Гитарный форум Максима Чигинцева

Уроки => Уроки Максима Чигинцева (2011-2) => Тема начата: Стёпа от 2011, 18 Июля, 22:06:20

Название: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Стёпа от 2011, 18 Июля, 22:06:20
Пока Максим в отпуске, решил записать урок о гаммах.

Работа с гаммами - Степан Чигинцев. (http://www.youtube.com/watch?v=q75m4Q4OBKI#ws)

Работа с гаммой:

1. Работа со звуком. Слушаем каждый звук. Добиваемся его чистого, красивого звучания.
2. Соединение звуков. Один звук перетекает в другой, максимально незаметно.
3. Работа над сменой позиции. Отдельно их отрабатываем. Добиваемся такого же незаметного
соединения звуков при смене позиции, как и при обычном соединении.
4. Работа над акцентами в ритмических группировках. Первая доля сильная, остальные -
заметно тише.
5. Работа над чёткой сменой ритма. Играем конец гаммы предыдущей группировкой и начинаем
следующей. Так повторяем до тех пор, пока не добьёмся точной смены ритма.
6. Каждую группировку играем очень много раз, пока ритм прочно не войдёт в вас.

Важно!

1. Играем гаммы той аппликатурой, которая проставлена в нотах.
2. Чередуем пальцы в правой руке.
3. Мизинец держим над той струной, которую следует в будущем прижать.
4. Все движения пальцев левой руки минимальны.

Гаммы до мажор, и соль мажор, а также любые другие гаммы и их аппликатуру игры,
вы найдёте здесь: http://school.4igi.ru/index.php?action=dlattach;topic=585.0;attach=798 (http://school.4igi.ru/index.php?action=dlattach;topic=585.0;attach=798)

Самоучитель Вещицкого стр. 25-26.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Vlady от 2011, 18 Июля, 23:45:58
Очень любопытно и полезно! Даже не подозревал, что гаммами можно так жонглировать. Спасибо!
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Dimaka87 от 2011, 19 Июля, 11:40:13
Стёпа, добрый день!!! Скажи, пожалуйста, почему играем ноты РЕ и Соль не в приделах первых трех ладов??? Не должно быть открытых струн или только так данные ноты играются в До мажоре??
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: boo от 2011, 19 Июля, 11:42:34
Не должно быть открытых струн.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Михаил Т. от 2011, 19 Июля, 13:00:15
Не должно быть открытых струн.

