Автор Тема: 20. О звуке, звукоизвлечении и постановке. Вопросы и ответы.  (Прочитано 29393 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Sasa

  • Гость
Спасибо Максим. С интересом прослушал.

Ruslan_Ischenko

  • Сообщений: 9
Спасибо огромное Макс это для меня очень актуально.

S_A_Y

  • Сообщений: 1
И все-же, Макс, должен заметить, что некоторые огрехи при игре такие как: поскрипывание пальцев по обмотке струн, щелканье ногтей или медиатора и даже дребезжание струны об ладовый порожек, придают общему фону игры некоторую окраску, легкую небрежность, что даже украшает, но если это в меру и не очень громко и само исполнение правильное. Иногда красота заключается в не идеальности.

guitarboy100

  • Сообщений: 2
Вопросы по теме к Максиму Чигинцеву:
Пробовал ли ты свою систему звукоизвлечения пальцами i, m,a при игре без ногтей (45гр. и без опоры)?
Получалось добится нужного звука?
Если не приходилось пробовать то скажи стоит ли без ногтей пытаться играть под45гр и без опоры?

Та же вопрос - гаммообразные быстрые пассажи пальцами тоже играешь без опоры?
Пользуешься двухпальцевым (i, m, i, m, ...) или трех пальцевым методом (i, m, a, m, ...)?
« Последнее редактирование: 2012, 10 Марта, 02:00:25 от Garfunkel »

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9586
    • Сайт Максима Чигинцева
И все-же, Макс, должен заметить, что некоторые огрехи при игре такие как: поскрипывание пальцев по обмотке струн, щелканье ногтей или медиатора и даже дребезжание струны об ладовый порожек, придают общему фону игры некоторую окраску, легкую небрежность, что даже украшает, но если это в меру и не очень громко и само исполнение правильное. Иногда красота заключается в не идеальности.

А идеально сыграть и не получится, как ни старайся. Призвуки присутствуют всегда. Я не знаю кем надо быть чтоб играть абсолютно без посторонних призвуков :) Но стремиться к этому надо.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9586
    • Сайт Максима Чигинцева
Цитировать
Пробовал ли ты свою систему звукоизвлечения пальцами i, m,a при игре без ногтей (45гр. и без опоры)?
Получалось добится нужного звука?

Без ногтей я не играл, опыта в этом деле нет. Только что в самом начале обучения, но тогда я ни о какой постановке и звуке не заморачивался.
Но кто играет без ногтей можете сами проверить как меняет окраску звука изменение угла звукоизвлечения.


Цитировать
Та же вопрос - гаммообразные быстрые пассажи пальцами тоже играешь без опоры?
Пользуешься двухпальцевым (i, m, i, m, ...) или трех пальцевым методом (i, m, a, m, ...)?

Ну конечно. Могу играть как двухпальцевым, так и трёхпальцевым методом. И комбинированным.

Volna

  • Сообщений: 1
Здравствуйте, Максим! Большое спасибо за классный урок о звуке. Правда, у меня есть еще вопрос, иногда Вы, как бы это понятнее спросить... трясете левой рукой (горизонтально) и звук получается более певучий. Расскажите об этом приеме. Я играю мелодию из к.ф "Шербургские зонтики", как Вы думаете уместен там прием, про который я спрашиваю?

С уважением и восхищением Вами, Лайма :)

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9586
    • Сайт Максима Чигинцева
Здравствуйте, Максим! Большое спасибо за классный урок о звуке. Правда, у меня есть еще вопрос, иногда Вы, как бы это понятнее спросить... трясете левой рукой (горизонтально) и звук получается более певучий. Расскажите об этом приеме. Я играю мелодию из к.ф "Шербургские зонтики", как Вы думаете уместен там прием, про который я спрашиваю?

