Автор Тема: Глушение басов на классической гитаре.  (Прочитано 12740 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Для начала, надо запомнить правило:

Чтобы вы ни играли, никогда нельзя допускать одновременного звучания двух басов.

Бас всегда один, и НЕ накладывается на предыдущий. Представьте что басовую линию ведёт контрабас или бас-гитара. На видео я наглядно покажу что получается при накладывании басов друг на друга.

Иллюстрация без глушения


Разница, как говорится, налицо и слышна даже не музыканту. Теперь, собственно, о технике глушения. Тут есть несколько вариантов, начнём с основного, который я использую чаще всего.


1. Глушение суставом большого пальца.

Этот вариант работает только если большой палец играет с опорой на нижнюю струну (апояндо), как я показывал в теме про постановку правой руки. После того, как палец сыграл по басовой струне, остановился на нижней соседней, мы его просто немного сгибаем в первом суставе и глушим звучащую струну. Вопрос в том, когда её глушить. Тут всё зависит от стиля произведения, либо мы играем половинчатый бас, и глушим в средней точке времени между басами, либо оставляем звучать бас подольше, и глушим почти перед следующим, как правило за одну ноту до него. Чаще всего, глушение происходит максимально близко к следующему басу, момент глушения почти сливается с началом следующего звука. Но отрабатывать движение легче всего на половинных глушениях. Имейте ввиду, что в нотах-табах глушение часто не указывается, но подразумевается. Например написано может быть так:



А играть следует так:



Или так даже так:



Как видите, если в нотах ещё можно обозначить длительность звучания и время глушения, то в табах нет. В нотах, даже если вы их не знаете, обратите внимание на появление пауз между басами, и на место их расположения. Ниже, на видео я всё покажу.


2. Глушение касанием большого пальца.

Предыдущий вариант удобен, когда бы играем басы на разных струнах. Если же надо сыграть два или более баса на одной струне, то мы просто ставим палец на звучащую струну, тем самым глушим её и устанавливаем палец в стартовую позицию для следующего звука. Этот же вариант используем в случае, когда бас на четвёртой струне. В силу её пограничного положения между басами и мелодическими струнами, останавливать палец на третьей часто неприемлемо, да и не нужно. Для четвёртой делаем исключение, играем без опоры, и глушим касанием.

Глушение суставом и касанием



Обратите внимание на последний пример в видео. Это очень часто встречающаяся фигурация – короткий затактовый бас. Это бас, за которым сразу же, следом, идёт следующий бас на сильной доле. Затактовый бас должен быть именно коротким, то есть его глушить практически сразу.




3. Глушение большим пальцем с ударом об лады.

Этот вариант я довольно часто использую когда хочу подчеркнуть ритм. Например в таких видео как «Ноктюрн», «Ланфрен-ланфра», «Сиреневый туман» и в других эпизодически. Суть проста. Можно сказать, что это то же касание, только с небольшим замахом, более энергичное, чтобы струна ударилась об лады. Можно назвать ударом. Тут два варианта исполнения. Либо мы делаем энергичное касание-удар подушечкой пальца с остановкой на звучащей струне, это удобно когда следующий бас на этой же струне. Либо делаем удар ребром пальца, а подушечка попадает между струнами, это удобно когда бас на нижней соседней. Замах делаем за счёт вращательного движения кисти. Момент глушения-удара я обозначаю в нотах и табах крестиком. Например вот так:




gl32.mp4



4. Глушение левой рукой.

Бывают ситуации, когда глушить правой рукой неудобно или даже невозможно. Они довольно редки, но встречаются. В таком случае глушим левой. Если бас закрытый (прижатый), ослабляем нажим, бас глохнет. Ослабляем, но не снимаем со струны! Если палец снять, будет призвук открытой струны. Если бас открытый, глушим свободным пальцем левой руки. Я часто это делаю мизинцем.

Как отрабатывать. Лучше всего на простых аккордовых последовательностях, приёмами, которые я показал на видео, или любыми другими. Играйте какие угодно арпеджио и комбинации. Главная цель – добиться чёткой, независимой работы большого пальца. Чтобы он мог глушить басы вовремя, ритмично и в любой ситуации. Остальные пальцы могут играть что угодно в этот момент. Но большой палец четко выполняет свою работу.

