинающего гитариста?

Ученик горит желанием сыграть произведение. Энергия желания и мотивация в данный момент у него на максимуме. Это самый продуктивный период, когда человек может забыв о сне и еде разучивать понравившуюся пьесу.

Перед ним нотный лист с огромным количеством совершенно непонятных ему закорючек, точек, линий, знаков, букв и цифр. Мужественно обложившись шпаргалками и разными схемами ученик начинает расшифровывать ноту за нотой, палец за пальцем. По сути эта работа является решением математической задачи. То есть человек занимается не музыкой, где работают уши и чувства, а математикой, с основной нагрузкой на мозг. Эта математическая работа занимает огромное количество времени. Недели и месяцы. Эта работа изматывает и отбивает желание заниматься музыкой у большинства начинающих. Потому что музыки, как таковой, на этом этапе ученик и не слышит, все его силы, всё его внимание сосредоточены на расшифровке и запоминании нотного текста. По мере разбора произведения, этого желания именно играть, становится всё меньше и меньше. И когда, наконец-то, пальцы запомнят что и как им делать, от произведения уже тошнит. А ведь тут как раз и должна начаться основная работа над произведением. Но желание играть куда-то делось и на смену пришла только усталость. Произведение, в большинстве случаев, так в недоученном состоянии и остаётся, тем более если ученик занимается без педагога и его некому ?пинать? и подбадривать.

Вам знакома такая ситуация?

Вспомнив себя на начальном этапе обучения, я опять очень ярко прочувствовал всю парадоксальность процесса обучения музыке по стандартному методу. У человека есть желание играть. Огромное желание. Он хочет слышать и чувствовать музыку. Но вместо этого он должен практически всё отведённое для обучения время заниматься математикой. Уши в этом процессе работают минимально. Основная нагрузка на глаза, пальцы и мозг. А у музыканта, в первую очередь, и самого начала, должны работать уши! Вот и получается, что ученик долгое время играет только пальцами, как на печатной машинке, даже не слыша ЧТО он играет. А слышать, его приходится учить отдельно.

А в условиях дистанционного обучения эта проблема во много раз усугубляется.



Предлагаемое решение:

Размышляя над всем этим, я начал искать альтернативные пути обучения, которые будут задействовать в первую очередь слух ученика. Задача: максимально упростить разбор произведения, потому что по большому счёту, это вообще к музыке не относится. Разбор произведения нельзя назвать музыкой, это решение математической задачи. Музыка начинается тогда, когда пьеса уже разобрана, и уже в пальцах. Тогда и начинается основная работа музыканта. Так вот, упростив и сократив этап разбора произведения, мы тем самым оставим больше времени, сил, внимания и желания на главную работу. Работу над качеством звука, фразировкой, выразительностью и т. д.. Даже не на работу, а просто на игру любимой мелодии и получение от этого удовольствия. Ведь ради чего все мучения в конце-концов? :)

Итак, опишу к чему я пришёл на данный момент.

Всё произведение делится на маленькие смысловые части. Например такты.
Каждый такт медленно записывается педагогом на видео таким образом, чтобы четко были видны обе руки. Получается на каждый такт один видео-файл. Под видео-файлом расположен текущий такт в нотах, и если надо то описание специфических сложностей или приёмов игры в этом такте. И так до конца.

Ученик же в свою очередь, просто повторяет за педагогом то что видит и слышит, плюс не забывает соотносить увиденное и услышанное с нотным тестом под видео. Практика показывает, что повторить за педагогом несколько нот, ни у кого не вызывает затруднений.

Алгоритм следующий: отработка первого такта до автоматизма. Отработка второго такта до автоматизма. Отработка двух тактов вместе. Отработка третьего такта отдельно. Отработка всех трёх тактов. И так далее по принципу +1.


Преимущества метода:

  • Скорость разбора произведения увеличивается как минимум в 4 раза.
  • Ученик сразу же слышит то, что должно у него получиться. Включается слух, слуховая память. Отчасти тренируется навык подбора на слух, со временем даже отпадает необходимость смотреть на руки, ученик просто слышит и повторяет на инструменте.
  • Вероятность ошибок в разборе становится практически равна нулю.
  • Все технические приёмы, аппликатура и нюансы исполнения отлично видны, слышны и понятны. Отпадает необходимость искать дополнительную информацию, задавать десятки вопросов.
  • Так как запись нот для гитары во многом является упрощенной, там не всегда очевидно какие ноты сколько нужно держать по времени. Это понимание приходит с опытом, для начинающих это как правило тёмный лес. На видео же всегда чётко и однозначно будет видно не только сколько держатся ноты, но и когда и каким образом они глушатся.
  • У ученика сразу же начинает что-то получаться, что-то звучать. И звучать похоже. Это является самой сильной мотивацией к продолжению обучения.
  • Как ни странно, при правильном подходе, нотная грамота таким образом учится гораздо быстрее и эффективнее. Когда ученик сначала сыграет, а потом вдумчиво сопоставит сыгранное с написанным.


Недостаток я вижу только один. При неправильном подходе ученик может так и не овладеть нотной грамотой. Если будет просто снимать с рук и на слух без сопоставления с нотным текстом. Но подумав я пришёл к выводу что этот минус никак не может перевесить все плюсы. В любом случае, это уже выбор каждого как ему учиться и что ему нужно от музыки. Сознательный ученик всегда понимает, что нотную грамоту нужно изучать, и будет её изучать несмотря ни на что. А кому она не нужна, того никаким образом и не заставишь её учить, да и смысла в этом нет. Каждый выбирает сам.

