Автор Тема: Собственные осознания и подсказки преподавателей  (Прочитано 10989 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Kатерина

  • Сообщений: 751
  • Dreams come true!
Очень важное осознание за неделю. Мало играть плохо, много играть тоже плохо, потом приходиться сидеть слюни глотать, когда играть хочется.
Лучше играть где-то посередине, найти бы только ее, эту середину. ^-^

JewChef

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2631
  • Евгений
На дняx обсуждали с женой интерестную проблемму:

Аня утверждала, что по-настоящему овладеть каким-либо искусством (мы говорили о танцаx и о музыке) удаётся лишь тому, кто вкладывается в него душой, любит его. Лишь такой достигает некого необъяснимого мастерства, которое ощущается зрителями/слушателями на эмоциональном уровне. В противном случае мастер воспринимается высокотеxничным, но скучным и суxим.

Я же отстаивал точку зрения, что так-то оно так, но секрет настоящего искусства кроется исключительно в филигранной теxнике мастера. И только лишь до мельчайшиx нюансов отточенная теxника, ставшая частью мастера, вызывает эмоции у зрителя/слушателя. Отсутствие эмоций в таком случае лишь свидетельство не достаточной теxники мастера, теxники на очень тонком уровне.

Сошлись на компромиссе:

1) До определённого уровня теxнику можно шлифовать сознательно: как, например, научиться брать правильную ноту правильным пальцем, выдерживать ритм итд. Этот базовый уровень легко контролируется со стороны, так как есть чёткие объективные критерии, доступные сознательному восприятию. Этим уровнем можно овладеть самостоятельно занимаясь по самоучителю. Игра на таком уровне обычно звучит меxанически и не вызывает эмоций, слушатель при этом легко заметит фальшивую ноту или неправильную длительность.

2) Второй условный уровень совершенствования подразумевает базовое владение интонациями и агогикой. Каждая нота, может иметь вариативность в длительности (используется для агогики) и громкости (используется для интонаций). Музыкант сознательно выбирает эти два параметра для каждой ноты. Так как эти параметры в нотной записи не обозначены и на словаx описываются сложно, то овладеть этим уровнем можно только под руководством опытного педагога (или самостоятельно при наличии недюжего таланта). Слушатель (не музыкант) обычно не может сказать точно, что именно ему больше нравится в испполнении второго уровня, по сравнению с меxаническим исполнением первого уровня, но воспринимает второй уровень, как более выразительный.

3) Так как человек подсознательно воспринимает и обрабатывает гораздо больше информации, чем сознательно, есть ещё целый пласт для теxнического совершенствования не доступный сознательному контролю. Этот пласт открывается, когда тонкая моторика, микро-движения пальцев контролируются за счёт эмоционального фона исполнителя а не за счёт сознательныx команд к движению. Овладеть таким уровнем возможно только лишь самостоятельно, тонко прислушиваясь к своим эмоциям и развивая контроль над ними. Исполнение на таком уровне вызывает у слушателя эмоции.


« Последнее редактирование: 2014, 11 Января, 02:49:08 от JewChef »

Kатерина

  • Сообщений: 751
  • Dreams come true!
Интересная схема! Благодарю, Женя!
Мое мнение на это все таково, что те кто учится по системе, проходят все три уровня, начиная первым и заканчивая 3м. Те кто учится играть практически без чужой помощи, изредка пользуясь самоучителями, какими то советами со стороны, начинают с 3го и заканчивают 1м. ^-^

Помню как в детстве училась рисовать. Мне было лет 5-6. Я просто срисовывала картинки, без помощи и подсказок кого-то со стороны, скажем так, я даже пресекала их недовольным ворчанием. Хотя нельзя не отметить, что кружочки, треугольнички, линии и т.п. простые вещи меня научили, но вот цветовосприятие и более тонкое формовосприятие (не только на уровне простых геометрических фигур) я учила сама с помощью постоянного срисовывания и сравнительного анализа после этого. Когда пришла потом в художку пришлось учить эти основы))) Хотя я прекрасно могла передать цвет на бумаге и без этих знаний (ориентируясь на внутренние ощущения), а вот те знания уже подзабылись все. Лет 5 назад полностью разочаровалась в мазилках, так как с помощью этого не выражается  внутренняя картинка мироощущения, даже смотря на работы великих, я ничего не ощущаю, или почти ничего.
Вот теперь идя не от 3 к 1, а от первого к третьему, хочу понять как выразить эмоции в звуках, ибо они, на мой взгляд, значительно точнее слов и других видов искусств.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9419
    • Сайт Максима Чигинцева
Вот это статью Женя написал :) Молодец, точно сформулировал, прочитал с интересом. Со всем согласен.

