Гитарный форум Максима Чигинцева

Уроки => Нотная грамота => Тема начата: Trurl от 2011, 15 Февраля, 14:27:47

Название: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 14:27:47
Линии 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6a/Music-staff.png/100px-Music-staff.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-staff.png)Но́тный стан (нотоно́сец) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD)
 Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням диатонического звукоряда (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4). Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0).

(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/Music-ledger.png/100px-Music-ledger.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-ledger.png)
Доба́вочные ли́нии

 применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Добавочные линии носят названия порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз).
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d9/Music-bar.png/100px-Music-bar.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-bar.png)
Та́ктовая черта́

 Используется для отделения тактов (см. Метр (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F#.D0.9C.D0.B5.D1.82.D1.80) ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c8/Music-doublebar.png/100px-Music-doublebar.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-doublebar.png)
Двойна́я та́ктовая черта́

 Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1f/Music-dottedbar.png/100px-Music-dottedbar.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-dottedbar.png)
Пункти́рная та́ктовая черта́

 Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2d/Accolade.svg/30px-Accolade.svg.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Accolade.svg)Акколада (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0), скобка
 Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные может применяться соответственно акколада или скобка (не показана).
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 14:29:15
Ключи

 Ключ (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%8E%D1%87_%28%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%29) определяет диапазон высот, или тесситуру (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0), нотоносца, на котором он размещён. Как правило, ключ — это первый слева символ на нотоносце. Дополнительные ключи могут быть расположены в середине нотоносца, обозначая смену регистра для инструментов с широким диапазоном звучания. В старой музыке ключи могли быть помещены на любую из линий стана.
 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/3/33/%D0%9A%D0%BB%D1%8E%D1%87_c%D0%BE%D0%BB%D1%8C.svg/100px-%D0%9A%D0%BB%D1%8E%D1%87_c%D0%BE%D0%BB%D1%8C.svg.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9A%D0%BB%D1%8E%D1%87_c%D0%BE%D0%BB%D1%8C.svg)Ключ «соль»
 Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0) (приблизительно 392 Гц (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/71/392Hz.ogg)). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0) на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d4/Music-Cclef.png/100px-Music-Cclef.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-Cclef.png)Ключ «до»
 Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0) (приблизительно 262 Гц (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/03/262Hz.ogg)). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0) на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ea/Music-Fclef.png/100px-Music-Fclef.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-Fclef.png)Ключ «фа»
 Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0) (приблизительно 175 Гц (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/42/175Hz.ogg)). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/17/Music-neutralclef.png/100px-Music-neutralclef.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-neutralclef.png)Нейтральный ключ
 Применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0)). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента.
  Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 14:37:30
Длительности

Длительности нот и пауз измеряются не в абсолютных значениях, а по отношению к длительности других нот и пауз произведения. За условную единицу времени может приниматься любая длительность. Далее за условную единицу времени принята четвертная нота и обозначена как R.
 
НотаДлительностьПауза
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/50/Music-quadwholenote.png/100px-Music-quadwholenote.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-quadwholenote.png)Лонга
 Или «четверная», четыре целых, применялась в старинной музыке.
 Продолжительность: R × 16
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/44/Music-quadwholerest.png/100px-Music-quadwholerest.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-quadwholerest.png)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a5/Music-doublewholenote.png/100px-Music-doublewholenote.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-doublewholenote.png)Бревис
 Или «двойная».
 Длительность: R × 8
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a4/Music-doublewholerest.png/100px-Music-doublewholerest.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-doublewholerest.png)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d5/Music-wholenote.png/100px-Music-wholenote.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-wholenote.png)Целая
 Или семибревис.
 Длительность: R × 4
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5f/Music-wholerest.png/100px-Music-wholerest.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-wholerest.png)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cf/Music-halfnote.png/100px-Music-halfnote.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-halfnote.png)Половинная
 Или «вторая».
 Длительность: R × 2
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/84/Music-halfrest.png/100px-Music-halfrest.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-halfrest.png)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8e/Music-quarternote.png/100px-Music-quarternote.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-quarternote.png)Четвертная
 Или «четвёртая».
 Длительность: R
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/eb/Music-quarterrest.png/100px-Music-quarterrest.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-quarterrest.png)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c7/Music-eighthnote.png/100px-Music-eighthnote.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-eighthnote.png)Восьмая
 Длительность: R / 2
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/03/Music-eighthrest.png/100px-Music-eighthrest.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-eighthrest.png)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6e/Music-sixteenthnote.png/100px-Music-sixteenthnote.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-sixteenthnote.png)Шестнадцатая
 Длительность: R / 4
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/80/Music-sixteenthrest.png/100px-Music-sixteenthrest.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-sixteenthrest.png)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cc/Music-thirtysecondnote.png/100px-Music-thirtysecondnote.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-thirtysecondnote.png)Тридцатьвторая
 Длительность: R / 8
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/21/Music-thirtysecondrest.png/100px-Music-thirtysecondrest.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-thirtysecondrest.png)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f5/Music-sixtyfourthnote.png/100px-Music-sixtyfourthnote.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-sixtyfourthnote.png)Шестьдесятчетвёртая
 Длительность: R / 16
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/63/Music-sixtyfourthrest.png/100px-Music-sixtyfourthrest.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-sixtyfourthrest.png)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/04/Music-hundredtwentyeighthnote.png/100px-Music-hundredtwentyeighthnote.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-hundredtwentyeighthnote.png)Стодвадцатьвосьмая
 Длительность: R / 32
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/02/Music-hundredtwentyeighthrest.png/100px-Music-hundredtwentyeighthrest.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-hundredtwentyeighthrest.png)
Длительности короче, чем 128-е, тоже могут встречаться. Например, 256-е ноты встречаются в работах Вивальди (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8) и даже Бетховена (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD).
 Интересно:

