Гитарный форум Максима Чигинцева

Уроки => Музыкальные статьи => Тема начата: Максим Чигинцев от 2011, 05 Мая, 14:17:24

Название: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 05 Мая, 14:17:24
В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её явно не слышать, но ощущаем всегда. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца. Тикает равномерно и неуклонно.

Эта пульсация в музыке называется метром. Можно сказать что метр – это сердце музыки. Аналогия очень точная. Ведь удары сердца мы тоже не слышим, но благодаря им живём. Так и в музыке. Сам метр мы не слышим, но слышим как пульсирует музыка на нём основанная.

Каждый удар-шаг метра называется долей. Доли неодинаковы по своей силе. Есть сильные доли, а есть слабые. В зависимости от комбинации сильных и слабых долей различают разные виды метра.

Метроном делаем метр реально слышимым.

А что же такое ритм? Ритм - это любая комбинация длительностей основанная на равномерной пульсации метра. Когда мы играем под метроном, то метроном стучит метр, а мы играем ритм. Ритм может быть любой, а метр неизменен. И равномерен на протяжении всего произведения.

Есть две разновидности метра: это двухдольный и трёхдольный.

Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой называется тактом. В начале произведения всегда написан размер такта. Это дробь, верхняя цифра которой показывает количество долей в такте, а нижняя длительность каждой доли.

Размер такта может быть простым и сложным. Простой размер имеет одну сильную долю. Сложный состоит из сложения нескольких простых и имеет кроме сильной доли ещё и относительно сильную. Например сложный размер 4/4 получается из сложения двух простых 2/4+2/4. В нём сильная доля первая, а относительно сильная третья (РАЗ-два-Три-четыре, РАЗ-два-Три-четыре). То есть если размер можно поделить на два или более одинаковых размера, то этот размер является сложным.




Давайте рассмотрим всё вышесказанное на примерах.


Пример 1. Размер такта 2/4. Первая доля в такте всегда сильная. Внизу показан метр. Равномерная пульсация сильных и слабых долей. А вверху, в мелодии, играется ритм, основанный на этом двухдольном метре. Послушайте как это звучит.

(http://school.4igi.ru/static/metroritm/1.jpg)

http://school.4igi.ru/static/metroritm/1.mp3 (http://school.4igi.ru/static/metroritm/1.mp3)

Заметили на каких нотах акцент? Услышали пульсацию?


Пример 2.. Та же самая мелодия, в том же самом темпе, но в размере 3/4. Обратите внимание как поменялся характер мелодии и на каких нотах теперь акценты.

(http://school.4igi.ru/static/metroritm/2.jpg)

http://school.4igi.ru/static/metroritm/2.mp3 (http://school.4igi.ru/static/metroritm/2.mp3)


Пример 3. Та же самая мелодия, в том же самом темпе, но в размере 4/4. Это уже сложный размер, и у него есть кроме сильной доли, ещё и относительно сильная доля.

(http://school.4igi.ru/static/metroritm/3.jpg)

http://school.4igi.ru/static/metroritm/3.mp3 (http://school.4igi.ru/static/metroritm/3.mp3)



Пример 4. Моя учебная пьеса М1 в размере 3/4.

(http://school.4igi.ru/static/metroritm/4.jpg)

http://school.4igi.ru/static/metroritm/4.mp3 (http://school.4igi.ru/static/metroritm/4.mp3)


Пример 5. А теперь внимание!. Та же самая пьеса, даже можно сказать что с тем же размером, ведь 3/4 = 6/8. В обоих случаях в такте по шесть восьмых. НО. Размер выражен по другому. Для начинающего музыканта нет никакой разницы, что 3/4, что 6/8. На самом деле это два разных произведения! 6/8 это сложный размер, который состоит из 3/8 + 3/8. Соответственно у него есть сильная доля  и относительно сильная. Акценты расставлены иначе, и это резко меняет характер. Заметьте, что и ноты сгруппированы по другому. Ваша задача услышать разницу. И понять в чём она заключается.

(http://school.4igi.ru/static/metroritm/5.jpg)

http://school.4igi.ru/static/metroritm/5.mp3 (http://school.4igi.ru/static/metroritm/5.mp3)


Добавил ещё в исполнении компьютера с ярко выраженными акцентами. Это конечно не музыкально, зато кто не услышал в моём исполнении тут думаю услышит)

Пример1
http://school.4igi.ru/static/metroritm/11.mp3 (http://school.4igi.ru/static/metroritm/11.mp3)

Пример2
http://school.4igi.ru/static/metroritm/22.mp3 (http://school.4igi.ru/static/metroritm/22.mp3)

Пример3
http://school.4igi.ru/static/metroritm/33.mp3 (http://school.4igi.ru/static/metroritm/33.mp3)

Пример4
http://school.4igi.ru/static/metroritm/44.mp3 (http://school.4igi.ru/static/metroritm/44.mp3)

Пример5
http://school.4igi.ru/static/metroritm/55.mp3 (http://school.4igi.ru/static/metroritm/55.mp3)





Вывод:

Начиная разбирать произведение первым делом обращаем внимание на размер такта. Нужно понять структуру размера, простой он или сложный, найти сильные доли и относительно сильные (если они есть). И выделить эти доли в своей игре. На начальном этапе выделяем их динамически, то есть громкостью, играем громче.

Вне зависимости от того, стучит метроном или нет, пульсация метра должна явно ощущаться в вашей игре!
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Ришат от 2011, 05 Мая, 14:52:54
Как я долго ждал урока по этой теме. Спасибо Максим. Как всегда доступно объяснил. Теперь осталось переварить это и применять на практике.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 05 Мая, 15:23:02
Если силная доля попадает на одновременное звучание баса и мелодической ноты, то их обе нужно выделять?

Двойная нота уже выделяется за счёт баса. Тут главное чтобы бас не перекрывал своим гулом мелодическую ноту. То есть мелодическую ноту выделить сильнее чем бас.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: andry от 2011, 05 Мая, 15:40:03
Капец!!!
Я не нахожу разницы между произведениями.
Точнее, разницу в метрономе я слышу, а вот если его убрать, то одна 2\4 отличаются для меня от 3\4 только скоростью. :'(
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 05 Мая, 15:42:19
Капец!!!
Я не нахожу разницы между произведениями.