С уважением и восхищением Вами, Лайма :)

Это вибрато. Этот приём уместен  в любой мелодии, а тем более на длинных нотах.

iceventura

  • Сообщений: 1
Здравствуйте Максим! Я не так давно зарегистрировался на вашем сайте и никак себя ещё не проявлял. Я хочу поблагодарить Вас и Степана Чигинцева, на чьи уроки я наткнулся первыми когда только приобрел гитару, спасибо. *APPROVE* Очень полезные уроки, актуальные для меня. Жаль что Вы не играете на вестерн гитарах, каковая у меня и есть, но это мне не сильно мешает учиться у Вас. Еще раз спасибо и продолжайте в том же духе *clapping*

Света

  • Сообщений: 3899
По третьей части:
Когда я научилась слышать разницу между открытым и закрытым звуком, я стала контролировать правильность постановки правой руки по звуку! А не по зеркалу, как до этого  :)
То есть теперь держу руку правильно ориентируясь именно на уши. Мое личное достижение!  *eee*

По четвертой части:
То о чем в ней говорится помогло мне открыть уши.
Начала играть арпеджио хорошо отполированными ногтями, по новым струнам и с правильной постановкой - так услышала свой эталонный звук. Звук который мне понравился.
Запомнила его.
А потом стала отличать его от других.
Спасибо!
« Последнее редактирование: 2012, 10 Марта, 16:25:59 от Света »

psb

  • Сообщений: 229
и всё-таки про руку под 45 градусов...
неужели раньше не знали об изменении звука от изменения угла руки? Я думаю знали, но играли почти под 90 градусов. (вильямс, брим и т.д.) Интересно почему? с точки зрения минимизации движения пальца по отношению к струне? И если гитара на левой ноге с подставкой, то она уже почти на 45 градусов поднята и получается, что рука в расслабленном состоянии находится почти под 90 градусов.

Insight

  • Сообщений: 485
  • Константин
Спасибо за урок. В принципе, ничего нового не услышал, но все равно хорошо )

2guitarboy100
В принципе, длина ногтей тут особой роли не играет. Все равно даже без ногтей звук при извлечении в 90 градусов становится более резкий, отрывистый. Попробуй сам, и услышишь разницу.
Кстати, если "напрягают" ногти, то можно найти разумный компромисс - это их длина вровень с подушечкой.  Звук уже становится достаточно выразительным по сравнению с тем, когда ногти коротко пострижены (когда они пострижены коротко, то это вообще не звук, а лажа какая-то). И при этом они относительно хорошо смотрятся на мужской руке. Лично я (и KonstantaA на этом форуме) для себя выбрали именно такой вариант длины ногтей.

Да, и кстати, хочу поделиться своими собственным наблюдениями по звуку.
1. Заметил, что если произведение технически сложное - качественного звука не добьешься (рука зажата, пальцы не успевают и еще не привыкли к такому движению)
2. Метроном на медленной скорости действительно творит чудеса. Правда, лень с ним играть (это уже больше работа, чем игра на гитаре )))
3. Для избавления от грязной игры лучше всего играть в ванной комнате (там акустика такая, что малейший призвук слышно очень хорошо), и лучше под медленный ритм метронома. Кроме того, там лучше тренируется занижение громкости гармонических нот.
4. Думаю, что причина отрывистой игры - еще и в неопытности как таковой. Т.е. на этапе обучения пальцы еще не настолько хорошо слушаются и быстро перемещаются, чтобы звуки сливались в одно целое. Вы вынуждены перемещать руку или пальцы на другую позицию чуть раньше, а иначе - не успеете. Опять же, растяжка не позволяет
5. Очень часто, если держишь ноту, а другой палец должен взять другую ноту где-то далеко, задействуя растяжку, то вот что в этот момент происходит: поневоле двигается палец, удерживающий ноту. И нота сразу меняет звучание, потому что вы так или иначе, но подтягиваете или оттягиваете струну!!! Этот нюанс очень важен, имхо. Во всяком случае, рекомендую обратить на это внимание.
6. Акустика разных комнат - совершенно разная )))
7. Акустика разных точек одной комнаты - разная )))
8. У меня такое ощущение, что и гитара, блин в разные дни по-разному звучит ))))
9.  (Имхо, очень важный и интересный пункт, я бы даже попросил Максима его прокомментировать). Мною замечено, что наиболее проще передать фактуру и фразировку произведения, играя на гитаре тихо. Как мне кажется, что это связано с тем, что во-первых, сам диапазон громкостей гитары становится более расширеным (т.е. для мелодии не надо уже довольно сильно щипать струну, достаточно небольшого усилия), а во-вторых поскольку не требуется дополнительного усилия, то рука больше расслаблена, и это положительно сказывается на звуке. Опять же, видео учеников это подтверждает. Очень часто именно там, где не хватает плотности при игре, тем не менее все довольно хорошо с фразировкой. Или я не прав?  Во всяком случае я заметил, что именно играя спокойно, не громко, у меня лучше удается фразировка и фактура.  Как только пытаешься играть громче, звук портится.
Так вот вопрос в том, как совместить громкую игру и красивый звук... Или это только постепенно придет? Или может надо наоборот учиться играть громко, чтобы именно там тренировать фразировку и фактуру?
"Нелеп, как кровь на цветах, мой бенефис, -
Я пою о тропе наверх, а сам ухожу вниз"

igrab

  • Сообщений: 7505
  • Сергей
Спасибо за урок. В принципе, ничего нового не услышал, но все равно хорошо )