А вот это странно, ведь нота, она и есть нота. А глушение мы проходили. Видимо так удобней к следующей октаве подбираться.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: boo от 2011, 19 Июля, 13:01:11
ну триоли положим ещё можно успеть глушить, а дальше что делать ?
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Михаил Т. от 2011, 19 Июля, 14:47:14
ну триоли положим ещё можно успеть глушить, а дальше что делать ?
Играть как Степа показывает :-)
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Стёпа от 2011, 19 Июля, 14:51:18
гаммы предназначены для разработки технике левой руки. растяжки пальцев. если использовать открытые струны, то всего этого не будет. некуда будет тянуться.
как раз весь смысл в этом. играть нужно той аппликаторой, которая проставлена в самоучителе.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Михаил Т. от 2011, 19 Июля, 16:36:56
С рисунками очень интересно. Вроде при игре такое получалось, но четкого определения не было :D Степа, скажи пожалуйста (мне лично не понятно). А в гаммах так и нужно все ноты играть пальцами I, M и А? В первых уроках сильный акцент Максим ставил именно на том, что 4, 5 и 6 струны играем пальцем P. Почему задаю вопрос. Еще с Титаника заметил, что внимание на это как то ослабло. Все, кто его на этом сайте играл, гармоническое заполнение в месте, где мелодия в аккорд Фа переходит, упорно играют пальцами I и М, хотя там 4 и 5 струны. Максим по этому поводу не разу ничего не сказал. Мне не малых усилий в себе стоило это перебороть (сейчас играю пальцем P в том месте), хотя упорно не хотели они оттуда уходить :D И вот гаммы. До этой школы играл их так же как и Степа в этом видео. Ой как нелегко было переучиться менять пальцы при переходе с 4 на 3 струну и в обратную сторону.
  Заранее прошу прощения, сильно не ругайте. Почему спрашиваю, выше обосновал. Спасибо.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Стёпа от 2011, 19 Июля, 17:16:22
4 и 5 струны довольно часто играются пальцами i, m.  В арпеджио, например. Когда первая струна не участвует и все пальцы поднимаются чуть выше - на 2, 3, 4 струны. Если мы видим знакомый вид арпеджио с 3, 4, 5 струнами, то и их играем привычными пальцами a, m, i. Вроде где-то уже говорилось об этом. Строгой привязки, пальцев к струнам нет. Исходим из лаконичности и грамотности исполнения.
Гаммы играются в классическом варианте пальцами i, m. Большой палец отдыхает.
То, что я играю тремя пальцами i, m, a это добровольный эксперимент над собой, который начался более 7 лет назад.
В гитарной технике все гаммообразные движения чаще всего исполняются двумя пальцами. Скорость быстрее и легче следить за правильными акцентами.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Игорь Сергеевич от 2011, 19 Июля, 17:29:05
Спасибо Стёпа! Урок просто замечательный и объяснил доступно. Без этого урока главу в книге самоучителя про гаммы с дуолями, триолями и прочими непонятными словами, не понял бы вообще. А тут всё на свои места встало. Будем учиться дальше.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: ilvovpetr от 2011, 19 Июля, 18:19:37
Спасибо!(молодой, и начинающий)         http://youtu.be/sERpFVNQ52k (http://youtu.be/sERpFVNQ52k)
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Юра от 2011, 19 Июля, 18:48:16
Стёпа, спасибо за урок! Но почему ты одиночные ноты называешь "целыми", ведь в метре они "четверти"?
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Trurl от 2011, 19 Июля, 19:29:06
Спасибо
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Стёпа от 2011, 19 Июля, 21:50:04
Стёпа, спасибо за урок! Но почему ты одиночные ноты называешь "целыми", ведь в метре они "четверти"?
длительность - относительная величина. гамму можно записать и целыми нотами.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Ришат от 2011, 19 Июля, 22:26:46
вот ведь... только назрели вопросы по поводу гамм... хотел даже тему создать в разделе "вопросы по технике"... а тут - на тебе.
Очень кстати. На все возникшие вопросы получил исчерпывающие ответы.
Спасибо Степа.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Inna от 2011, 19 Июля, 23:41:32
Спасибо, Стёпа, отличный урок. Очень полезные упражнения, хорошо и наглядно все показано и объяснено.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Rainbow от 2011, 20 Июля, 22:31:29
Спасибо Стёпа ! Мне понравился урок. Я только сейчас понял , зачем нужно запоминать ритмические рисунки, точнее прочувствовать их. До этого я играл гаммы дуолями , триолями , но сухо , без понимания. Смотрел , что и как ты показываешь и осенило  - вот, например, квинтоли , секстоли - очень часто  встречается этакая россыпь нот в пьесах.Теперь становится понятен переход в ритме, мелодический рисунок. Короче, стало легче разбирать ноты! :)
Пэ Эс Ну и ,соответственно,  играю гаммы теперь постоянно  *APPROVE*
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Стёпа от 2011, 21 Июля, 00:06:59
Приятно, что урок кому-то принёс пользу! Значит не зря записывал! :)
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Vlady от 2011, 21 Июля, 00:14:49
Урок на самом деле получился замечательный. Сколько раз смотрел в самоучителях на шеренги нот гамм, но никогда их не играл - наводили смертную тоску. А оказывается там масса всевозможных тонкостей. Думаю польза была не кому-то, а практически всем. Особенно тем, кто в детстве прошел МИМО музыкальной школы. Спасибо!
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: kaps2 от 2011, 21 Июля, 13:39:31
Приятно, что урок кому-то принёс пользу! Значит не зря записывал! :)