Значит случай тяжёлый. Надо слушать пока не услышишь. Без этого играть бессмысленно.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Trurl от 2011, 05 Мая, 15:55:02
Цитировать
Капец!!!
Я не нахожу разницы между произведениями.
Не нужно всё произведение слушать, возьми первые 2 (или 4) такта и послушай, на какие ноты делается ударение
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: andry от 2011, 05 Мая, 15:56:47
Режьте!!!! разницы почти не слышно. :'( :'( :'(
С акцентами на сильных долях понятно. Сколько нот и какой длительности всунуть в такт тоже понятно, но...
Разницы не слышу.
Я один такой???
Акцент на сильной доли слышу, а вот в целом разницы нет.
Т.е. если убрать метроном, то на 99% я не отличу, разве что быстрее-медленее, 2\4 от 3\4, а уж тем более от 4\4, и т.д. по списку :o
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: andry от 2011, 05 Мая, 16:04:56
Макс может для прояснения ситуации кинешь две мелодии одинаковые по нотам, но разные по ритму.
Попытаемся услышать ритм.
Я в ауте....
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: M@estro от 2011, 05 Мая, 16:28:03
Попробуй спеть мелодию выделяя первую ноту в такте (2/4 и 3/4)
2/4: ТА-та-та/ТА-та-та/ТА-та-та-та/ТА...
3/4: ТА-та-та-та/ТА-та-та-та-та-та/ТА...
Видишь совсем другая структура.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Trurl от 2011, 05 Мая, 16:43:39
И переступать на сильную долю с одной ноги на другую
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: M@estro от 2011, 05 Мая, 16:45:46
Sehr witzig!
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Trurl от 2011, 05 Мая, 16:47:04
Да я не шучу. Я так над мелодиями работаю :)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 05 Мая, 17:46:28
Для тех кто не слышит разницы добавил ещё примеры в исполнении компьютера (миди). С ярко выраженными акцентами.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: andry от 2011, 05 Мая, 17:52:18
Что могу сказать. Акценты оказывается слышу во всех случаях и в гитарном и в миди.
Только сказать что мелодии как-то от этого кардинально меняются не могу. Так, небольшие ньюансы.
Или все-таки они разные???
Т.е. если вслушиваться то найти отличия легко, а если слушать слитно то.....
Эх горе мне!!! :'(
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 05 Мая, 18:00:38
Цитировать
Только сказать что мелодии как-то от этого кардинально меняются не могу. Так, небольшие ньюансы.

Мелодии именно кардинально меняются. Меняются интонации, фразы, мотивы. Это другая музыка. Это всё равно что в словах и предложениях ударения менять. ЗАмок или заМОК.

Казнить нельзя. Помиловать!

или

Казнить! Нельзя помиловать. 

То же самое и в музыке. Это надо научиться слышать. Музыка это язык. И для неё действуют все те же правила что и для языка.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: andry от 2011, 05 Мая, 18:07:38
Цитировать
Мелодии именно кардинально меняются. Меняются интонации, фразы, мотивы. Это другая музыка.
Это я здесь один такой??? Который не слышит кардинально другую музыку в произведениях с одинаковой последовательностью нот?
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Trurl от 2011, 05 Мая, 18:13:09
Разница мне более-менее понятна, но не очевидна. Возможно просто пример не совсем удачный. Всё из-за быстрого пассажа в конце.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: kaps2 от 2011, 05 Мая, 18:50:21
Спасибо! Очень доступный и понятный урок!
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Max E. Kuznecov от 2011, 05 Мая, 18:54:27
Цитировать
Это я здесь один такой??? Который не слышит кардинально другую музыку в произведениях с одинаковой последовательностью нот?

Я тоже после нескольких прослушиваний не могу сказать что это разные мелодии, так что не один :)
Пошёл слушать ещё..
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: SkeLNL от 2011, 05 Мая, 18:57:52
Я вот заметил, что в М1 с размером 6/8 такты 1 и 2 сыграны очень похоже на 3/4, а 5 и 6 отличаются, четвертая доля звучит гораздо четче. Особенно это слышно на midi-записях. Это в 1 и 2 тактах не очень удачно расставлены акценты или я в чем-то заблуждаюсь?
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 05 Мая, 19:03:14
Цитировать
Это я здесь один такой??? Который не слышит кардинально другую музыку в произведениях с одинаковой последовательностью нот?

Я тоже после нескольких прослушиваний не могу сказать что это разные мелодии, так что не один :)
Пошёл слушать ещё..

Цитировать
Мелодии именно кардинально меняются. Меняются интонации, фразы, мотивы. Это другая музыка.
Это я здесь один такой??? Который не слышит кардинально другую музыку в произведениях с одинаковой последовательностью нот?


Ну что ж, значит урок действительно нужный и актуальный. Сейчас вы просто на том этапе, когда музыка воспринимается как последовательность нот, не более. Поэтому и игра неосмысленна и музыка не звучит.

Когда вы будете воспринимать музыку фразами, перейдёте на другой уровень. Появится осмысленность в исполнении, вас станет интересно слушать. Появится движение к смысловым долям такта, появятся "знаки препинания", вы начнёте говорить музыкой.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 05 Мая, 19:10:48
Я вот заметил, что в М1 с размером 6/8 такты 1 и 2 сыграны очень похоже на 3/4, а 5 и 6 отличаются, четвертая доля звучит гораздо четче. Особенно это слышно на midi-записях. Это в 1 и 2 тактах не очень удачно расставлены акценты или я в чем-то заблуждаюсь?

И в первом и во втором тактах явно слышится 6/8.  Без намёка на 3/4.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: SkeLNL от 2011, 05 Мая, 19:14:05
Е-мое, я, видимо, что-то не то включил. Сейчас - да=)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Max E. Kuznecov от 2011, 05 Мая, 19:14:17
Цитировать
Ну что ж, значит урок действительно нужный и актуальный. Сейчас вы просто на том этапе, когда музыка воспринимается как последовательность нот, не более. Поэтому и игра неосмысленна и музыка не звучит.

Когда вы будете воспринимать музыку фразами, перейдёте на другой уровень. Появится осмысленность в исполнении, вас станет интересно слушать. Появится движение к смысловым долям такта, появятся "знаки препинания", вы начнёте говорить музыкой.