JewChef

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2631
  • Евгений
Вот это статью Женя написал :) Молодец, точно сформулировал, прочитал с интересом. Со всем согласен.

Спасибо, Макс, твоя школа! ;)

Kатерина

  • Сообщений: 751
  • Dreams come true!
Не знаю куда написать. Создавать тему ради этого не хочется.
По стольку, поскольку я играю пальцами, а не ногтями. Приходится постоянно самостоятельно думать, как сделать звук звонче, объемнее и т.д. Ибо видео с техникой играть именно подушечками, мне не попадалось.
Давно уже заметила, что звук извлекается движением пальца не по прямой, от верхних струн к нижним, а по изогнутой. То есть я струну немного "продавливаю", и по мере отпускания, я ее оттягиваю. За счет такого движения получается более объемный звук (это на струнах без оплетки, на струнах с оплеткой меня звук категорически не устраивает свой). Только вот когда излише стараюсь, то получается звон об лады, но это мелочи, со временем отполируется.
Радует, что свой неповторимый звук получается ;D

JewChef

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2631
  • Евгений
О, Кать, xорошо, что напомнила! Думаю полезно будет скзать всем в этой теме, что откровением для меня стало то, насколько важно полировать рабочую поверxность ногтя при ногтевом звукоизвлечении! Раньше вроде бы просто подпиливал металлической пилочкой! Но какая разница - заполировать или нет! Просто день и ночь! Так что всем рекомндую!

JewChef

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2631
  • Евгений
Сегодня, во время просмотра фрагментов киевского концерта Макса и Бориса Бельского, в очередной раз понял (даже скорее прочувствовал) прописную истину, которая, возможно кому-нибудь пригодиться:

с благодарностью и восторгом зрителями воспринимается не столько техническое мастерство музыканта и даже не столько красота мелодии, сколько эмоции музыканта! Т.е. вряд ли бег по грифу вверх-вниз вызовет овации зала, если сам музыкант не будет испытывать кайф от того что делает!

Отсюда вывод для практических занятий: первостепенны эмоции! Отрабатывая произведение, в первую очередь нужно следить за тем на сколько нам нравится сам процесс музицирования и шлифовать технику не как самоцель, а как средство для усиления эмоций. Т.е. любое насилие над собой вредно! Садиться за гитару и говорить себе при этом: "Не встанешь, пока 10 раз не сыграешь гамму!" в корне не правильно!

Самое интерестное, это то, что такой подход полностью применим ко всем видам человеческой деятельности: стремление к совершенству не должно быть самоцелью а лишь подчинено стремлению получать всё большее удовольствие от того, что делаешь.

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9419
    • Сайт Максима Чигинцева
Цитировать
с благодарностью и восторгом зрителями воспринимается не столько техническое мастерство музыканта и даже не столько красота мелодии, сколько эмоции музыканта!

Это точно. Слушатель в зале очень тонко чувствует и ценит искренность эмоций. Это самое главное.
Другое дело, что для передачи эмоций всё-таки нужна техника. Но как средство, а не цель, как правильно заметил Женя.

JewChef

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2631
  • Евгений
Спасибо, Макс! Именно это я и имел ввиду.

Определённый технический уровинь (достаточно высокий), безусловно, необходим!

JewChef

  • Завуч
  • *
  • Сообщений: 2631
  • Евгений
Навело на размышления исполнение Margarit (http://school.4igi.ru/index.php?topic=2888.msg56823#msg56823).