(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d5/Music-beam.png/100px-Music-beam.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-beam.png)
Сгруппированные ноты
 Вязка (http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D1%8F%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%28%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%29&action=edit&redlink=1) (или ребро) соединяет восьмые и более короткие соседние ноты. Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот.

 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e0/Music-dotnote.png/100px-Music-dotnote.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-dotnote.png)
Точка
 Точка, помещённая рядом с символом ноты или паузы, увеличивает длительность. Одна точка увеличивает длительность на половину её значения, две — на 3/4 значения, три — на 7/8 и т. д.

 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e2/Music-measurerest.png/100px-Music-measurerest.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-measurerest.png)
Оркестровая пауза (многотактовая пауза)
 Обозначает длинную многотактовую паузу. Число сверху обозначает число тактов, которые исполнитель должен пропустить.



Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 14:42:56
Альтерация

Символы альтерации изменяют высоту ноты, на которую воздействуют. Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.
 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8b/Music-natural.png/100px-Music-natural.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-natural.png)
Бека́р (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80)
(знак отказа)
 Отменяет действие любого другого символа альтерации.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/20/Music-doubleflat.png/100px-Music-doubleflat.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-doubleflat.png)
Дубль-бемоль
(дважды бемоль)
 Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/Music-sesquiflat.png/100px-Music-sesquiflat.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-sesquiflat.png)
Полтора бемоля

 Понижает высоту ноты на три четверти тона (применяется в микротоновой музыке (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0) (см. Г.Когут. Микротоновая музыка. К., Наукова думка, 2005)). Обозначение состоит из знака бемоль и пол бемоля (обозначение может быть и другим, см. ниже четвертьтоновый бемоль).
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/50/Music-flat.png/100px-Music-flat.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-flat.png)
Бемо́ль (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C)

 Понижает высоту ноты на один полутон.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ca/Music-demiflat.png/100px-Music-demiflat.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-demiflat.png)
Четвертьтоновый бемоль

 Понижает высоту ноты на четверть тона. (применяется в микротоновой музыке). Обозначение может быть и другим: не зеркальное отображение знака бемоль, а обычное только с закрашенной нижней частью, по контуру.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7e/Music-demisharp.png/100px-Music-demisharp.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-demisharp.png)
Четвертьтоновый диез

 Повышает высоту ноты на четверть тона. (применяется в микротоновой музыке).
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ec/Music-sharp.png/100px-Music-sharp.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-sharp.png)
Дие́з (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B5%D0%B7)

 Повышает высоту ноты на один полутон.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/eb/Music-sesquisharp.png/100px-Music-sesquisharp.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-sesquisharp.png)
Полтора диеза

 Повышает высоту ноты на три четверти тона (применяется в микротоновой музыке).
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8d/Music-doublesharp.png/100px-Music-doublesharp.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-doublesharp.png)
Дубль-диез
(двойной диез)
 Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.
  Ключевые знаки альтерации действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.
 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0f/Music-keysigflat.png/100px-Music-keysigflat.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-keysigflat.png)
Бемольные тональности

 В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/03/Music-keysigsharp.png/100px-Music-keysigsharp.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-keysigsharp.png)
Диезные тональности

 В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 14:44:08
Метр
 
Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:
 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2b/Music-timesig.png/100px-Music-timesig.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-timesig.png)
Произвольный размер

 Число сверху (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвертной ноте).
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f1/Music-commontime.png/100px-Music-commontime.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-commontime.png)
Четыре четверти