Да, урок полезный. Я вот послушал-послушал ещё мелодии 1 и 2 и услышал разницу!!  В выделении сильной доли, она явная. Просто, действительно, для меня раньше (да и пока ещё и сейчас) это не несло кардинального изменения в восприятии. Этому нужно научиться.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: andry от 2011, 05 Мая, 19:57:19
Цитировать
Я вот послушал-послушал ещё мелодии 1 и 2 и услышал разницу!!
Разницу я тоже слышал с самого начала, я в целом воспринимаю обе мелодии как практически идентичные.
Будем слушать дальше.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: andry от 2011, 05 Мая, 20:10:26
Побег эксперементировать и тут-же вопрос:
В сильной доле такта бас и пауза в мелодии. Как играть? Выделять-ли бас?  И как выделить паузу в мелодии. Бас звучит полтакта.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Стёпа от 2011, 05 Мая, 20:27:25
да. бас является сильной долей в данном случае. если пауза и в мелодии и в басу на первую долю, значит в этом такте сильная доля отсутствует, но ощущается.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: andry от 2011, 05 Мая, 21:13:10
Цитировать
если пауза и в мелодии и в басу на первую долю, значит в этом такте сильная доля отсутствует, но ощущается.
Т.е., если я правильно понял, чисто технически это максимально возможная тишина?
Кстати когда я проиграл мелодию  в разных ритмах сам, тут-же услышал и прочувствовал кардинальное различие.
Другими словами для меня все встало на свои места.
А попытался я сыграть романс Гомеса в 4/4.
ИМХО в простых мелодиях это различие слышно хуже, а в более сложных прям очевидно.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Alexander Gerasimov от 2011, 05 Мая, 21:32:12
Цитировать
Это я здесь один такой??? Который не слышит кардинально другую музыку в произведениях с одинаковой последовательностью нот?
Я тоже прочитав и прослушав сначала мельком разницы не услышал. Удивился, и прочитал и прослушал все внимательно. Теперь разница очевидна, и самое главное я теперь знаю в чем отличие 3/4 от 6/8, раньше я не знал. А чтобы сходу слышать и понимать разницу между 3/4  и 6/8 мне кажется нужна еще тренировка.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 05 Мая, 21:46:35
Цитировать
Т.е., если я правильно понял, чисто технически это максимально возможная тишина?

Нет. Это просто отсутствие сильной доли (в звуке). Но она ощущается. Метр не слышим. Он чувствуется. Даже во время пауз.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: andry от 2011, 05 Мая, 22:30:17
Почитав еще пару статьей про метр, ритм, доли и акценты, могу сказать, что раньше я играл видимо правильно, но неосмысленно. Теперь стало интереснее, а самое главное стало очень интересно играть те мелодии, которые никогда не слышал. Раньше я их играть даже не пытался.
Вот такие пироги.
Чрезвычайно полезный урок!!!
Единственное, мне очень четко стало понятно про метр и ритм, в одной статье:
Проводя аналогию, можно сказать, что метр - это квадратные клеточки канвы, или, скажем, ровное чередование выступов в конструкторе "Лего". А "РИТМ" - это вышивка, сделанная по канве, или конструкция, выстроенная из "Лего". Вы можете вышить сколь угодно затейливый рисунок, пользуясь клеточками канвы. Рисунок этот может нисколько не напоминать квадратную сетку, он может полностью закрыть собой канву - но все-таки этот рисунок на нее опирается, от нее отталкивается. Без участия невидимой канвы, этот рисунок получился бы кривым, или совсем был бы невозможен. Метр - это нечто, существующее вечно и везде, как само пространство. А ритм - это узор, которым можно сделать видимым течение времени, и который держится на фундаменте метра.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 05 Мая, 22:50:40
Цитировать
Проводя аналогию, можно сказать, что метр - это квадратные клеточки канвы, или, скажем, ровное чередование выступов в конструкторе "Лего". А "РИТМ" - это вышивка, сделанная по канве, или конструкция, выстроенная из "Лего". Вы можете вышить сколь угодно затейливый рисунок, пользуясь клеточками канвы. Рисунок этот может нисколько не напоминать квадратную сетку, он может полностью закрыть собой канву - но все-таки этот рисунок на нее опирается, от нее отталкивается. Без участия невидимой канвы, этот рисунок получился бы кривым, или совсем был бы невозможен. Метр - это нечто, существующее вечно и везде, как само пространство. А ритм - это узор, которым можно сделать видимым течение времени, и который держится на фундаменте метра.

Да, можно и так сказать.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Света от 2011, 06 Мая, 16:34:12
У меня аналогия пульсации с качелями.
В размере 4/4:
Сильно оттолкнулась - кач-кач-кач - Подтолкнулась -кач-кач-кач
Качались на качелях с Мауро Джузеппе Серджо Панталео, ну совсем другое дело!
Этюд перестал быть плоским и звучит теперь в формате 3D )))
Пульсация - это как искусственное дыхание, вдыхает жизнь в произведение  :D
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: andry от 2011, 07 Мая, 17:32:26
Я нашел для себя способ разучивания. Теперь перед тем как играть что-либо я отстукиваю в ладоши ритмический рисунок (мелодические ноты) под метроном.
Очень помогает.
Может кому тоже пригодится.
Там только два критерия. Громкость хлопка(выражает сильные доли) и пауза между хлопками(выражает длительность нот).
Кстати Макс, если бы ты отстучал таким макаром первый пример в 2\4 и 3\4, я думаю многие(в т.ч. и я) сразу бы поняли о чем идет речь и где кардинальные различия.
И все таки я теперь для себя определяю три основных понятия в данной теме.
1. Метр (это либо двудольный, либо трехдольный)
2. Ритм (это 2\4, 3\4 и далее по списку)
3. Ритмический рисунок, это как раз индивидуально для каждого произведения отхлопанные мелодические ноты.
Если не прав поправьте.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 07 Мая, 20:11:39
Цитировать
2. Ритм (это 2\4, 3\4 и далее по списку)

Это не ритм. Это размер такта.

А ритм это твой пункт 3.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: andry от 2011, 07 Мая, 20:15:00
Здесь нарыл по ритму, что оказывается мы, славяне, вообще не очень ритмическая нация,т.е. генетически.
У нас больше акцент на мелодию, нежели на ритм.
Вон, оно чо....
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Tengiz от 2011, 08 Мая, 15:35:29
Режьте!!!! разницы почти не слышно. :'( :'( :'(
С акцентами на сильных долях понятно. Сколько нот и какой длительности всунуть в такт тоже понятно, но...
Разницы не слышу.
Я один такой???
Акцент на сильной доли слышу, а вот в целом разницы нет.
Т.е. если убрать метроном, то на 99% я не отличу, разве что быстрее-медленее, 2\4 от 3\4, а уж тем более от 4\4, и т.д. по списку :o

а я слышу разницу. это как дыхание... по разному звучит... надо вслушаться просто
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: i-gor от 2011, 18 Мая, 19:36:05
только сегодня нашел эту статью супер!  для меня это просто открытие какое то!
вчера читал про фразировку, сегодня ритм и метр!
хоть что то проясняется, слушать музыку становится все более интересно...
еще бы играть начать так  ;)
м1 в 6/8 больше понравилась :)

Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 18 Мая, 23:11:08
Скажите пожалуйста я правильно понял, что если размер2/4 то в одном такте две четвертные ноты, если 3/4 то три четвертные, если 6/8 то шесть восьмых нот, речь идет именно ведь о длительности нот?

если это так то вот вопрос:

в примере 4 ( М1  3/4)  в одном такте шесть восьмых нот?
при преобразовании М1 в 6/8 (пример 5) все равно в одном такте шест восьмых нот.

хотя в предыдущих примерах эта логика верна, сколько нот в такте указано в размере, столько нот в такте и есть реально.