Это очень важно. Басовая линия задаёт ритм, пульсацию, это фундамент звучания. Если вы доведёте этот навык до автоматизма, ваша игра поднимется на качественно другой уровень, появится ощущение одновременной игры бас гитары и гитары как минимум. Чтобы посмотреть как это работает на практике, обратите внимание на работу большого пальца в любом моём видео. В том же «Сиреневом тумане» Обратите внимание как, и какими методами глушу басы, часто комбинирую разные способы, помогаю левой рукой.



Внимание! Все выше сказанное вовсе не означает, что везде надо укорачивать бас наполовину. Это не всегда уместно. В большинстве случаев, особенно в лиричных, не быстрых произведениях бас держим максимально долго, насколько возможно. В идеале окончание звучания совпадает по времени с началом следующего. Если мы держим полные по времени басы, то о глушении можно не думать когда:

1. Бас на соседней снизу струне, он глушится автоматически если играть с опорой (апояндо). Например сыграли пятую, она звучит, играем шестую с опорой на пятую, пятая глохнет в момент начала звучания шестой.
2. Басы на одной струне.
3. Закрытые басы, если меняем прижатый бас, он глохнет при отпускании левой.

Во всех остальных случаях, надо глушить любым доступным способом, особенно открытые струны. Если играем какую-нибудь ритмичную композицию можно укорачивать бас наполовину. Но не везде. Половинное глушение я использовал как пример, на нём лучше видно и удобней отрабатывать.

Ещё один момент. Нота на 4 струне не всегда является басом по функции (по своей роли в звучании). Часто она является гармонической, и её можно и нужно наложить на предыдущий бас. Это бывает в различных арпеджио (переборах), когда она не на сильной доле. Например в аккордах группы D (Dm, D7, D) четвёртая играет роль баса. А в аккорде С, если играть арпеджио вида 5-4-3-2-1-2-3-4, четвертая гармоническая. Тут надо думать по ситуации и слушать.

Может вы придумаете свой метод глушения, который будет удобен вам. Я просто показал свою методику, которую мне тоже никто не показывал, сам нашёл для себя. Главное – научиться слышать когда басы накладываются друг на друга, замечать это некрасивое звучание. И глушить. А каким методом, не суть важно. Ищите :) Удачи.
« Последнее редактирование: 2011, 30 Сентября, 19:15:43 от Максим Чигинцев »

Варг

  • Сообщений: 20
Re: Глушение басов на классической гитаре.
« Ответ #1 : 2012, 11 Марта, 08:46:47 »
Два баса не звучат во ВСЕХ произведениях? даже в лунной сонате 1 части?

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Глушение басов на классической гитаре.
« Ответ #2 : 2012, 11 Марта, 10:08:34 »
Два баса не звучат во ВСЕХ произведениях? даже в лунной сонате 1 части?

Во всех. Не путайте функцию баса с другими функциями. Гармонии или мелодии. Бас всегда один.

i-gor

  • Сообщений: 1152
  • Игорь
Re: Глушение басов на классической гитаре.
« Ответ #3 : 2012, 11 Марта, 10:40:11 »
Макс, интересно как считаешь, сколько процентов музыкантов глушат басы везде и  во всех произведениях? щаз обращаю внимание на это и такое ощущение что их не так много.. в школах и консерваториях уделяют этому должное внимание? почему не все глушат?

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Глушение басов на классической гитаре.
« Ответ #4 : 2012, 11 Марта, 11:01:19 »
Макс, интересно как считаешь, сколько процентов музыкантов глушат басы везде и  во всех произведениях? щаз обращаю внимание на это и такое ощущение что их не так много.. в школах и консерваториях уделяют этому должное внимание? почему не все глушат?

Да, большинство гитаристов этим не заморачивается. Меня  тоже этому нигде целенаправленно не учили. Даже в консерватории.