 Сокращённое обозначение размера с четырьмя долями по четверти. Эквивалентно обозначению 4/4.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8b/Music-cuttime.png/100px-Music-cuttime.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-cuttime.png)
Alla breve
(Алла бреве)
 Обозначение двудольного размера с долей в 1/2. Эквивалентно обозначению 2/2.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/Music-metronome.png/100px-Music-metronome.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-metronome.png)
Темп (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%BF_%28%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%29) метронома

 Ставится в начале записи или при смене темпа. Это обозначение позволяет задать точное значение темпа произведения, определяя, сколько раз в минуту должна уложиться указанная длительность. В примере задаётся длительность четвертной ноты в 0,5 секунды (то есть в минуту прозвучат 120 четвертных нот).
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 14:45:57
Объединение нот 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bc/Music-tie.png/100px-Music-tie.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-tie.png)
Ли́га связующая (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B0)

 Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/30/Music-slur.png/100px-Music-slur.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-slur.png)
Ли́га фразировочная (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B0)

 Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/43/Music-legato.png/100px-Music-legato.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-legato.png)
Лега́то (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE)

 Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3f/Music-glissando.png/100px-Music-glissando.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-glissando.png)
Глисса́ндо (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%BE)

 Плавный переход от одной ноты к другой.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0d/Music-ligature.png/100px-Music-ligature.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-ligature.png)
Лигату́ра (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)

 Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/93/Music-triplet.png/100px-Music-triplet.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-triplet.png)
Трио́ль (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D1%8C)

 Уменьшает длительность трёх помеченных нот (или пауз) так, чтобы их суммарная длительность совпала с длительностью двух нот.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/df/Music-triad.png/100px-Music-triad.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-triad.png)
Акко́рд (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B4)

 Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интерва́лом.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c4/Music-arpeggio.png/100px-Music-arpeggio.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-arpeggio.png)
Арпе́джио (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BE) (Арпеджиа́то)

 Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 14:49:38
Динамика 

Обозначения силы звука задают относительную громкость (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B0) (интенсивность) исполняемых звуков.
 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c3/Music_dynamic_pianississimo.svg/50px-Music_dynamic_pianississimo.svg.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music_dynamic_pianississimo.svg)Piano pianissimo [Пиано пиани́ссимо]
 Обозначение самого тихого возможного звука.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/91/Music-pianissimo.png/50px-Music-pianissimo.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-pianissimo.png)Pianissimo [Пиани́ссимо]
 Очень тихо.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/69/Music-piano.png/50px-Music-piano.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-piano.png)Piano [Пиа́но]
 Тихо.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d7/Music-mezzopiano.png/50px-Music-mezzopiano.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-mezzopiano.png)Mezzo-piano [Меццо-пиа́но]
 Умеренно тихо.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/58/Music-mezzoforte.png/50px-Music-mezzoforte.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-mezzoforte.png)Mezzo-forte [Меццо-фо́рте]
 Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1c/Music-forte.png/50px-Music-forte.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-forte.png)Forte [Фо́рте]
 Громко.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/71/Music-fortissimo.png/50px-Music-fortissimo.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-fortissimo.png)Fortissimo [Форти́ссимо]
 Очень громко.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7d/Music_dynamic_fortississimo.svg/50px-Music_dynamic_fortississimo.svg.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music_dynamic_fortississimo.svg)Forte fortissimo [Форте форти́ссимо]
 Обозначение максимально возможной громкости звука.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5f/Music-sforzando.png/50px-Music-sforzando.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-sforzando.png)Sforzando [Сфорца́ндо]
 Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрячь силы»).
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7d/Music-crescendo.png/50px-Music-crescendo.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-crescendo.png)Crescendo или cresc. [Креще́ндо]
 Постепенное увеличение силы звука.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a4/Music-diminuendo.png/50px-Music-diminuendo.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-diminuendo.png)Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декреще́ндо])
 Постепенное уменьшение силы звука.
Rinf., rf., rfz.Rinforzando или rf. [Ринфорцандо]
 Внезапное усиление звука.
  Изредка встречаются обозначения типа pppp или ffff и т. д., указывающие на крайнюю степень громкости (интенсивности) звука. Не использовалась классиками.
Ниже приводится таблица соответствия этих обозначений уровням громкости (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C) звука (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA) в фонах (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BD_%28%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%29) и сонах (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BD_%28%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%29).
 