чего то я недопонимаю, помогите разобраться


получается что в М1 записаном в размере три четверти вкралась ошибка ? и такт должен быть вдвое короче или ноты должны быть шестнадцатыми?

Ты явно чего-то не понял, но я не понял чего ты не понял. Путанно написал. В такте может быть сколько угодно нот, но общая их длительность, если сложить, должна быть равна размеру такта. Посмотри видео "ноты" из старого видеокурса. Мы там очень подробно про это рассказываем.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Vlady от 2011, 18 Мая, 23:23:09
Насколько я понял, kaps2, воспринял размер такта буквально - т.е. если написан размер 4/4, то в такте именно 4 ноты и именно четвертные. На самом деле размер указывает длительность такта. Т.е. в данном случае общая длительность каждого такта равна суммарной длительности четырех четвертных нот. При этом в такте, как написал Максим, нот может быть сколько угодно и к тому же любой длительности. Ограничение одно - их суммарная длительность внутри такта должна равняться четырем четвертным нотам (или, что тоже самое - двум половинным, или, что тоже самое, - одной целой). Например, в данном случае размера 4/4 в такте может быть 4 шестнадцатых, одна четвертная и одна половинная - в сумме они как раз и дают нужную длительность.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: kaps2 от 2011, 18 Мая, 23:39:57
Скажите пожалуйста я правильно понял, что если размер2/4 то в одном такте две четвертные ноты, если 3/4 то три четвертные, если 6/8 то шесть восьмых нот, речь идет именно ведь о длительности нот?

если это так то вот вопрос:

в примере 4 ( М1  3/4)  в одном такте шесть восьмых нот?
при преобразовании М1 в 6/8 (пример 5) все равно в одном такте шест восьмых нот.

хотя в предыдущих примерах эта логика верна, сколько нот в такте указано в размере, столько нот в такте и есть реально.

чего то я недопонимаю, помогите разобраться


получается что в М1 записаном в размере три четверти вкралась ошибка ? и такт должен быть вдвое короче или ноты должны быть шестнадцатыми?

Ты явно чего-то не понял, но я не понял чего ты не понял. Путанно написал. В такте может быть сколько угодно нот, но общая их длительность, если сложить, должна быть равна размеру такта. Посмотри видео "ноты" из старого видеокурса. Мы там очень подробно про это рассказываем.


спасибо за ответ, я пока писал все понял, поэтому удалил вопрос, не ожидал что так быстро будет ответ
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Inna от 2011, 19 Мая, 01:59:49
Отличный урок!  Мне было легче услышать изменения в мелодии в зависимости от размера, если напеть мелодию, виделяя сильные ноты голосом, и отстукивая ритм руками.  Спасибо, Макс. Очень полезная информация.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: i-gor от 2011, 19 Мая, 13:08:48
Цитировать
Например, в данном случае размера 4/4 в такте может быть 4 шестнадцатых, одна четвертная и одна половинная - в сумме они как раз и дают нужную длительность.
эта та понятно.. тут сложнее..
я понимаю kaps2 так как я раньше тоже так думал
пока статью не прочитал :)
попробую рассказать как я понял все это дело.. и может кто подскажет правильно ли это?

оказывается пульсация в музыке может быть всего тока двух видов -
сильная доля попадает либо на четный счет, либо на нечетный  по ихнему это - двухдольный или трехдольный метр :)

если вспомнить урок где мы хлопали под метроном, то
на одни и те же ноты в произведении можно хлопать по разному и в разных местах выделять сильную долю
но хлопать надо с циклическим чередованием

так вот если в этом цикле перед началом очередной сильной доли на нотном стане поставить черточку то мы выделим такт.
в этом такте кол-во хлопков  может быть четным или не четным, ну и соответственно верхняя цифра так же

а нижняя цифра - всегда четная, так как она задает длительность пауз между хлопками
причем меряется это в тех же единицах измерения, что и длительность нот! - вот в чем трудность :)
цифры относятся не к ритму а к метру!

теперь два вида примера у Максима:

пример 1 и пример 3
пример 4 и пример 5

1 и 3 - это двухдольные
4 и 5 - трехдольные

и если смотреть просто по нотному стану (по ритму, а не по метру) то можно запутаться так как
в случае 1 и 3 хлопаем с одинаковой частотой и просто изменяем через скока хлопков сделать ударение на сильную долю

1 - РАЗ два РАЗ два РАЗ два
3 - РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре

так как сильная доля переносится, то и увеличивается "время" такта и в него больше попадает нот из мелодии

а в случае 4 и 5
длительность такта не меняется соответственно и кол- во нот в нем не меняется, а меняется частота хлопания
увеличивается в два раза ( вместо четвертных хлопаем восьмыми)
между сильными долями мы делаем либо по три хлопка либо по 6, но 6 успеваем сделать в тоже время что и 3

еще вопрос
по сути можно ее сыграть и 6/4 но просто сильная доля далековато будет для прослушивания? на третий бас :)

или 3/8 слишком частое ударение будет? суета.. :)


Макса я кончено запутал, так как он по другому мыслит
но может кому то и поможет объяснение по рабоче-крестьянски :) если это все верно конечно..
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Стёпа от 2011, 27 Мая, 23:02:00
Цитировать
Забегаю вперёд. А как ещё можно выделить сильные доли, кроме громкости.
небольшим люфтом перед ней. это уже подключение агогики.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: ЛЕНА от 2011, 27 Мая, 23:28:07
Цитировать
Забегаю вперёд. А как ещё можно выделить сильные доли, кроме громкости.
небольшим люфтом перед ней. это уже подключение агогики.

Ёжики такие термины не понимают:
агогика, люфт...
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: AndreyDm от 2011, 27 Мая, 23:40:52