2guitarboy100
В принципе, длина ногтей тут особой роли не играет. Все равно даже без ногтей звук при извлечении в 90 градусов становится более резкий, отрывистый. Попробуй сам, и услышишь разницу.
Кстати, если "напрягают" ногти, то можно найти разумный компромисс - это их длина вровень с подушечкой.  Звук уже становится достаточно выразительным по сравнению с тем, когда ногти коротко пострижены (когда они пострижены коротко, то это вообще не звук, а лажа какая-то). И при этом они относительно хорошо смотрятся на мужской руке. Лично я (и KonstantaA на этом форуме) для себя выбрали именно такой вариант длины ногтей.

Да, и кстати, хочу поделиться своими собственным наблюдениями по звуку.
9.  (Имхо, очень важный и интересный пункт, я бы даже попросил Максима его прокомментировать). Мною замечено, что наиболее проще передать фактуру и фразировку произведения, играя на гитаре тихо. Как мне кажется, что это связано с тем, что во-первых, сам диапазон громкостей гитары становится более расширеным (т.е. для мелодии не надо уже довольно сильно щипать струну, достаточно небольшого усилия), а во-вторых поскольку не требуется дополнительного усилия, то рука больше расслаблена, и это положительно сказывается на звуке. Опять же, видео учеников это подтверждает. Очень часто именно там, где не хватает плотности при игре, тем не менее все довольно хорошо с фразировкой. Или я не прав?  Во всяком случае я заметил, что именно играя спокойно, не громко, у меня лучше удается фразировка и фактура.  Как только пытаешься играть громче, звук портится.
Так вот вопрос в том, как совместить громкую игру и красивый звук... Или это только постепенно придет? Или может надо наоборот учиться играть громко, чтобы именно там тренировать фразировку и фактуру?
У меня всё то же самое. Я в случае с "громкостью и фразировкой" поступаю так же как со "скоростью и чистотой исполнения"- два шага вперед, шаг назад. Играю достаточно громко, потом проигрываю на меньшей громкости - слушаю, исправляю, нахожу оптимальный вариант.
Громкость и фразировка понятия не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга (мне так кажется).
Так что вопрос очень актуальный и думаю не только у начинающих. Это такая" работа над произведением".
« Последнее редактирование: 2012, 11 Марта, 15:22:53 от igrab »
"Больше честности надо, а не играть лишь в любимые ворота."

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9586
    • Сайт Максима Чигинцева
Цитировать
Кстати, если "напрягают" ногти, то можно найти разумный компромисс - это их длина вровень с подушечкой.  Звук уже становится достаточно выразительным по сравнению с тем, когда ногти коротко пострижены (когда они пострижены коротко, то это вообще не звук, а лажа какая-то). И при этом они относительно хорошо смотрятся на мужской руке. Лично я (и KonstantaA на этом форуме) для себя выбрали именно такой вариант длины ногтей.

Да, я забыл сказать в уроке, если ногти слишком короткие, то звук также получается некрасивым. Ногти должны выступать над подушечкой не меньше чем на 1 мм. А там уже искать опытным путём. Ещё раз подчеркну, длина ногтей смотрится со стороны ладони!

Цитировать
3. Для избавления от грязной игры лучше всего играть в ванной комнате

Там влажность высокая, и надо быть очень осторожным чтоб не навредить гитаре.

Цитировать
8. У меня такое ощущение, что и гитара, блин в разные дни по-разному звучит ))))

Естественно. Звук зависит многих метеофакторов и даже времени года.