Очень хороший, вдохновляющий урок! я тоже никогда не думал, что играть гаммы может быть так увлекательно!
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Casper от 2011, 21 Июля, 18:22:11
Вот это Стёп у тебя загар!))))  Урок отличный.)
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Андрей от 2011, 22 Июля, 22:31:18
Опять много нового узнал,спасибо Степан!
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: koljn25 от 2011, 23 Июля, 17:03:48
спасибо за урок
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Wasilii от 2011, 24 Июля, 20:30:05
гаммы предназначены для разработки технике левой руки. растяжки пальцев. если использовать открытые струны, то всего этого не будет. некуда будет тянуться.
как раз весь смысл в этом. играть нужно той аппликаторой, которая проставлена в самоучителе.
А разве не нужно знать аппликатуры гамм, чтобы уметь обыгрывать аккорды, импровизировать на прогрессии?
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Vimak от 2011, 25 Июля, 11:31:50
Стёпа, добрый день!!! Скажи, пожалуйста, почему играем ноты РЕ и Соль не в приделах первых трех ладов??? Не должно быть открытых струн или только так данные ноты играются в До мажоре??
В гамме могут быть открытые струны, поэтому заранее оговаривается в какой позиции гамма. Например гамма до мажор с открытыми струнами называется гамма до мажор в первой позиции. Мне ее давали в студии на начальном этапе, когда ноты учишь. Кстати через 15 лет забвения :) вспомнил и ноты в первой позиции, как они называются и где эти ноты брать. Так что еще одна польза от гамм - расположение нот на грифе учишь. А гамма до мажор которую играет Степан дана в аппликатуре А.Сеговии (там написано). Не просто так человек аппликатуру придумывал, чтобы жизнь гитариста мёдом не казалась. :D
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Wasilii от 2011, 25 Июля, 21:00:37
Знать гаммы так же полезно и при обыгрывании, и при импровизации.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: ВАНЯ от 2011, 31 Июля, 14:03:13
Степашка,огромное тебе merci за своевременный урок!!!Я тоже как и Ришат перерыл весь YouTube и всех "учителей" от Америки до Японии,но ни чего компетентного не нашёл.УАлексея Кофанова можно тоже кое -чему поучиться,но в разделе" гаммы"он поёт.Поэтому твой урок был, что надо!!!Молоток!!  *APPLAUSE*!Ещё бы несколько таких иможно на сцену! ;D Творческих успехов тебе и Максимке!!!
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 31 Июля, 14:40:32
Степашка,огромное тебе merci за своевременный урок!!!Я тоже как и Ришат перерыл весь YouTube и всех "учителей" от Америки до Японии,но ни чего компетентного не нашёл.УАлексея Кофанова можно тоже кое -чему поучиться,но в разделе" гаммы"он поёт.Поэтому твой урок был, что надо!!!Молоток!!  *APPLAUSE*!Ещё бы несколько таких иможно на сцену! ;D Творческих успехов тебе и Максимке!!!

Максимка и Степашка  *ROFL*  Что-то  в этом есть
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Casper от 2011, 15 Сентября, 16:01:11
Возник небольшой вопрос, почему например в гамме ми минор мы играем снизу вверх, доходим до самой высокой ноты,  а обратно  играем уже по совершенно другим нотам (там где стояли диезы, теперь бекары)
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: boo от 2011, 15 Сентября, 16:37:51
F# C# D# в мелодическом ми-миноре в обратку чистый ми-минор
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 15 Сентября, 19:05:15
Да, вверх по мелодическому виду, вниз по натуральному. Так принято в классических изданиях.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Casper от 2011, 16 Сентября, 16:45:17
Спасибо, а то какая-то путаница возникла. :)
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Jak от 2011, 17 Сентября, 13:03:40
Во время учёбы в музыкальной школе  для развития беглости пальцев преподаватели рекомендовали отрабатывать  гаммы или быстрые пассажи методом "две legato две staccato". Этот метод использовали насколько я знаю пианисты, баянисты. Хотелось бы узнать мнение педагогов применим ли этот метод к гитаре.
Название: Re: 12. Играем гаммы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 17 Сентября, 13:06:17
К гитаре применимо всё, что применимо к другим инструментам. Гаммы можно и нужно играть самыми разнообразными комбинациями, и не только две легато две стаккато.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Ондрэ от 2011, 03 Октября, 18:35:51
Огромное спасибо вам за ваши уроки, парни) Я сам только пару дней назад узнал про ноты, про то где-какая, и вообще начал это осваивать более-менее по-людски. До этого с пол года просто перебирал аккордики, играл по табам - научить было некому.
Играть очень, признаюсь, нравится. Просто вот для себя) Сам я пока работаю над уроками 8-10, забегаю вперед из любопытства, ну и чтобы почерпнуть для себя нового. Осознавая, что именно на этом уроке я задержусь... ну... прилично, решил тут и отписаться) Еще раз большое вам спасибо за ваш труд) Смотрю и почерпываю для себя информацию с превеликим удовольствием, прилежанием и рвением)
Андрей. Казахстан, Караганда.
*пошел отрабатывать мелодию №5...*
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Стёпа от 2011, 07 Октября, 10:11:29
Цитировать
Такой вопрос: в начале показа гамм, вы на каждой ноте вибрато делаете?
да, есть такое. рефлекторно. начинающим, пока не советую
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Стёпа от 2011, 26 Ноября, 10:55:17
Цитировать
Такое уточнения: ты когда вниз идешь (на басовые струны) у тебя кисть изгибаться начинает
в правой руке?) всё может быть. такого по возможности не должно быть.