да... действительно непонятно,как-то интуитивно догадываюсь ::)  но всё же Стёпа разъясни если возможно :)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Стёпа от 2011, 28 Мая, 10:36:28
люфт - это небольшая оттяжка. но это нужно чувствовать. сейчас все оттягивать начнут и поломают метро-ритм.
она должна быть еле-еле заметная, но усиливающая, концентрирующая внимание слушателя на ней. Это лучше показать. может в каком-то уроке.
Агогика - это небольшие замедления, ускорения. При чём оба движения компенсируют друг друга. Если чуть ускорил в развитии фразы, будь добр на столько же замедлить в её окончании.
При чём ускорения и замедления равномерные, постепенные, закономерные.
Пока не научился идеально ровно играть с метрономом и без него, ни о какой агогике говорить нельзя.
Потому что, только тогда ты сможешь контролировать логичные ускорения и замедления.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: M@estro от 2011, 28 Мая, 22:46:38
"LUFT" - перевод с немецкого "ВОЗДУХ" (отсюда - "ЛЮФТВАФФЕ"(Luftwaffe) "Воздушное оружие"(ВВС)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Wladimir-Pak от 2011, 31 Мая, 15:34:39
Lüft, в немецком имеет и значение,как зазор между строительными элементами,а в Русском языке также значение,как холостой ход в механике. На старых автомобилях например. В старых кинофильмах это видно как шофера крутят руль,так сказать ловят дорогу.У хорошо отрегулированой машины должен быть очень т.е.незначительны х.ход.Одна женщина пошла  на крсы по вожденею а.мобиля и стала крутить руль,влево.вправо.
На что инструкор спрашивает,что вы делаете? Ответ последовал я это видела в кино.Ну,что улыбнулись? Эначит писалось не зря.Удачи всем и во всём.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Tair от 2011, 04 Августа, 13:20:34
Здравствуйте, Максим! не могли бы вы поподробнее дать расшифровку нот? никак не могу понять как их читать и соответсвенно проигрывать! Спасибо заранее!
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 04 Августа, 13:24:47
Здравствуйте, Максим! не могли бы вы поподробнее дать расшифровку нот? никак не могу понять как их читать и соответсвенно проигрывать! Спасибо заранее!

Смотри видеоуроки с самого начала. Старые и новые.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: shayen от 2011, 21 Августа, 00:45:18
Большое спасибо за данный урок, благодаря ему гораздо лучше смог разобраться с ритмом, в литературе всё это описано, но без показа всего этого на практике с теорией не разобраться.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Apple от 2011, 21 Августа, 00:53:04
Большое спасибо за данный урок, благодаря ему гораздо лучше смог разобраться с ритмом, в литературе всё это описано, но без показа всего этого на практике с теорией не разобраться.
Я не преподаватель, но учил себя так:

Берем любое произведение, читаем теорию о том, какая нота 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16
Включаем метроном, берем гитару. Дергаем струну и ждем 16 ударов. Звука нет, но метроном тикает. 14, 15, 16 ... НОТА!
Это целая нота. Дергаем струну снова и ждем 8 секунд - это 1/2, т.е. половинная.
Дальше ждем 4 удара, 2 и 1 соответственно.

Потом изменяем  длину нот относительно (8 ударов на ноту), потом - в идеале - удар на одну четвертную, где четыре удара - целая.

Так учился слышать длительность нот я.
Ноты с точкой как играть - подумай сам =)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Иван73 от 2011, 04 Сентября, 22:19:32
Разницу, как ни странно, почувствовал. Хотя память на мелодии откровенно слабая. Видать, поднаторел в похожих упражнениях ранее... Эту разницу мог бы выразить так (по примерам 1-3). Очевидно, что 1 - оригинальное произведение со своей идеей, 3 - версия, а 2 - насилие над ней. Интересно, если оригинальным окажется 2, а 1 и 3 производными... Разница между 1 и 3 в том, что в 1 все четко, последовательно, ожидаемо для слуха, а в 3 менее остро, более закругленно как-то, как некая накачка - ты ожидаешь сильную ноту, а ее нет. Как то так...
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Bоris от 2011, 26 Сентября, 20:01:18
Интересно получается =)
Если одна и та же мелодия играется сначало в двух четвёртых , а потом  в четырех четвёртых, то по сути ничего не меняется, такт то в 2 раза больше, и сильных нот в 2 раза больше ) ( только одна полусильная становится)
я правильно понял ?
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 26 Сентября, 20:11:10
Интересно получается =)
Если одна и та же мелодия играется сначало в двух четвёртых , а потом  в четырех четвёртых, то по сути ничего не меняется, такт то в 2 раза больше, и сильных нот в 2 раза больше ) ( только одна полусильная становится)
я правильно понял ?

Да, практически почти ничего не меняется.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: antikvar2 от 2011, 13 Октября, 13:36:08
я наверное самый трудный, потому что я вообще ничего не понимаю  :o
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Mihaill от 2012, 06 Февраля, 01:52:10
http://ru.wikipedia.org/wiki/ (http://ru.wikipedia.org/wiki/)Метр_(музыка) - На википедии интересное определение метра.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Виктор_ от 2012, 30 Июня, 09:33:40
Здрвствуйте Максим, каак я понял на начальном этапе наша задача просто выделять сильные доли динамически, вот у меня возниктакой вопрос, например произведение..(размер 3/4) первую ноту выделяем,остальные две чуть тише, далее второй такт опять первую выделяем остальные две,чуть тише,но тогда получается что сильные нотки как бы выстреливают,значит нужно  подводить к сильной доли не так ли?..или этого не не нужно делать? ааа я запутался)) подскажите пожалуйста))..
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 30 Июня, 10:20:52
Здрвствуйте Максим, каак я понял на начальном этапе наша задача просто выделять сильные доли динамически, вот у меня возниктакой вопрос, например произведение..(размер 3/4) первую ноту выделяем,остальные две чуть тише, далее второй такт опять первую выделяем остальные две,чуть тише,но тогда получается что сильные нотки как бы выстреливают,значит нужно  подводить к сильной доли не так ли?..или этого не не нужно делать? ааа я запутался)) подскажите пожалуйста))..

Нужно чувствовать меру. Выделять мягко. Даже не выделять специально. Это пульсация, она должна быть слышна, ощутима. Словами этого не опишешь. Слушайте. На все вопросы должны отвечать уши.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Виктор_ от 2012, 30 Июня, 16:39:48
Здрвствуйте Максим, каак я понял на начальном этапе наша задача просто выделять сильные доли динамически, вот у меня возниктакой вопрос, например произведение..(размер 3/4) первую ноту выделяем,остальные две чуть тише, далее второй такт опять первую выделяем остальные две,чуть тише,но тогда получается что сильные нотки как бы выстреливают,значит нужно  подводить к сильной доли не так ли?..или этого не не нужно делать? ааа я запутался)) подскажите пожалуйста))..

Нужно чувствовать меру. Выделять мягко. Даже не выделять специально. Это пульсация, она должна быть слышна, ощутима. Словами этого не опишешь. Слушайте. На все вопросы должны отвечать уши.
Спасибо Максим что уделяете время мне бездарю:DТеоретически я всё понял,без сомнения.. но нужно учится слышать слушать чувствовать,буду учится, огромное спасибо!!
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: JewChef от 2012, 30 Июня, 18:11:45
Виктор, если позволите, поделюсь с Вами своим опытом (употребляю заданную Вами форму общения на Вы ;) ):

1) Сначала, на мой взгляд, неплоxо было бы просто выделять сильные и относительные доли - даже если это звучит резковато. Это полезно для того, что бы ощутить пульсацию и выдерживать ритм.
2) Если с этим этапом у Вас проблем нет, то можно переxодить к следующему - плавный приxод к акцентам, т.е. другими словами "сглаживаем углы". В результате должна уйти "долбёжка" но чувство пульсации должно соxраняться.
3) На третьём этапе начинаем работать с акцентами в произведении соxраняя пульсацию. Специально сильные доли больше не выделяем, выделяем только кульминации в произведении, но при этом соxраняя чуство пульсации.