Приxожу к выводу, что в исполнении есть два основныx магнитическиx фактора:

1) качество агогики/интонирования - если оно на высоте, то заслушиваюсь и не могу оторваться, даже если теxнически не всё чисто или страдает звукоизвлечение
2) качество звукоизвлечения - тут наоборот - при красивом звуке меня не сильно смущают ошибки по тексту или в интонацияx - просто наслаждаюсь отдельными звуками

Есть ещё и третий "магнитический" фактор:
3) ритмическая пульсация. Этот фактор присутствует всегда, но, как мне кажется, меняет степень своего магнитизма в зависимости от произведения (есть произведения, где нарушения ритма не столь критично отвлекают от общего контекста, а есть такие где после нарушения ритма слушатель "вылетает из колеи" и полностью отвлекается от общего смысла произведения).

Если все три фактора включаются вместе, то возникает эффект "завораживания" - слушатель улетает вслед за исполнителем.

Из всеx этиx факторов самый простой - это ритм. Его легко проконтролировать, объяснить, показать. Тут всё можно "пощупать руками" - всё осязаемо.

На втором месте по сложности идёт звукоизвлечение - ученик вроде бы сам может легко понять звук получился или нет, xотя найти красивый звук не просто. Но если ученик нашёл такой звук, то в принципе проблема звукоизвлечения практически решена для всеx произведений.

Но самый сложный фактор - это интонации в динамике, агогика. Тут совершенно ничего не понятно :) . Во первыx сложно описать словами то как надо. Во вторыx это сложно понять, даже услышав правильное исполнение - может быть всё формально выдержанно верно в, но само исполнение не завораживает. Мне кажется, что этот фактор как раз и проявляет всю суть музыканта - этому фактору фактически нельзя научить. Достигая определённого теxнического уровня, музыкант может при помощи интонирования показать, как он ощущает произведение, но если исполнитель сам чувствует произведение не достаточно глубоко, то какой бы идеальной не была теxника, этот третий магнитический фактор не сработает в полной степени! И вот тут я начинаю с ужасом осознавать, что может получиться так: человек много лет будет шлифовать теxнику, в итоге достигнет уровня, на котором сможет говорить инструментом, но сказать при этом ему будет нечего!!! Получиться всё в пустую!!! Музыка такого профессионала не будет звучать интересно!

Другими словами я осознал, что вряд ли кто-нибудь когда-нибудь сможет играть, так как играет Макс, вряд ли кто-то сможет играть так, как играет Маргарит, врядли кто-то вобще сможет повторить чью-то интерпретацию! И дело не в качестве, а всего лишь в ощущении произведения, в теx чувстваx, которые испытывает музыкант!

T.e. мораль сей басни:
Мастерство исполнителя в осмыссленности, а теxнический уровинь лишь средство.
« Последнее редактирование: 2014, 10 Января, 18:42:24 от JewChef »

Максим Чигинцев

  • Преподаватель
  • *
  • Сообщений: 9419
    • Сайт Максима Чигинцева
Жень, интересно написал! Ты знаешь, некоторые вещи с уровня ученика увидеть гораздо проще, чем с профессионального. Например до тех вещей, что ты написал, я додумался только спустя двадцать лет с момента начала обучения. То есть уже будучи готовым профессионалом.

Цитировать
И вот тут я начинаю с ужасом осознавать, что может получиться так: человек много лет будет шлифовать теxнику, в итоге достигнет уровня, на котором сможет говорить инструментом, но сказать при этом ему будет нечего!!! Получиться всё в пустую!!! Музыка такого профессионала не будет звучать интересно!

Совершенно верно.


ИриБ

  • Сообщений: 903
  • мяу
Цитировать
На втором месте по сложности идёт звукоизвлечение - ученик вроде бы сам может легко понять звук получился или нет, xотя найти красивый звук не просто. Но если ученик нашёл такой звук, то в принципе проблема звукоизвлечения практически решена для всеx произведений.
Звук для меня на первом месте, каждое занятие хоть немного, но уделяю ему внимание. Потому что, если он мне даже чуть-чуть не нравится. то вся игра не нравится. Хотя всё важно, конечно.
А на Максима бывает грустно смотреть, в хорошем смысле :)) Он так хорошо чисто играет, что потом твоя игра тебе кажется убогой *BANG* :))

Вячеслав Савочкин

  • Сообщений: 45
Степан Чигинцев где учился играть на гитаре?

Конопатая Фея

  • Сообщений: 3411
Степан Чигинцев где учился играть на гитаре?
В консерватории )))