ОбозначениеНаименованиеУровень громкости,фон (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BD_%28%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%29)Громкость, сон (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BD_%28%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%29)
fffФорте-фортиссимо - самое громкое10088
ffФортиссимо - очень громкое9038
fФорте - громкое8017,1
pПиано - тихое502,2
ppПианиссимо - очень тихое400,98
pppПиано-пианиссимо - самое тихое300,36
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 14:51:51
Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.
 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5b/Music-staccato.png/100px-Music-staccato.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-staccato.png)
Стакка́то (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE)

 Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bb/Music-staccatissimo.png/100px-Music-staccatissimo.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-staccatissimo.png)
Стаккати́ссимо

 Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. На длительность ноты это обозначение не влияет.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8b/Music-marcato.png/100px-Music-marcato.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-marcato.png)
Акце́нт (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82)

 Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80_%28%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%29) у относительно сильной ноты располагаеся один знак, у сильной ноты — два, один под другим.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5a/Music-pizzicato.png/100px-Music-pizzicato.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-pizzicato.png)
Пиццика́то левой рукой (http://ru.wikipedia.org/wiki/Pizzicato#Other_.27pizz.27_techniques)
или Зажатая нота
 Нота в партии струнных инструментов, исполняемая щипком пальца левой руки (обычное пиццикато исполняется правой рукой, освобождённой от смычка), пальцы которой обычно используются для зажатия струны. В партиях валторн (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0) этот знак обозначает, что звук извлекается при засурдиненном рукой раструбе.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/98/Music-snappizzicato.png/100px-Music-snappizzicato.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-snappizzicato.png)
Щёлкающее пиццика́то

 Нота, исполняемая щипком на струнных инструментах. В отличие от обычного пиццикато струна щиплется с такой силой, чтобы при отскоке она ударялась о корпус инструмента. Впервые применено Белой Бартоком.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/59/Music-harmonic.png/100px-Music-harmonic.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-harmonic.png)
Натуральный флажоле́т
или Открытая нота
 На струнных инструментах обозначает, что нота извлекается как натуральный флажолет (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82). Однако часто этот знак употребляется для флажолетов вообще, как натуральных, так и искусственных. Употребляется также для обозначения «флажолетов» (звуков, извлекаемых передуванием при помощи октавного клапана) в партиях деревянных духовых (особенно флейт). В партиях медных духовых инструментов этот знак употребляется для обозначения открытых, не засурдиненных звуков.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f5/Music-tenuto.png/100px-Music-tenuto.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-tenuto.png)
Тену́то (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BE)

 Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/28/Music-fermata.png/100px-Music-fermata.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-fermata.png)
Ферма́та (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B0)

 Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/99/Music-upbow.png/100px-Music-upbow.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-upbow.png)
Смычок вверх

 Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вверх. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80) сверху вниз.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/24/Music-downbow.png/100px-Music-downbow.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-downbow.png)
Смычок вниз

 Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вниз. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра снизу вверх.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 14:56:00
Мелизмы

 Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.
 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/f6/Vibrato.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Vibrato.png)
Вибрато (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE)

 Быстрое и периодическое небольшое изменение высоты звучания.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f1/Music-trill.png/100px-Music-trill.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-trill.png)
Трель (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C)

 Быстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/19/Music-mordent.png/100px-Music-mordent.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-mordent.png)
Мордент (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82)

 Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная или пониженная на тон или полутон. В первом случае мордент называется верхним, во втором — нижним. Верхний мордент изображён на рисунке, нижний обозначается так же, только с вертикальной линией посередине.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4e/Music-turn.png/100px-Music-turn.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-turn.png)
Группетто (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%BE)

 Комбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. Если символ группетто перевёрнут, сначала исполняется нижний мордент, потом верхний.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1a/Music-appoggiatura.png/100px-Music-appoggiatura.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-appoggiatura.png)
Форшлаг (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B3)
(долгий форшлаг) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B3#.D0.94.D0.BE.D0.BB.D0.B3.D0.B8.D0.B9_.28.D0.B4.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9.29_.D1.84.D0.BE.D1.80.D1.88.D0.BB.D0.B0.D0.B3)
 Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6b/Music-acciaccatura.png/100px-Music-acciaccatura.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-acciaccatura.png)
Форшлаг (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B3)
(перечёркнутый, или короткий, форшлаг) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B3#.D0.9A.D0.BE.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D1.84.D0.BE.D1.80.D1.88.D0.BB.D0.B0.D0.B3)
 Длительность дополнительной ноты — очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной ноты.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 14:57:26
Перенос на октаву


 Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий.
 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/be/Music-ottavaalta.png/100px-Music-ottavaalta.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-ottavaalta.png)
Выше на октаву

 Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву выше, чем записано.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/42/Music-ottavabassa.png/100px-Music-ottavabassa.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-ottavabassa.png)
Ниже на октаву

 Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву ниже, чем записано.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1f/Music-quindicesimaalta.png/100px-Music-quindicesimaalta.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-quindicesimaalta.png)
Выше на две октавы

 Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы выше, чем записано.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0b/Music-quindicesimabassa.png/100px-Music-quindicesimabassa.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-quindicesimabassa.png)
Ниже на две октавы

 Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы ниже, чем записано.