На всеx трёx этапаx нужно тонко пользоваться ушами. :)

Ну вот как-то так... :)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Виктор_ от 2012, 30 Июня, 21:27:40
Виктор, если позволите, поделюсь с Вами своим опытом (употребляю заданную Вами форму общения на Вы ;) ):

1) Сначала, на мой взгляд, неплоxо было бы просто выделять сильные и относительные доли - даже если это звучит резковато. Это полезно для того, что бы ощутить пульсацию и выдерживать ритм.
2) Если с этим этапом у Вас проблем нет, то можно переxодить к следующему - плавный приxод к акцентам, т.е. другими словами "сглаживаем углы". В результате должна уйти "долбёжка" но чувство пульсации должно соxраняться.
3) На третьём этапе начинаем работать с акцентами в произведении соxраняя пульсацию. Специально сильные доли больше не выделяем, выделяем только кульминации в произведении, но при этом соxраняя чуство пульсации.

На всеx трёx этапаx нужно тонко пользоваться ушами. :)

Ну вот как-то так...
ахаха))) Евгений подкололи))) правда,классно подмечено))) спасибо что и вы уделяете мне время)) большое спасибо,буду пробывать и как вы говорите)))!
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: JewChef от 2012, 01 Июля, 13:08:22
Цитировать
ахаха))) Евгений подкололи))) правда,классно подмечено)))

Признаться, я не подкалывал вовсе ;) По умолчанию у нас форма обращения на "ты", но если кто-то обращается на "Вы" то мне сложно такому человеку сказать "ты" - поэтому и написал. Если я что-то не правильно истолковал - можем перейти на "ты" :)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Виктор_ от 2012, 01 Июля, 17:35:06
Цитировать
ахаха))) Евгений подкололи))) правда,классно подмечено)))

Признаться, я не подкалывал вовсе ;) По умолчанию у нас форма обращения на "ты", но если кто-то обращается на "Вы" то мне сложно такому человеку сказать "ты" - поэтому и написал. Если я что-то не правильно истолковал - можем перейти на "ты" :)
Я с удовольствием перейду на ты))) Просто я привык с друзьями,хнакомыми иногда говорить на вы)))Напоминает 18 19 век, как я считаю лучшие время в русской культуре)))..
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: JewChef от 2012, 01 Июля, 20:14:56
OK' тогда на ТЫ ;)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: lexx от 2012, 21 Сентября, 17:35:02
Люди добрые, подскажите, как в зеленых рукавах считается размер такта 6/8. Как 6 получается??
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Pasha72 от 2012, 21 Сентября, 17:46:40
Люди добрые, подскажите, как в зеленых рукавах считается размер такта 6/8. Как 6 получается??

6/8 - это шестидольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. При игре можно считать 1,2,3,1,2,3... и т.д.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: desevg от 2012, 14 Октября, 10:14:33
А есть табулатура к Пример 4, а то концовку не могу подобрать? и по-моему там не все ноты или я что-то не понял?
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Garfunkel от 2012, 19 Октября, 21:34:40
А есть табулатура к Пример 4, а то концовку не могу подобрать? и по-моему там не все ноты или я что-то не понял?

Учебная пьеса М1 - http://school.4igi.ru/index.php?topic=1169.0 (http://school.4igi.ru/index.php?topic=1169.0) . Табулатура на нашем ресурсе под запретом. Но по указанной ссылке можно найти видео, по нему можно понять как играть.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: desevg от 2012, 20 Октября, 07:36:44
Да, я уже с ориентировался, спасибо большое :) По табулатуре понял, буду исправляться. Начал смотреть уроки, очень интересно. Очень хорошее дело делаете.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: ivasy от 2012, 04 Ноября, 02:31:54
Если бы не эта статья, так и думала бы, что 3/4 и 6/8 одно и то же. Три недели прелюд Каркасси играла неправильно, а он, оказывается, совсем по-другому должен звучать.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Bik от 2012, 22 Ноября, 20:58:38
Капец!!!
Я не нахожу разницы между произведениями.

Разница конечно есть, но так ли она велика?
Просто несколько способов сыграть ОДНУ И ТУ ЖЕ МЕЛОДИЮ!! НОТЫ ОДИНАКОВЫЕ!! Нажал раньше, нажал позже.
Это как стихотворение читать, не все тараторят). Можно одно и тоже произведение по разному прочитать, но смысл его не изменится.

Если Вы запишите чью то мелодию в другом размере (на пластинку), Вас назовут плагиатором, ведь так? Все поймут, что ЭТО тоже самое.

Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: ces от 2012, 22 Ноября, 21:18:35
)))) Можно и разговаривать, ставя ударение на другие слоги:  "здравствуйтЕ", "яблОко", "прИшел", "правдА здорОво?!"...  И все поймут, что хотел сказать (только не сразу). А потом направят полечиться. ))
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Asя от 2012, 09 Декабря, 23:35:53
Слушаю уже N-ный раз. Пока слышу, что 4-я чем-то отличается от 5-й. Ну и что 2-я какая-то более грустная, чем 1-я. Всё. Кошмар. Я не знала, что у меня так плохо со слухом. Чего делать то?  :'(
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: JewChef от 2012, 10 Декабря, 03:38:32
Ты миди слушаешь или исполнение Макса?

Я в миди между 4-й и 5-й версией мелодии М1 тоже разницы не слышу (не уверен, что она там есть в принципе!). А вот в исполнении Макса разницу слышу чётко.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 10 Декабря, 23:53:16
Цитировать
Я правильно понял, что в размере 6/8 первая нота-бас самая сильная, а четвёртая относительно-сильная? 

Да. Но на первую долю не обязательно бас может попадать. И мелодия тоже.

Цитировать
Бас должен держаться  как раз до четвёртой ноты а затем глушиться?

Откуда такая информация? Из чего это следует? :) Бас держится держится до следующего баса и глушится как раз перед ним. А следующий бас может быть на любой доле такта.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Asя от 2012, 11 Декабря, 00:40:05
Ты миди слушаешь или исполнение Макса?

Я в миди между 4-й и 5-й версией мелодии М1 тоже разницы не слышу (не уверен, что она там есть в принципе!). А вот в исполнении Макса разницу слышу чётко.

Простите, это Вы мне? ))

Я слушала и то и то. В миди вариантах разница чётко показана. Да. Но это ж не то!
Было сказано, что это разные произведения, хоть и теми же нотами. Как разные мысли одними и теми же словами.
Может нужно внимательнее следить за нотами?..
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 11 Декабря, 11:25:39
Цитировать
Было сказано, что это разные произведения, хоть и теми же нотами. Как разные мысли одними и теми же словами.
Может нужно внимательнее следить за нотами?..