Вот к этому я в данный момент пришёл в своих поисках. Ниже привожу образец такого разбора на примере учебной пьесы "Старый клён". В основу нового курса обучения хочу положить этот принцип. Также собираюсь применить его и для своих аранжировок.

Мне очень важно ваше мнения, поэтому комментируйте, предлагайте. Буду рад выслушать.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9164
    • Просмотр профиля
    • Сайт Максима Чигинцева
Старый клен
Экспериментальный разбор



Иллюстрация

Старый клён



Такт 1.

Старый клён такт 1



Здесь особое внимание на глушение баса ми перед басом ля.


Такт 2.

Старый клён такт 2





Такт 3.

Старый клён такт 3




Такт 4.

Старый клён такт 4




Такт 5.

Старый клён такт 5



Нота фа залигована. То есть её нужно держать, слушать, но второй раз не играть! Подробнее о лиге тут (первое видео) http://school.4igi.ru/index.php?topic=923.0



Такт 6.

Старый клён такт 6





Такт 7.

Старый клён такт 7





Такт 8.

Старый клён такт 8





Такт 9.

Повтор 5-го такта




Такт 10.

Старый клён такт 10





Такт 11.

Повтор 7-го такта




Такт 12.

Старый клён такт 12

« Последнее редактирование: 2012, 17 Мая, 22:22:57 от Максим Чигинцев »

Dmitrychev

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Замечательно. И ноты выучиваются быстрее и "неудобные моменты" удается обойти. Спасибо.

ruslan.st

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля
Поддерживаю идею.

Владислав.it

  • Сообщений: 1298
    • Просмотр профиля
Максим! скажу за многих! ПРЯМО В ЯБЛОЧКО!!!
Мы стараемся развиваться как ученики, а ты развиваешся с нами как педагог! 
Спасибо тебе за такой подход!
(работу оценил! посмотри через полчаса в личку)

Garfunkel

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2484
  • Расим
    • Просмотр профиля
    • RA Software (Songbook, Chord Hunter)
Титанический труд на себя берёшь, Максим. Это сколько же видео тебе нужно записать? Для каждого учебного произведения, аранжировки... То что разбор произведений ускорится это несомненно. Я бы с удовольствием такой вот разбор посмотрел по твоим аранжировкам
Программа для гитаристов, ноты, песенник - http://rasoftware.at.ua
http://garfunkel.plati.ru

shvedova

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
я лично в полном ввосторге!!! Это намного лучше. Сразу чувствешь себя уверенной,а ваш пример помогает избежать ошибок. ОГРОМЕННОЕ СПАСИБО!СЧАСТЬЯ ВАМ ВСЕМ.

GuitaristBlues

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Метод конечно хороший,но я думаю лучше развить тему слушать то что играешь,как связывать-сливать ноты друг с другом,и при этом конечно слушать как они будут звучать,все композиции не покажешь как выучить,думаю что стоит уделить внимание удовольствию от звуков,рассказать как сам учился разучивал с уклоном в удовольствие от процесса обучения. Этот метод не учит самостоятельности,как мне кажется,чего то не хватает еще :)

AlexGGT

  • Сообщений: 18
    • Просмотр профиля
Идея правильная, метода верная! Но как бы было классно, Макс, если бы наряду с медленным проигрыванием такта, внизу была бы его нотная запись, которая, как в муз.редакторе, синхронно вмесе с звучанием ноты изменяла свой цвет. Была бы полнейшая нагляндность (длительнось, паузы и т.п.). Технически возможно так сделать?

zabaday

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Нотный стан - в само видео, и с движением как в караоке. Или мне закатать губу обратно?  :)

Vlady

  • Сообщений: 259
    • Просмотр профиля
Цитировать
Титанический труд на себя берёшь, Максим. Это сколько же видео тебе нужно записать? Для каждого учебного произведения, аранжировки...

Для каждого не нужно. На мой взгляд, столь подробное изложение уместно только для самых начальных мелодий, скажем первых 5-10. Далее, с ростом сложности произведения должна увеличиваться и "единица длины" отдельного видео - скажем, для следующих 5-10 произведений объединять уже по 2 такта, далее по 4 и т.д. Для сложных моментов можно делать более подробный разбор, но вряд ли это нужно для всего произведения. Ведь должен же ученик чему-то учиться! По мере обучения растет и скорость работы с  новым произведением, будь оно в нотах или в "видео". На последующих группах произведений единицей видео должен быть уже не такт, а мотив или фраза. И наконец приходим к проигрыванию всего произведения за раз. Видимо в двух вариациях - в медленном темпе (разбор), и его естественное архимузыкальное исполнение.

chimgan

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Лучшего способа обучения не придумаешь -Делай, как я. Но сколько труда в это будет вложено. Спасибо вам. А всем обучающимся - все равно учите нотную грамоту, это еще юольше ускорит обучение

Igor_TeSS

  • Сообщений: 658
    • Просмотр профиля
Макс - ты новатор! Дай Бог тебе здоровья!

doctor.rsm

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Лично для меня...
Слишком все громоздко получилось. И от этого совсем неудобно.

Мне кажется нужно только одно видео, но с дополнительными ракурсами рук. И табулатура (с подписанными пальцами для совсем слепых).

Игорь Р.

  • Сообщений: 4605
    • Просмотр профиля
Отлично, именно то, что нужно.
Спасибо!