Чаще при указании переноса нот на октаву (или две) вверх пунктирная линия с числом 8 (или 15) помещается над этими нотами, а при переносе на октаву (или две) вниз — под ними:
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4c/Music-ottavabassa1.png/100px-Music-ottavabassa1.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-ottavabassa1.png)
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 15:00:30
Повторения и окончания   
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a1/Music-tremolo.png/100px-Music-tremolo.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-tremolo.png)

Тре́моло (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE) (знак повторения ноты или группы нот)

 Обычно очень быстрое повторное извлечение ноты, интервала или аккорда. Символ может стоять между двумя нотами (интервалами, аккордами), обозначая быстрое поочерёдное повторение нот (групп нот) отличных по высоте. Частота повторения зависит от числа рёбер между обозначаемыми нотами. Количество нот определяют исходя из того, что их суммарная длительность равна длительности самой ноты с тремоло.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/56/Music-simile.png/100px-Music-simile.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-simile.png)

Повтор

 Обозначает повтор долей или целого такта. То есть указывает на то, что вместо него исполняется последовательность нот, начиная от ближайшей тактовой линии и до него.
 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/df/Music-repeat.png/100px-Music-repeat.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-repeat.png)

Реприза (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0_%28%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%29)
(знаки повторения части произведения)
 Обозначают повторяющуюся часть произведения. Если левый символ репризы отсутствует, это означает, что повторять нужно с самого начала. При отсутствии вольты повтор производится однократно.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dd/Music-volte.png/100px-Music-volte.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-volte.png)

Вольта (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0_%28%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%29)
(используется совместно с репризой)
 Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку.
 При повторном исполнении нот в репризе, ноты с вольтой 1 заменяются на ноты, стоящие под вольтой с номером, соответствующим порядку повторения.
 
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1f/Music-dacapo.png/100px-Music-dacapo.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-dacapo.png)

Da capo (http://ru.wikipedia.org/wiki/Da_capo_%28%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%29)
(с начала)
 Переход на начало произведения. Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/88/Music-dalsegno.png/100px-Music-dalsegno.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-dalsegno.png)

Dal segno (http://ru.wikipedia.org/wiki/Dal_segno)
(со знака сеньо)
 Повтор, начиная со знака «сеньо». Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/88/Music-segno.png/100px-Music-segno.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-segno.png)

Segno
(сеньо)
 Отметка, используемая совместно с аббревиатурой Dal segno.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c1/Music-coda.png/100px-Music-coda.png) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Music-coda.png)
Coda (кода) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%B0)
 Отметка окончания произведения. Применяется вместе с аббревиатурами D.S. al coda и D.C. al coda.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 15:06:21
Обозначение гитарной аппликатуры в современной музыкальной нотации

Для обозначения гитарной аппликатуры в современной музыкальной нотации используют цифры и буквы, размещаемые рядом с нотами:


Пример:
(http://www.svzserv.kemerovo.su/~moshkow/book/KSP/guitarteach/guitnote.gif)
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 15:08:30
Проделанная мною работа может показатся многим безсмысленной. Отвечу. Благодаря этой теме наконец заработает поиск по форуму. Возможно это избавит наших учителей от некоторого колличества вопросов.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: KonstantaA от 2011, 15 Февраля, 15:24:11
Титанический труд...
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 15:53:31
Если честно, Copy-Paste.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Максим Чигинцев от 2011, 15 Февраля, 16:22:23
Работа действительно очень полезная, спасибо. Теперь есть куда отправлять спрашивающих а что это за кружочки с палочками))
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Snipe от 2011, 15 Февраля, 17:06:48
работа конечно титаническая, но только в качестве справочной
однако есть курс обучения,  в котором, я так думаю, мы все придем ко всем этим знаниям
а самое главное к пониманию того что у Вас написано

Все равно спасибо
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Trurl от 2011, 15 Февраля, 17:16:01
работа конечно титаническая, но только в качестве справочной
однако есть курс обучения,  в котором, я так думаю, мы все придем ко всем этим знаниям
а самое главное к пониманию того что у Вас написано

Все равно спасибо

Всё именно так, я сам пока даже половины читать не собираюсь, не вижу смысла лишней информацией голову забивать.
Это и есть справочник.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: ces от 2011, 29 Июня, 22:17:20
Спасибо, Игорь! Очень нужная, полезная тема!
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: ces от 2012, 25 Сентября, 01:18:49
Надо дополнить...

В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка.