Да, это два разных произведения. Как:

Казнить нельзя помиловать. От запятой смысл меняется на противоположный. Или зАмок-замОк. Или интонация предложения. Я хочу знать? Я хочу знать! Это разные слова и предложения. То же самое и в музыке.

И следить надо внимательно не за нотами, а за интонацией, фразировкой. Не научитесь слышать и воспроизводить интонацию - не станете музыкантами.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Olen_Hullu от 2013, 17 Марта, 21:17:09
Голова лопается от этих бесконечных цифр! *yyy* Ничего не понимаю!  *BANG*
Везде эта математика!   *yyy*
 ;D
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: HQ от 2013, 20 Июня, 08:25:20
Урок просто откровение для меня  ???  спасибо огромное
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Андрей Сырчин от 2013, 06 Июля, 12:20:39
Макс, у меня нексколько вопросов. Если это уже спрашивали, извиняюсь, я все страницы не читал :)
1. При переменном размере первый размер относится к затакту или к такту, который следует за ним?
2. Например, 5/4 - это сложный размер или простой? (Да, его нельзя разбить на два одинаковых, но всё же...). Если простой, то как в нём группируются ноты по рёбрам?
3. Это не по ритму, но не знаю, где ещё спросить. При нумерации тактов затакт считается нулевым или первым?
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2013, 06 Июля, 13:55:16
Макс, у меня нексколько вопросов. Если это уже спрашивали, извиняюсь, я все страницы не читал :)
1. При переменном размере первый размер относится к затакту или к такту, который следует за ним?
2. Например, 5/4 - это сложный размер или простой? (Да, его нельзя разбить на два одинаковых, но всё же...). Если простой, то как в нём группируются ноты по рёбрам?
3. Это не по ритму, но не знаю, где ещё спросить. При нумерации тактов затакт считается нулевым или первым?

1. Вопрос не понятен. Переменный размер это например когда в одном произведении есть такты по 3/4, 4/4, 2/4 итд.  Все как обычно, только у каждого такта свой размер.

2. Сложный. Состоит из двух простых. 2/4+3/4  или наоборот. Ноты группируются по четвертям.

3. По строгим правилам теории музыки - нулевым. А вот в программах типа GuitarPro - первым. Вообще, при всех достоинствах этой программы (GuitarPro последней версии), не могу отделаться от ощущения, что её писали не профессиональные музыканты, а гитаристы - самоучки. Это во многих мелочах заметно. Хотя, повторюсь, 6 версия уже приближается к стандартам нотной записи, в то время как прошлые версии в этом плане вообще ноль :)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Андрей Сырчин от 2013, 06 Июля, 16:14:24
Спасибо за ответ. В первом вопросе я имел ввиду постояннопеременный размер, то есть когда в начале произведения стоит два размера. Например, стоит 3/4, и сразу после этого написано 4/4. И размер чередуется потактово - сначала 3/4, следующий такт - 4/4, потом опять 3/4 и т. д. Так вот вопрос: "сначала" - это затакт или первый такт?

P. S. Guitar Pro не люблю. Гораздо приятней смотреть на тексты, набранные в профессиональном редакторе. Даже 6-я версия - не то.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2013, 06 Июля, 17:00:37
Цитировать
В первом вопросе я имел ввиду постояннопеременный размер, то есть когда в начале произведения стоит два размера. Например, стоит 3/4, и сразу после этого написано 4/4. И размер чередуется потактово - сначала 3/4, следующий такт - 4/4, потом опять 3/4 и т. д.

Я даже такого не встречал ни разу на практике. В таких случаях обычно пишут 7/4 и расшифровывают 3+4.

Цитировать
И размер чередуется потактово - сначала 3/4, следующий такт - 4/4, потом опять 3/4 и т. д. Так вот вопрос: "сначала" - это затакт или первый такт?

В любом случае тут о затакте речь идти не может, так как все такты полные. Затакт это неполный первый такт, и он может быть только один в произведении.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Андрей Сырчин от 2013, 06 Июля, 17:35:26
Всё, нашёл ответ на свой вопрос. Оказывается, надо было погуглить по-другому - вместо "переменный размер" искать "переменный метр". http://music-teoria.ru/ritm/peremennye-metry (http://music-teoria.ru/ritm/peremennye-metry)
Там второй пример - сочинение Скрябина - как раз то, о чём я спрашиваю. В начале указано 5/8 4/8, при этом размер 5/8 имеет первый такт, значит, затакт не считается.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: igrab от 2013, 07 Июля, 01:01:59
Хотя, повторюсь, 6 версия уже приближается к стандартам нотной записи, в то время как прошлые версии в этом плане вообще ноль :)
Может открыли для себя эту школу)))
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: ни-Po от 2013, 12 Июля, 22:50:07
Вот тупая!Только сейчас,прочитав этот урок,поняла почему у меня М1 звучит не так,как у Макса.Да и не только она.Где же моя головушка была?Ну что ж,опять начнем учиться.Спасибо,Макс,за урок!
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Марков от 2013, 13 Июля, 20:27:32
Здравствуйте, товарищи по увлечению. Наконец-то, я нашел интересную устраивающую видеошколу, в которой, с позволения организаторов, хотел бы поучиться. Спасибо организаторам, в качестве посильной помощи купил две аранжировки Максима.
Не хотелось бы двигаться дальше, если в самом начале остаются вопросы. По теме метра все вроде понятно, но "Лунная Соната" Бетховена, простая вроде бы с точки зрения размера, ввела в некоторые заблуждения.
На первом рисунке те ноты и табы, который были все время у меня, пока не "запаривался" на тему размеров и долей вопросов не было. Теперь вижу, что математически все верно - 3/4 = 12 нот/по 16-й каждая - трехдольный такт, сильная доля в начале, но уши хотят разделить такт на 4 доли, каждая из которых начинается басом, а в моих нотах бас уплывает в предыдущую долю. Может , и не должно быть слышимое разделение долей внутри такта? Может, тут все верно записано?
 
На втором рисунке еще одна версия Сонаты, популярная в сети, с восьмыми нотами, без указания размера. Вычисляем размер = 6/4 - по теории - сложный (составной) размер, разбиваем на 3/4 + 3/4 - два трехдольных "подтакта"  (извиняюсь, что придумываю терминологию) - выделяем первую долю такта и немного третью долю - как раз на первый и третий бас -  все верно? так мне нравится больше, но смущаем, что не каждая доля в трехдольных "подтактах " может быть выделена и обособлена на слух. Опять же, может, этого и не должно быть?

Последний рисунок, и вовсе, заставил меня усомниться в своих математических способностях или математических способностях автора.