Цитировать
Когда ты играешь гамму с дублированием каждого звука (дуоль), ты используешь пальцы i -a?
да, я играю трёхпальцевой техникой. на начальном этапе оно вам не нужно. чередуем пальцы i,m :)
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Neru от 2011, 26 Декабря, 22:01:48
При игре гамм на 4й и 5й струне пальцами i m   из-за их наклона к струнам под 45градусов получается вначале шаркающий звук за счет проскальзывания по струнам с обмоткой. Подскажите  пожалуйста как можно добиться чистого звука? *???*
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 26 Декабря, 22:49:14
При игре гамм на 4й и 5й струне пальцами i m   из-за их наклона к струнам под 45градусов получается вначале шаркающий звук за счет проскальзывания по струнам с обмоткой. Подскажите  пожалуйста как можно добиться чистого звука? *???*

Играть по басам пальцем p. Либо если по басам пальцами im то играть почти под прямым углом.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Pearl от 2011, 29 Декабря, 15:37:00
Здравствуйте! У меня есть вопрос по гамме "соль мажор". Когда я дошел до ноты "ми", на 4-ой струне, у меня возникла трудность с продолжением сего дела... Дело в том, что после ноты "ми" я должен извлечь ноту "фа", которая находится на соседнем ладу ( напомню, на 4-ой струне ), но в аппликатуре написано, что ноту "ми" я должен прижать пальцем 1 ( как и сделал ), а затем ноту "фа" пальцем 3. Почему пальцем 3, а не пальцем 2? Стёпа, и почему вы играете после ноты "ми" ( на 4-ой струне ) ноту "фа диез", которую логично было бы прижать пальцем 3 ( как написано в аппликатуре, и как вы её сыграли ). Помогите разобраться в этом деле, может я че напутал... Спасибо.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Стёпа от 2011, 29 Декабря, 17:31:56
в гамме соль-мажор, фа-диез ключевой знак. ноты "фа" там нет.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Pearl от 2011, 29 Декабря, 18:38:28
в гамме соль-мажор, фа-диез ключевой знак. ноты "фа" там нет.

ааа, все понял)) то-то я думал зачем нужны эти решёточки на нотном стане. Спасибо Стёпа.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: igrab от 2012, 11 Февраля, 16:27:33
При разогреве играю гамму соль-мажор. Но что-то начал "терять" квартоли. Приходиться останавливаться настраиваться и считать, как раньше. Может ли это быть связано с тем,что разучиваю пьесу в размере 3\4, и произошел перекос в ритмическом восприятии? С остальными ритмическими рисунками никаких проблем. Спасибо.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: ivasy от 2012, 13 Ноября, 11:36:03
Какой хороший урок - и растяжка, и ноты на грифе учатся сами собой (до остальных плюсов еще технически "не доросла", все впереди). Спасибо, Степа.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: ivasy от 2012, 28 Ноября, 12:14:06
В гамме ля-минор расхождения в аппликатуре в самоучителях Вещицкого (а также Агафонова, Кирьянова) и в американском издании 1953 г. гамм с аппликтурой Сеговии. Второй вариант кажется более удобным. К тому же здесь первая "ля" берется на закрытой струне, что логично.

