Гитарный форум Максима Чигинцева

Уроки => Нотная грамота => Тема начата: Максим Чигинцев от 2014, 22 Марта, 14:59:38

Название: Урок 9. Случайные и ключевые знаки альтерации
Отправлено: Максим Чигинцев от 2014, 22 Марта, 14:59:38
Урок 9. Случайные и ключевые знаки альтерации.


В этом уроке мы вернемся к знакам альтерации. Диезам и бемолям. Они бывают двух видов. Случайные и ключевые.



Случайные знаки альтерации.

Случайные знаки альтерации это те диезы или бемоли, которые находятся перед нотой. Они действуют на все ноты этой же высоты в пределах текущего такта.

Рассмотрим на примере действие случайных знаков альтерации

(http://school.4igi.ru/MGalleryItem.php?id=470)

Красным обозначены ноты, на которые распространяется действие знаков альтерации. Обратите внимание на то, что диезы стоят только у первых нот Соль, у остальных нот Соль в такте диезов нет, но тем не менее это все равно ноты Соль-диез, то есть повышенные.

А вот на ноты Соль, которые находятся в следующем такте, эти диезы уже не действуют. Но зато в следующем такте включается другой диез - До-диез. И он тоже действует не только на До, перед которой написан, но и на следующую До в такте. В следующем такте этот знак уже не будет действовать.

Тут надо уточнить один момент. Случайный знак альтерации действует только на ноту той октавы, перед которой написан. На одноименные ноты в других октавах он не действует. Посмотрите, в первом такте обе повышенные ноты - Соль. Но знак пришлось поставить два раза, для Соль каждой октавы.



Ключевые знаки альтерации.

Ключевые знаки альтерации это те, что ставятся у ключа, в начале каждой строки. Они действуют на все одноименные ноты любой октавы на протяжении всего произведения или до смены ключевых знаков. В произведении несколько раз могут меняться ключевые знаки.

Пример ключевых знаков:

(http://school.4igi.ru/MGalleryItem.php?id=469)

Здесь ключевые знаки это Фа-диез и До-диез. Они действуют на любые ноты Фа и До, которые встречаются в произведении.

Знак отмены - бекар.

Бекары также бывают случайными и ключевыми. Случайные бекары отменяют действие случайных знаков альтерации, а ключевые бекары - ключевых. Случайный бекар действует в пределах текущего такта, ключевой - до следующей смены ключевых знаков или конца произведения.

Пример случайного бекара:

(http://school.4igi.ru/MGalleryItem.php?id=473)

Обратите внимание на нижнюю Соль-бекар во второй половине первого такта. Бекар выключил диез для этой Соль до конца такта.

Пример ключевых бекаров:

(http://school.4igi.ru/MGalleryItem.php?id=472)

В третьем такте два ключевых бекара выключают два ключевых диеза. Действие бекаров будет продолжаться либо до новых ключевых знаков, либо до конца произведения. При этом ключевые бекары, как и диезы с бемолями, действуют на одноименные ноты вне зависимости от октавы.



Выводы.

Случайные знаки альтерации действуют только на протяжении текущего такта и только на ноту той октавы, перед которой написаны. В следующем такте автоматически происходит их полная отмена.

Ключевые знаки альтерации действуют до следущей смены ключевых знаков, либо до конца произведения. Ключевые знаки действуют на одноименные ноты вне зависимости от октавы.
Название: Re: Урок 9. Случайные и ключевые знаки альтерации
Отправлено: ТиграН от 2014, 04 Апреля, 17:14:17
Максим ключевые знаки стоят только в начале произведения ?
Название: Re: Урок 9. Случайные и ключевые знаки альтерации
Отправлено: Garfunkel от 2014, 04 Апреля, 17:24:08
Цитировать
Максим ключевые знаки стоят только в начале произведения ?
Эти знаки потому и называются ключевыми, что стоят при ключе, то есть - в начале произведения. В остальных местах знаки альтерации называются случайными.
Название: Re: Урок 9. Случайные и ключевые знаки альтерации
Отправлено: ТиграН от 2014, 05 Апреля, 13:56:19
Тогда как 2 бекара стоят в 3 такте, и называются ключевыми ?
Название: Re: Урок 9. Случайные и ключевые знаки альтерации
Отправлено: Максим Чигинцев от 2014, 05 Апреля, 14:43:07
Тогда как 2 бекара стоят в 3 такте, и называются ключевыми ?

Ключевые знаки могут измениться в любой момент. Если они меняются в середине произведения, то ставятся не у ключа, а у тактовой черты, как правило двойной.
Название: Re: Урок 9. Случайные и ключевые знаки альтерации
Отправлено: ТиграН от 2014, 07 Апреля, 19:53:32
Спасибо понятно.
Название: Re: Урок 9. Случайные и ключевые знаки альтерации
Отправлено: Tom от 2015, 19 Июня, 10:29:24
Цитировать
Случайные бекары отменяют действие случайных знаков альтерации, а ключевые бекары - ключевых.
Случайные бекары могут отменять действие ключевых знаков альтерации в пределах одного такта?
Название: Re: Урок 9. Случайные и ключевые знаки альтерации
Отправлено: Максим Чигинцев от 2015, 19 Июня, 10:56:18
Цитировать
Случайные бекары отменяют действие случайных знаков альтерации, а ключевые бекары - ключевых.
Случайные бекары могут отменять действие ключевых знаков альтерации в пределах одного такта?

Да. Случайные бекары отменяют действие ключевых знаков в пределах текущего такта.
Название: Re: Урок 9. Случайные и ключевые знаки альтерации
Отправлено: Tom от 2015, 19 Июня, 12:47:58
Спасибо.