Это я сам себе поставил задачу - играть за несколько инструментов чтоб это было явно слышно. Проанализировал почему размазывается линия баса в фактуре. Почему нет ощущения игры контрабаса или бас-гитары. Послушайте в любой композиции партию бас-гитары. Бас играет чётко и без наслоений. Почему же на гитаре всё должно гудеть одновременно? Начал искать, пробовать. Услышал разницу. Появилась чёткость и ощущение ансамбля. Оформил в систему и стал так учить своих учеников.

ventalify

  • Сообщений: 4
Re: Глушение басов на классической гитаре.
« Ответ #5 : 2012, 22 Июня, 17:23:13 »
Бас же должен до конца прозвучать, это нормально что мы его прерываем?

ivasy

  • Сообщений: 102
  • ирина
Re: Глушение басов на классической гитаре.
« Ответ #6 : 2012, 08 Декабря, 20:37:53 »
А я грешным делом думал что сочный и продолжительно-протяжный бас никогда не испортит общую картину!
Один бас, конечно, нет. А два баса одновременно - испортят))

Sasa

  • Гость
Re: Глушение басов на классической гитаре.
« Ответ #7 : 2012, 08 Декабря, 20:38:03 »
Бас же должен до конца прозвучать
Тут то и есть всё мастерство - знать где должен быть конец

Варг

  • Сообщений: 20
Re: Глушение басов на классической гитаре.
« Ответ #8 : 2013, 04 Февраля, 08:17:40 »
Я правильно выделил линию баса красным? И когда я меняю ноту в басу я пытался глушить большим пальцем правой руки но как то резко звучало, плавность нужно нарабатывать?

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Глушение басов на классической гитаре.
« Ответ #9 : 2013, 04 Февраля, 10:53:37 »
Я правильно выделил линию баса красным? И когда я меняю ноту в басу я пытался глушить большим пальцем правой руки но как то резко звучало, плавность нужно нарабатывать?

Нет, не правильно. В данном случае нота на второй доле такта почти всегда является гармонической. А бас на первой доле.
Бывает, конечно что бас в вальсе и на второй и на третьей, это слышно. Например, в такте перед второй вольтой на третьей доле басовая нота си. И шестую открытую, которая у нас осталась звучать с первой доли надо заглушить перед третьей долей.

В остальных тактах, почти всегда (за несколькими исключениями), бас находится только на первой доле и его нужно держать весь такт. И глушить только перед следующей первой долей.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Глушение басов на классической гитаре.
« Ответ #10 : 2013, 20 Июля, 15:48:09 »
Мелодия может быть где угодно. И вверху и в басу и в среднем голосе.
А если мелодия проходит в басу, как быть с глушением басов, например, в следующем этюде.
Или в известном этюде Э.Пухоля - Шмель.


Если ноты в басовой мелодии идут по аккордовым звукам, то глушить не надо (если не указано обратного). Если же звуки идут по гамме или неаккордовым звукам, то глушим. Это все хорошо слышно, где надо и где не надо.

В данном этюде в басу скорее не мелодия, а разложенное арпеджио по аккордовым звукам. Глушить не надо. Из трех нот во втором голосе, строго говоря, функцию баса несет только первая нота, остальные две - гармоническо-мелодическую.

unknown

  • Сообщений: 7
Re: Глушение басов на классической гитаре.
« Ответ #11 : 2016, 02 Января, 18:12:24 »
Максим, нужно ли глушить бас ми в третьем (и аналогично в предпоследнем) такте песни "Как здорово..."? С одной стороны оба баса входят в аккорд Е7 и поэтому глушить не надо так как
Если ноты в басовой мелодии идут по аккордовым звукам, то глушить не надо (если не указано обратного).

С другой стороны, на видео этой песни ты глушишь бас ми, но опять же ты как-то говорил, что часто автоматически глушишь и те басы, которые глушить не обязательно.
Или вот в этом примере
http://4igitara.ru/index.php?topic=91.msg21680#msg21680
Ты говоришь, что бас ля надо глушить, хотя он как и последующий входит в аккорд Am.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9346
    • Сайт Максима Чигинцева
Re: Глушение басов на классической гитаре.
« Ответ #12 : 2016, 02 Января, 18:37:14 »
Цитировать
Максим, нужно ли глушить бас ми в третьем (и аналогично в предпоследнем) такте песни "Как здорово..."?


Нужно. Без глушения будет гул, размажется басовая линия. Послушай.

Цитировать
Или вот в этом примере
http://4igitara.ru/index.php?topic=91.msg21680#msg21680
Ты говоришь, что бас ля надо глушить, хотя он как и последующий входит в аккорд Am.


Тут можно не глушить. Нота ми имеет двойную функцию. Даже если воспринимать как бас, то так как нота Ми на 4 струне не является низким басом, поэтому гула не даёт. Опять же, послушай.

Невозможно все случаи описать в правилах. Слушайте. Чем ниже басы, тем больше вероятности что их нужно глушить.