Может, еще в каких-нибудь гаммах есть расхождения, я пока только три первых "отрабатываю". Выкладываю на всякий случай штатовский вариант (вторая гамма сверху).

Остальные страницы здесь (не знаю, как выложить сюда) http://ru.scribd.com/doc/94443064/Andres-Segovia-Diatonic-Major-and-Minor-Scales (http://ru.scribd.com/doc/94443064/Andres-Segovia-Diatonic-Major-and-Minor-Scales)
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: ivasy от 2012, 11 Декабря, 19:31:55
Ирина! а это та аппликатура?
Не, это тоже какое-то советское издание, ля-минор и ля-мажор с открытой струны начинается, и там дальше идут переходы с позиции на позицию не совсем удобные (мне так кажется).
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Antoni15th от 2013, 27 Января, 07:17:18
расскажите что такое минор и мажор и как это играть? Напримеп, я немогу понять в путеводителе в домажоре вторая нота ля откпытая, но играетса все закрытыми, а как ее тогда играть?
спасибо
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Garfunkel от 2013, 27 Января, 12:39:04
расскажите что такое минор и мажор и как это играть? Напримеп, я немогу понять в путеводителе в домажоре вторая нота ля откпытая, но играетса все закрытыми, а как ее тогда играть?
спасибо
Какой путеводитель? Что означает "ля открытая"? Если имеется в виде открытая 5-ая струна ля, то эту ноту можно сыграть на 6-ой струне на 5-ом ладу. В который раз обнаруживаю, что люди просто не умеют грамотно задать вопрос, донести свою мысль.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Antoni15th от 2013, 27 Января, 23:08:13
V samouchitele Vishickovo (file daniy nam v etom uroke) na stranice 25-26 (notniy stan do-major). I izveniys, ne nota Ly, a Re. Tam vtoray nota pluchaetsa Re otkritay na pytoy strune, i igrat ee nado poluchaetsa otkritoy. No I vot vrode smotry Stepa igraet vse struni prijimay ih, i vot kto to pisal chto vse v do-majore igraetsa zakritimi strunami. A I vot smotry kak Stepa igraet do-major i to chto na applikature v samouchitele i kak-to eto ne sovpadaet.
I ponimay chto mojno phojie noti igrat na drugih ladah i strunah, no tak kak igraet i gde prijimaet Stepa struni dly do-major, pomoemu, ne sovpadaet s tem chto napisano v samouchitele.
I ochen izviniys za angliyskie bukvi. I neumey pechatat po russki i eto bi zanylo u meny uymu vremeni. Nadeys meny za eto prostyt. Spasibo ogromnoe za vash otziv.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Antoni15th от 2013, 27 Января, 23:14:43
Eshe izviniys, ne pytay struna a chetvertay pluchaetsa.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Garfunkel от 2013, 28 Января, 01:00:39
V samouchitele Vishickovo (file daniy nam v etom uroke) na stranice 25-26 (notniy stan do-major). I izveniys, ne nota Ly, a Re. Tam vtoray nota pluchaetsa Re otkritay na pytoy strune, i igrat ee nado poluchaetsa otkritoy. No I vot vrode smotry Stepa igraet vse struni prijimay ih, i vot kto to pisal chto vse v do-majore igraetsa zakritimi strunami. A I vot smotry kak Stepa igraet do-major i to chto na applikature v samouchitele i kak-to eto ne sovpadaet.
I ponimay chto mojno phojie noti igrat na drugih ladah i strunah, no tak kak igraet i gde prijimaet Stepa struni dly do-major, pomoemu, ne sovpadaet s tem chto napisano v samouchitele.
I ochen izviniys za angliyskie bukvi. I neumey pechatat po russki i eto bi zanylo u meny uymu vremeni. Nadeys meny za eto prostyt. Spasibo ogromnoe za vash otziv.
Нет, там указано под нотами цифрой в кружочке номер струны. В данном случае - гамма до мажор - первые две ноты играются на 5-ой струне, на что указывает цифра под нотами и пунктирная линия. То есть ноту до играем на 5-ой струне на 3-ем ладу, а ноту Ре , на 5-ой струне на 5-ом ладу. И далее все ноты прижатые играются, открытых струн нет. Внимательнее к аппликатуре. Удачи!
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Antoni15th от 2013, 29 Января, 07:10:23
Blagodary vas. A I dumal chto eto za krujochki tam narisovani. I pitalsy nayti pro nih v tekste no nichego neobnaujil. Ura! Teper spokoyno mojno dvigatsa dalshe.
Sasibo ogromnoe, vi ochen pomogli.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: dmitry.tayson от 2013, 21 Марта, 23:27:52
Как именно Гаммы используются в музыке? Или это в большинстве случаев про как упражнение служит. В произведениях и для написания музыки как именно это применяется?
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Kesha от 2013, 05 Мая, 15:10:56
все копаюсь копаюсь и не могу понять вот какую штуку...
по самоучителю гаммы вон какие (сверху)
а по Максиму вон какие... (снизу)