A
 a, à (фр. [а]) — на, у, к, с, при, в, до, в роде, в характере, в стиле.
 ab (нем. [аб]) — прочь, снять
 abaisser (фр. [абэсэ́]) — понижать
 a cappella [аккаппэ́лла] — а капелла, без инструментального сопровождения.
 a capriccio [аккапри́ччо] — «по желанию» или «произвольно» — музыкальный термин, означающий возможность произвольности в темпе.
 accelerando [аччелера́ндо] — постепенно ускоряя.
 accentato [аччента́то] — с выделением, ударением.
 acciaccatura [аччаккату́ра] — форшлаг, очень быстро исполняемый и сливающийся с основной нотой.
 accompagnato [аккомпаньа́то] — «с аккомпанементом» — аккомпанемент должен следовать любым изменениям в темпе пения.
 adagietto [ададжье́тто] — довольно медленно
 adagio [ада́джо] — медленно, спокойно.
 adagissimo [ададжи́ссимо] — очень медленно
 ad libitum (лат. [ад ли́битум]) — по желанию исполнителя.
 affettuoso [аффэттуо́зо] — нежно.
 affrettando [аффрэтта́ндо] — с поспешностью.
 agile [а́джиле] — мягко.
 agitato [аджита́то] — оживлённо.
 al, alla [аль, а́лля] — в стиле, наподобие.
 alla breve [а́лля брэ́вэ] — разбивать такт не на 4 четверти при счёте, а на 2 половинных ноты.
 alla marcia [а́лля ма́рча] — в стиле марша.
 allargando [аллярга́ндо] — понемногу замедляясь.
 allegretto [аллегрэ́тто] — умеренно скоро | оживлённо.
 allegro [алле́гро] — скоро.
 altissimo [альти́ссимо] — очень высоко.
 amabile [ама́биле] — с любовью.
 andante [анда́нтэ] — спокойно, не спеша.
 andantino [анданти́но] — немного скорее, чем andante.
 animato [анима́то] — живо.
 a piacere [аппьяче́рэ] — указание исполнителю не придерживаться ритма строго.
 appassionato [аппассьёна́то] — страстно.
 appoggiatura [апподджату́ра] — форшлаг, занимающий некоторую часть звучания основной ноты.
 a prima vista [аппри́ма ви́ста] — с листа(без предварительного знакомства или подготовки).
 arpeggio [арпэ́дджо] — буквально «как арфа». Обозначает, что аккорд должен быть сыгран по одной ноте, а не взят весь сразу.
 arco [а́рко] — со смычком (в противоположность pizzicato).
 assai [асса́й] — очень, весьма.
 a tempo ... [аттэ́мпо] — в темпе ...
 attacca [атта́кка] — (в конце части) начинать следующую часть сразу, без перерыва в звучании.
 
 B
 barbaro [ба́рбаро] — варварски.
 basso continuo [ба́ссо конти́нуо] — см. генерал-бас.
 bellicoso [бэллико́зо] — воинственно.
 ben [бэн] — хорошо.
 bis [бис] — дважды, с начала.
 bisbigliando [бизбильа́ндо] — «шёпотом» — приём игры на арфе, когда быстро и тихо многократно берётся одна нота.
 bocca chiusa [бо́кка кью́за] — с закрытым ртом.
 brillante [брилля́нтэ] — искромётно.
 bruscamente [брускамэ́нтэ] — грубо.
 
 C
 calando [каля́ндо] — «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
 cantabile [канта́биле] — певуче.
 capo [ка́по] — начало. См. da capo al Fine.
 capriccioso [каприччо́зо] — капризно.
 cesura [чезу́ра] или caesura — цезура, перерыв в звучании[3]:10.
 chiuso [кью́зо] — «закрыто»; приглушая звук духового инструмента рукой.
 coda [ко́да] — кода, заключительная часть произведения[3]:94.
 col legno [коль ле́ньо] — «древком»; указание играть древком смычка.
 coloratura [колёрату́ра] — колоратура, затейливое украшение вокальной партии.
 col pugno [коль пу́ньо] — «кулаком»; ударять по клавишам кулаком.
 come prima [ко́мэ при́ма] — как ранее.
 come sopra [ко́мэ со́пра] — в первоначальном темпе.
 comodo [ко́модо] — «удобно»; на средней скорости.
 con [кон] — с.
 con amore [кон амо́р] — с любовью.
 con brio [ком бри́о] — одухотворённо.
 con fuoco [ком фуо́ко] — с огнём.
 con moto [ком мо́то] — с движением, подвижно.
 con slancio [кон зля́нчо] — с энтузиазмом.
 con sordino [кон сорди́но] — с сурдиной.
 coperti [копэ́рти] — указание приглушить ударный инструмент тканью.
 crescendo [крэще́ндо] — постепенно увеличивая громкость.
 