Пардон за длинный вопрос, но коль скоро, метр - фундамент музыкального здания, не хотелось бы начинать выкладывать стены не понять на что))

ПС: и еще маленький вопрос возник: выделять в игре необходимо первую ноту сильной доли или её всю, т.е., все её ноты?
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Андрей Сырчин от 2013, 13 Июля, 21:44:38
Самый правильный вариант - второй. Размер - 2/2 (перечёркнутая "С"). Четыре триоли. Триоль здесь равна 1/4 (три триольных восьмых играются как две обычных восьмых).
Вообще, не рекомендую пользоваться записями, в которых присутствуют табы. Как правило, набирается оно дилетантами. Я встречал табы ВАЛЬСА, набранные в 4/4. Здесь вот наоборот :).
Выделяется только первая нота сильной доли. Здесь 2/2, выделяется только первая доля в каждом такте.

Только ноты во втором варианте - для ф-но. Нужно переложение для гитары. Я не думаю, что можно сделать хорошее переложение для гитары этого произведения. Большинство этих переложений (если не все) сделаны любителями, примеры вы уже привели ;)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Garfunkel от 2013, 14 Июля, 10:41:59
В основном вопросы возникли из-за незнания в должной мере музыкальной нотации. Можно посмотреть в этой теме - http://school.4igi.ru/index.php?topic=278.0 (http://school.4igi.ru/index.php?topic=278.0) . В частности как уже сказал выше Андрей знак похожий на перечеркнутую букву "C" (алла бреве) обозначает размер 2/2 (кстати, неперечеркнутая буква "С" обозначает размер 4/4). А также триоли - "группа из трёх нот одинаковой длительности, в сумме по времени звучания равная двум нотам той же длительности".

Цитировать
Нужно переложение для гитары. Я не думаю, что можно сделать хорошее переложение для гитары этого произведения. Большинство этих переложений (если не все) сделаны любителями, примеры вы уже привели

У меня есть переложения Тарреги, Барриоса Мангоре , Синкополли, Исакова и других. Выложил тут - http://school.4igi.ru/index.php?topic=105.msg51595#msg51595 (http://school.4igi.ru/index.php?topic=105.msg51595#msg51595)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Андрей Сырчин от 2013, 14 Июля, 13:07:14
У меня есть переложения Тарреги, Барриоса Мангоре , Синкополли, Исакова и других. Выложил тут - [url]http://school.4igi.ru/index.php?topic=105.msg51595#msg51595[/url] ([url]http://school.4igi.ru/index.php?topic=105.msg51595#msg51595[/url])


Ого, сколько их, оказывается! Спасибо, буду знать )
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Марков от 2013, 15 Июля, 09:05:25
Спасибо за ответы, друзья. За ноты Лунной Сонаты отдельное спасибо)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: AndreySukhov от 2014, 08 Ноября, 19:14:43
Тоже не сразу УСЛЫШАЛ разницу между 3/4 и 6/8. Но все же УСЛЫШАЛ и понял, в чем она выражается  ;D
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Good Mage от 2015, 16 Января, 13:11:13
Интересная статья от Адама по поводу ритма:
http://www.adamrafferty.com/2013/01/17/how-to-build-your-own-fingerstyle-guitar-arrangements-part-1/ (http://www.adamrafferty.com/2013/01/17/how-to-build-your-own-fingerstyle-guitar-arrangements-part-1/)

Метроном он порекомендовал выкинуть  :D
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: JewChef от 2015, 16 Января, 14:36:23
Хорошая статья. Суть в двух словах: если делаете аранжировку, то начинайте с мелодии. Мелодия - самое важное в произведение и под неё подстраиваются все остальные фактурные компоненты: под готовую мелодию подбирается бас и последним шагом - ноты гармоничесеого заполнения. Начинать аранжировку с подбора аккоров - тупиковый вариант.

Но чего-то я не нашёл в статье рекомендации выкинуть метроном...
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Good Mage от 2015, 16 Января, 16:26:10
Но чего-то я не нашёл в статье рекомендации выкинуть метроном...


Эхх не ту ссылку дал.. читал две статьи одновременно  :)

Извиняюсь, вот правильная:
http://www.adamrafferty.com/2013/02/04/rhythm-pitch-and-your-musical-soul/ (http://www.adamrafferty.com/2013/02/04/rhythm-pitch-and-your-musical-soul/)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: kvarus от 2015, 26 Января, 13:37:16
Хорошая статья. Суть в двух словах: если делаете аранжировку, то начинайте с мелодии. Мелодия - самое важное в произведение и под неё подстраиваются все остальные фактурные компоненты: под готовую мелодию подбирается бас и последним шагом - ноты гармоничесеого заполнения. Начинать аранжировку с подбора аккоров - тупиковый вариант.

Но чего-то я не нашёл в статье рекомендации выкинуть метроном...



все зависит от направления (стиль муз)
пример 1 композиции

Аквариум "Этот поезд в огне" (http://www.youtube.com/watch?v=P1nAnLzcfrY#)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Darth_Sweater от 2015, 21 Августа, 15:24:09
Друзья, правильно ли я понял?

если размер такта 2/4 и в нем, положим, 4 восьмых ноты. сильная доля будет приходиться на первую ноту? и больше сильной доли не может быть в такте, сколько бы нот этот такт не содержал?
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: Максим Чигинцев от 2015, 21 Августа, 21:49:15
Друзья, правильно ли я понял?

если размер такта 2/4 и в нем, положим, 4 восьмых ноты. сильная доля будет приходиться на первую ноту? и больше сильной доли не может быть в такте, сколько бы нот этот такт не содержал?

Да, метрически сильная доля в размере 2/4 приходится только на первую ноту. Но это не значит что в такте не может быть акцентов на других долях. Просто нужно различать метрически сильную долю и акцент, это разные вещи, хотя звучать могут одинаково.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: ceylan от 2015, 15 Ноября, 22:46:35
Мне кажется, надо постепенно учиться  чувствовать музыку... а если думать обо всём этом - свихнуться можно  :-\ Материал очень нужный и полезный, но небольшими дозами :)
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: andre947052 от 2015, 07 Декабря, 20:05:32
Добрый вечер. В Примере 1 там где идут четыре шестнадцатых нот подряд  акцентируется только первая из них или все?
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: mjt от 2015, 07 Декабря, 20:11:18
Акцентируется только первая.  Только над ней указан соответствующий значок, и только она попадает на удар метронома.  Так же как в 3м такте где две 8е - из них только первая сильная.
Название: Re: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Отправлено: era101 от 2017, 02 Апреля, 10:09:23
Добрый день! Максим!  Огромное Вам спасибо за такое простое и понятное объяснение!!! Отдельное спасибо за примеры!!!  Они мне очень пригодились ваши примеры  демонстрации метра и ритма  для занятия по музыкальности в танго.