они в самоучителе что ли по другим каким то принципам строятся???  *???* *???*
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Garfunkel от 2013, 05 Мая, 15:20:27
В самоучителе приведен ля минор мелодический. А варианты Максима - 1) натуральный 2) гармонический. В мелодическом 2 повышения тона (6-ая и 7-ая ступень). Мелодический минор в нисходящем порядке исполняется точно также как и натуральный минор.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Kesha от 2013, 05 Мая, 16:21:44
т. е. я правильно поняла:

минор бывает :
-натуральный  (ТПТТПТТ
-гармонический, с повышенной седьмой ступенью ТПТТП1,5П
-мелодический ТПТТТТП, повыш. 6 и 7 ступень

а мажорные гаммы бывают мелодическими???


и еще чуть-чуть хотела спросить:
а например если взять соль мажор натуральная
там фа диез при ключе, значит все фа - станут диезами, и когда мы будем  спускаться, возвращаться в гамме они (фа) так же будут оставаться диезами, верно?

Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2013, 05 Мая, 18:49:44
Цитировать
а мажорные гаммы бывают мелодическими???


Бывают. И гармоническими тоже.  Но эти виды гораздо реже используется. В гармоническом мажоре понижена шестая.

В мелодическом немного сложнее. При движении вверх, понижается шестая и седьмая, при движении вниз как натуральный.

Цитировать
и еще чуть-чуть хотела спросить:
а например если взять соль мажор натуральная
там фа диез при ключе, значит все фа - станут диезами, и когда мы будем  спускаться, возвращаться в гамме они (фа) так же будут оставаться диезами, верно?


Ключевые знаки действуют на все одноименные ноты во всех октавах и вне зависимости от направления движения. Подробнее о ключевых знаках альтерации тут: http://school.4igi.ru/index.php?topic=918.0 (http://school.4igi.ru/index.php?topic=918.0)
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Kesha от 2013, 05 Мая, 20:19:19
ох спасибо большое, как бальзам на душу) . а то иногда по цепочке какой нибудь убежишь вперед и не знаешь где ты потерялся :)
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Kesha от 2013, 05 Мая, 20:25:45
а еще чуть чуть при чуть чуть...

получается что в мажорах (гарм. и мелодич.) ступеньки понижают
а в минорах повышают...

а почему так? это с чем то связано?
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2013, 05 Мая, 20:40:37
а еще чуть чуть при чуть чуть...

получается что в мажорах (гарм. и мелодич.) ступеньки понижают
а в минорах повышают...

а почему так? это с чем то связано?