D
 da capo [дакка́по] — с начала.
 da capo al Fine или D. C. al Fine [дакка́по аль фи́нэ] — с начала до слова Fine (конец).
 deciso [дэчи́зо] — решительно.
 decrescendo [дэкрэще́ндо], diminuendo [диминуэ́ндо] или dim. — с постепенно уменьшающейся громкостью.
 delicatamente [дэликатамэ́нтэ] — деликатно.
 dissonante [диссона́нтэ] — диссонанс.
 divisi [диви́зи] (или div.) — раздельно; указание струнному ансамблю разделить исполнение одной партии между инструментами. Обратное указание — unisono.
 devoto [дэво́то] — преданно.
 dolce [до́льче] — нежно.
 dolcissimo [дольчи́ссимо] — очень нежно.
 dolente [доле́нтэ] — с болью.
 doloroso [долоро́зо] — с болью.
 D. S. al coda (dal segno al coda) [даль сэ́ньо аль ко́да] — c места, обозначенного знаком S, до коды.
 D. S. al fine — (or dal segno al fine) [даль сэ́ньо аль фи́нэ] — c места, обозначенного знаком S, до конца.
 
 E
 enfatico [эмфа́тико] — с ударением.
 eroico [эро́ико] — героически.
 espirando [эспира́ндо] — затухая.
 espressivo [эспрэсси́во] — выразительно, экспрессивно.
 estinto [эсти́нто] — угасая.
 
 F
 facile [фа́чиле] — легко.
 feroce [фэро́че] — свирепо.
 fieramente [фьерамэ́нтэ] — гордо.
 fine [фи́нэ] — конец.
 flebile [фле́биле] — траурно.
 focoso [фоко́зо] — страстно.
 forte [фо́ртэ] (f) — громко. Повторениями (ff, fff) обозначаются ещё бо́льшие громкости.
 fortissimo [форти́ссимо] (ff) — очень громко.
 forzando [форца́ндо] или fz — см. sforzando.
 fresco [фрэ́ско] — свежо.
 furioso [фурьёзо] — дико.
 
 G
 gaudioso [гаудьёзо] — радостно.
 gentile [дженти́ле] — мягко.
 giocoso [джоко́зо] — весело.
 giusto [джу́сто] — строго, точно.
 glissando [глисса́ндо] — глиссандо.
 grandioso [грандьёзо] — величественно.
 grave [гра́вэ] — тяжело, торжественно.
 grazioso [грацьёзо] — грациозно.
 gruppetto [группэ́тто] — мелодическое украшение, состоящее из нескольких звуков.
 
 I
 imperioso [импэрьёзо] — повелительно.
 impeto [и́мпэто], impetuoso [импэтуо́зо] — с натиском.
 imponente [импонэ́нтэ] — решительно, выразительно.
 improvisando [импровиза́ндо] — импровизируя.
 in altissimo [ин альти́ссимо] — на октаву выше.
 incalzando [инкальца́ндо] — ускоряясь и увеличивая громкость.
 incrocriante [инкрокрия́нтэ] — указание исполнять пассаж через руку на арфе или фортепиано.
 indeciso [индэчи́зо] — нерешительно, неопределённо.
 in disparte [ин диспа́ртэ] — отдельно, независимо от остальных (при совместном исполнении).
 in distanza [ин диста́нца] (in lontananza [ин лёнтана́нца]) — в отдалении.
 infurianto [имфурья́нто] — гневно.
 in modo di ... [им мо́до ди ...] — в стиле ...
 insensibile [инсэнси́биле] — «нечувствительно», указание изменять громкость или темп еле заметно.
 intimo [и́нтимо] — глубоко.
 iocoso [ёко́зо] — шутливо.
 irato [ира́то] — рассерженно.
 
 L
 lacrimoso [лякримо́зо] — печально (буквально «слёзно»).
 lamentando [лямэнта́ндо] — жалуясь.
 lamentoso [лямэнто́зо] — траурно.
 larghetto [ляргэ́тто] — довольно медленно | немного скорее, чем Largo.
 largo [ля́рго] — очень медленно | широко, протяжно.
 legato [лега́то] — «гладко»; связно; соединяя один звук с другим.
 leggiero [ледджье́ро] — легко.
 lento [ле́нто] — медленно, протяжно.
 libero [ли́бэро] — свободно.
 loco [лёко] — играть как написано (обычно используется при снятии указания 8va).
 lugubre [люгу́брэ] — скорбно.
 luminoso [люмино́зо] — светло.
 lusingando [люзинга́ндо] — льстиво.
 