Цитировать
9.  (Имхо, очень важный и интересный пункт, я бы даже попросил Максима его прокомментировать). Мною замечено, что наиболее проще передать фактуру и фразировку произведения, играя на гитаре тихо. Как мне кажется, что это связано с тем, что во-первых, сам диапазон громкостей гитары становится более расширеным (т.е. для мелодии не надо уже довольно сильно щипать струну, достаточно небольшого усилия), а во-вторых поскольку не требуется дополнительного усилия, то рука больше расслаблена, и это положительно сказывается на звуке. Опять же, видео учеников это подтверждает. Очень часто именно там, где не хватает плотности при игре, тем не менее все довольно хорошо с фразировкой. Или я не прав?  Во всяком случае я заметил, что именно играя спокойно, не громко, у меня лучше удается фразировка и фактура.  Как только пытаешься играть громче, звук портится.

Да. Форсирование звука сразу негативно сказывается на его качестве. Когда пытаешься играть громче, звук "забивается", не летит, не живёт. Звук нужно извлекать всегда расслабленной рукой. Но это не значит что нужно играть тихо.
Просто громкость достигается прежде всего за счёт чистоты звука. Чем чище извлекаемый звук, тем больше у него динамический диапазон. Чтобы играть громко, совсем не обязательно рвать струны. Конечно, усилие чуть прибавляется. Но именно чуть-чуть. Когда звукоизвлечение правильное, то для увеличения громкости звука требуется совсем небольшое усилие. И качество при этом не страдает. Если же звукоизвлечение неправильное, то попытка играть громко приводит лишь к усилению треска, самой атаки. Звук становится резким и неприятным.
Поэтому показатель того, что ваше звукоизвлечение правильное, это игра достаточно громким, но в то же время красивым звуком. Если громко и красиво сыграть не получается, значит над звуком надо продолжать работать.

i-gor

  • Сообщений: 1173
  • Игорь
Цитировать
Так вот вопрос в том, как совместить громкую игру и красивый звук... Или это только постепенно придет? Или может надо наоборот учиться играть громко, чтобы именно там тренировать фразировку и фактуру?

меня так же  волновал этот вопрос..
ученик пытаясь по Чигинцеву полностью расслабить руку приходит к тому что вообще еле касается струн.. много таких примеров в нашей школе. как большой палец так и миа нежно гладят струны.. при этом конечно о плотности звука не может быть и речи.. при этом вроде бы рука и техника "по Чигинцеву"
я как понимаю надо качать мышцы чтобы пальцы стали сильными и в расслабленном состоянии выдавали плотный звук. при незначительном напряжении как  это у Макса
у него  скорее всего мышцы имеют больший диапазон работы, а у ученика - у них как бы два состояния 1 - полностью расслабленные и 2 - сильно напряженные - вкл и выкл..
 я все таки за то чтобы учиться играть вначале плотным сильным звуком и только потом постепенно расслаблять руку а не наоборот.. таким образом тренировать мышцы..
при занятиях со Степой  он тоже советовал мне уже переходить на играть потише и стало лучше получаться с фразировкой при достаточно плотном звуке.. и вроде как я стал понимать..
 а больше всего меня поразило влияние на плотность звука степени полировки ногтей.. многие недооценивают этого.. обратите внимание..
согласен что в разные дни по разному звучит.. и даже восприятие звука зависит не только от гитары, от климата, но и от того поел ты или нет выспался или нет..
я вот например после тренировки на открытом воздухе замечал что начинает лучше получаться играть! и лучше восприятие звука ушами..
(интересно что восприятие звука как и цвета меняется и с возрастом .. недавно один знакомый рассказывал как они одной бабушке в Америке цвет зуба подбирали он стоматолог - вообщем дорогущие технологии которые учитывают возраст бабушки т.е. то как она видит цвет в своем возрасте.. вот он и говорит я та вижу что цвет зуба не тот.. а методика умная советует ему этот цвет показать бабушке такого та возраста.. ну он и решил показать еще и свой вариант где совпадение идеальное для него.. но так она ведь и правда выбрала не его вариант, сказала что по методике цвет идеально подобран на ее взгляд.. и вот что делать? он говорит поставишь идеальный цвет для молодых глаз - закатит скандал.. и дедушка подтвердит.. *ROFL* ну это я так.. отвлекся )
так и со звуком..

и еще большое значение имеет динамический диапазон самой гитары.. на некоторых с определенного момента громкость практически не увеличивается при увеличении силы звукоизвлечения..
а про ванную - хорошо придумал! думаю там можно повысить динамический диапазон простенькой гитары..надо попробовать..:)