На это есть причины, но на данном этапе лучше этим не заморачиваться, это теоретические дебри :)
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Kesha от 2013, 05 Мая, 20:55:15
Оооо, ладно, ок :D Поверю и доверюсь)
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Kesha от 2013, 09 Июня, 11:48:23
разбираю гамму ля минор, и в корень не могу понять где на грифе фа бемоль... или бемоль относится не к фа в данном контесте? подскажите пожалуйста
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Kesha от 2013, 09 Июня, 13:18:24
 ;D ;D ;D
бог ты!!! вот глупыш, во даю))) благодарю!)) бывают тупнячки))
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Максим Марков от 2013, 21 Августа, 17:34:07
Товарищи преподаватели или лица, имеющие какой-либо преподавательский сан тут или просто опытные товарищи, подскажите, как правильней отрабатывать гаммы: сначала добиваться чистого звука и качественной смены позиции в медленном темпе целыми нотами  и лишь потом начинать ускоряться и дробить или дробить и ускоряться и параллельно работать над качеством? И еще, обязательно ли сразу научиться не смотреть на гриф? А то у меня частенько пальцы снимаются с отыгранных нот с нежелательным призвуком и во время смены позиции раз на раз появляется проблема, особенно, если не смотреть на гриф.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Garfunkel от 2013, 21 Августа, 17:47:08
Что значит "дробить"? Запрета смотреть на гриф нет, конечно :) Более того если посмотреть на видео знаменитых гитаристов - многие из них играя смотрят на гриф. Суть в том , что они смотрят не потому что пальцы не знают, не "помнят" позицию, а у начинающих без визуального контроля пальцы часто не ложатся на нужные лады. Поэтому для того чтобы тренировать мышечную память, чувство грифа - расстояния между ладами, позиции, рекомендуется играть не глядя на гриф. Относись к этому как к упражнению :)
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Максим Марков от 2013, 21 Августа, 18:11:34
Спасибо за ответ. "Дробить"  - это я имел ввиду ускоряться, играть на один удар метронома 2-3-4-5-6-7 нот. Тремя нотами получилось играть, а если играть по одной ноте (как Стёпа советует начинающим во второй части урока), то и все семь получается на один удар метронома, но вот есть погрешности - звук от снятого с предыдущей ноты пальца или установка пальца левой посередине лада, а надо к ладовому порожку ближе...в общем, следует ли добиться максимального качества на низкой скорости или можно и нужно параллельно играть разные ритмы и устранять ошибки техники рук (в основном - левой) ?
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Garfunkel от 2013, 21 Августа, 18:31:34
Конечно, сначала отрабатывать в медленном темпе. Если видишь что скажем, по 3 удара на метроном ты играешь еще "грязно", то и смысла нет брать 4 ноты на удар (при одинаковом темпе ударов метронома).
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Максим Марков от 2013, 21 Августа, 18:34:04
Благодарю, буду отрабатывать.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: shuriki от 2013, 09 Октября, 21:50:10
Созрел вопрос на который не могу найти ответ.
Подскажите, обязательно ли снимать пальцы левой руки со струн когда наступает черед играть следующую ноту?

При переходе на другую струну, я так понимаю, делать это обязательно для того чтобы заглушить предыдущую ноту.
Ведь при проигрывании гаммы одновременно звучит только одна нота.

Но, к примеру, в гамме до мажор я отыграл пальцем 1 ноту ми на четвертой струне, следующа нота фа играется пальцем 2 и следующая нота соль играется пальцем 4 на той же струне, то обязательно ли мне при проигрывании фа снимать палец 1 а при проигрывании соль снимать палец 2? Или можно оставлять пальцы 1 и 2 прижимая струну 4-м ?

По логике если оставлять пальцы то движения левой руки получаются экономнее.
Но, с другой стороны, снятые пальцы потом легче перенести на другие струны.

Не хочется закладывать неверную базу на будущее.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Андрей Лосев от 2014, 20 Мая, 00:49:18
У меня вопрос: какие гаммы нужно играть/учить в первую очередь, а какие оставить на потом? В самоучителе  Вещицкого всего 24 гаммы, но если смотреть на произведения в том же или в другом самоучителе, то можно выделить наиболее употребимые тональности. И наоборот, какое-либо произведение в тональности ре-диез минор (с 6-ю ключевыми диезами) я так и не смог найти. Стоит ли вообще играть гаммы в малоупотребительных тональностях?
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2014, 20 Мая, 13:29:05
Если апликатура гаммы закрытая, без открытых струн, то не имеет значения какую гамму играть, а какую нет.
Вообще, нужно понимать, зачем ты играешь гаммы. Для развития техники, изучения грифа, освоения тональности или еще для чего? В зависимости от цели и выбираем средство.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Costa от 2015, 29 Мая, 15:33:26
 Огромное спасибо за урок. Лично для меня гаммы, оказались "спасением от спешки".
Я пытался наработать "базу" играя мелодии, но даже одноголосые мелодии невольно "вынуждали" спешить - потому что они имеют более сложные и разнообразные ритмические рисунки. А мне как начинающему -  подсознательно хотелось, чтоб мелодия как можно скорее зазвучала узнаваемо - пусть и ценой скрюченных, зажатых пальцев, непонятно какой позы, и звука о котором и говорить не хочется... - думалось, вот сейчас отработаю(путем повторения 100100 раз) и все расслабится и зазвучит.
Только путь этот "в никуда". Да об этом не раз говорилось, но видно так я устроен - что сначала нужно "лбом удариться"... чтоб не понаслышке знать, чем это чревато :)
   Так, вот гаммы научили меня многому: правая рука(благодаря игре гамм пальцами im) стала свободнее и теперь движется от локтя подобно тонарму у проигрывателей(раньше кисть "незаметно для меня" выгибалась, чтобы достать до 1 струны); левая рука расслабилась - нет предпосылок к спешке - "шагаешь" себе по ступенькам; научился слышать каждый звук, соединять звуки; запомнил расположение нот; "подружился"с метрономом - в общем все о чем только можно было мечтать во время "замыливания" мелодий без правильной техники. Еще раз спасибо - за открытие, поначалу недооцененного.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: vtsk от 2015, 16 Ноября, 23:44:54
Здравствуйте,
Насколько критично ставить пальцы левой руки на струну так, чтобы подушечка пальца никогда (!) не докасалась до другой струны?
Понятно, что это важно в случае, если следующая нота - на этой другой (не заглушенной подушечкой) струне. А в остальных случаях это так же принципиально важно, или если не мешает то и "не заморачиваться"?

Сейчас иногда уже начали получаться секстоли до мажор. Но палец левой руки иногда зажимает аж несколько струн одновременно. Нужно ли вернуться к дуолям и добиваться именно идеальной постановки пальцев на гриф (и только потом переходить к триолям)?

Спасибо.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: mjt от 2015, 17 Ноября, 09:12:33
Насколько критично ставить пальцы левой руки на струну так, чтобы подушечка пальца никогда (!) не докасалась до другой струны
Это важно.  Каждый палец на левой всегда старается опуститься на струну как можно более перпендекулярно.  Если он лежит на грифе, это неправильно, и правильную постановку нужно обязательно развивать.  Причём как лежит поперёк струн (на нескольких струнах), так и наклоняется вдоль струны, оба варианта неправильны.

Понятно что бывают, и довольно много, случаев, когда вертикально просто не поставить, не дотянуться.  Но в основном это вполне возможно натренировать.

Причина очень простая.  Нужно уметь управлять положением пальцев.  Либо пальцы "обычно" лежат на струнах и тогда нужно в каждом случае думать как бы их так поставить чтобы они не глушили соседние струны.  Либо они "обычно" встают как надо, и тогда можно подумать собственно о музыке.

Кстати, иногда заглушить соседнюю струну даже нужно, чуть наклонив ("положив") палец.  Но довольно редко (если не ошибаюсь вот в маленьком вальсе из учебных это было, или в Shape of my Heart там мизинец в одном месте ложится, но как раз правильно, тоже нужно заглушить).  Соответственно опять требуется уметь ими управлять.

Вообще если пальцы "обычно" лежат, это скорее всего означает что с положением-постановкой левой руки что-то не так.

Ещё момент, если приходится брать несколько нот относительно далеко друг от друга вдоль грифа, можно чуть развернуть-наклонить кисть к себе - чтобы пальцы-ладонь не перпендекулярно грифу вниз шла а немного в сторону, от корпуса гитары (при этом пальцы немного смотрят "в лицо").
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2015, 17 Ноября, 10:09:00
Цитировать
Но палец левой руки иногда зажимает аж несколько струн одновременно

Этого быть точно не должно. Что-то не так с постановкой. Но вслепую сложно сказать.
Название: Re: 11. Играем гаммы.
Отправлено: vtsk от 2015, 17 Ноября, 10:31:33
Mjt, Максим, спасибо большое!
Буду отрабатывать правильную постановку.