 M
 ma [ма] — но.
 ma non troppo [ма нон тро́ппо] — но не слишком.
 maestoso [маэсто́зо] — величественно.
 magico [ма́джико] — волшебно.
 magnifico [маньи́фико] — величаво.
 malinconico [малинко́нико] — меланхолично.
 mano destra [ма́но дэ́стра] — правой рукой (сокращение: MD).
 mano sinistra [ма́но сини́стра] — левой рукой (сокращение: MS).
 marcato [марка́то] — делать ударение на каждой ноте.
 marcia [ма́рча] — марш; alla marcia означает «в стиле марша».
 martellato [мартэлля́то] — подобно ударам молота.
 marziale [марцья́ле] — воинственно.
 melancolico [меланко́лико] — меланхолично.
 meno [мэ́но] — менее.
 mesto [мэ́сто] — печально.
 mezza voce [мэ́ддза во́че] — вполголоса.
 mezzo [мэ́ддзо] — «половина»; используется в сочетаниях (например, mf — mezzo forte — довольно громко).
 mezzo forte [мэ́ддзо фо́ртэ] (mf) — довольно громко.
 mezzo piano [мэ́ддзо пья́но] (mp) — довольно тихо.
 mobile [мо́биле] — изгибчиво.
 moderato [модэра́то] — умеренно.
 modesto [модэ́сто] — скромно.
 molto [мо́льто] — очень.
 morendo [морэ́ндо] — «умирая», затихая.
 mosso [мо́ссо] — движение,
 
 N
 naturale, nat. [натура́ле] — вернуться к первоначальному способу игры (используется для отмены пометок о способе игры).
 nobile [но́биле] — благородно.
 non troppo [нон тро́ппо] — не слишком
 
 O
 ossia [осси́а] — обозначает альтернативный вариант исполнения некоторой части произведения.
 ostinato [остина́то] — короткий музыкальный рисунок, проходящий через всё произведение.
 
 P
 perdendosi [пэрдэ́ндоси]— исчезая, замирая.
 passionato [пассьёна́то] — страстно.
 pesante [пэза́нтэ] — тяжело.
 pianissimo [пьяни́ссимо] (pp) — очень тихо.
 piano [пья́но] (p) — тихо. Повторениями (pp, ppp) обозначаются ещё меньшие громкости.
 piacevole [пьяче́воле] — приятно.
 piangevole [пьяндже́воле] — жалобно.
 più [пью] — больше.
 pizzicato [пиццика́то] — пиццикато, приём игры на струнных инструментах, когда звук извлекается щипками струн. Противоположная пометка — arco.
 pochettino [покэтти́но] (poch) — довольно мало.
 poco [по́ко] — немного.
 poco a poco [по́ко аппо́ко] — мало-помалу, постепенно.
 poi [пой] — тогда, затем.
 portamento [портамэ́нто] — 1. Аналог glissando в вокальной музыке. 2. При игре на фортепиано — отрывистее, чем legato, но не так коротко, как staccato.Переносить руку с ноты на ноту.
 precipitato [прэчипита́то] — стремительно.
 prestissimo [прэсти́ссимо] — очень быстро.
 presto [прэ́сто] — быстро.
 prima volta [при́ма во́льта] — «в первый раз»; указание играть каким-то образом в первом из двух повторений. См. вольта.
 primo [при́мо] — первый.
 più mosso [пью мо́ссо] — более подвижно.
 
 Q
 quasi [ква́зи] — как бы, почти.
 
 R
 rallentando [раллента́ндо] (rall.) — замедляя.
 rapido [ра́пидо] — быстро.
 religioso [рэлиджо́зо] — религиозно.
 repente [рэпэ́нтэ] — внезапно.
 risoluto [ризолю́то] — решительно.
 ritardando [ритарда́ндо] (rit.) — замедляясь.
 ritenuto [ритэну́то] (riten.) — замедляясь (обычно быстрее, чем при ritardando; может относиться только к одному звуку).
 rubato [руба́то] — указание вольно обращаться с темпом для выразительности.
 
 S
 scherzando [скерца́ндо] — игриво.
 scherzo [скерцо] — шутка; см. скерцо.
 secco [сэ́кко] — сухо.
 semplice [сэ́мпличе] — просто.
 sempre [сэ́мпрэ] — всегда, всё время; и далее.
 senza [сэ́нца] — без.
 senza sordino [сэ́нца сорди́но] — без сурдины.
 serioso [сэрьёзо] — серьёзно.
 sforzando [сфорца́ндо] или sfz — внезапное ударение на ноте.
 silenzio [силе́нцьё] — тишина.
 simile [си́миле] — так же.
 smorzando [зморца́ндо] (или smorz.) — угасающе.
 soave [соа́вэ] — гладко.
 solo [со́лё] — «один»; см. соло.
 sonore [соно́рэ] — звучно.
 sostenuto [состэну́то] — сдержанно.
 sotto voce [со́тто во́че] — вполголоса.
 spiritoso [спирито́зо] — одухотворённо.
 staccato [стакка́то] — кратко, отрывисто. Обозначается также точкой над нотой.
 stanza [ста́нца] — куплет.
 strepitoso [стрэпито́зо] — шумно.
 stretto [стрэ́тто] — быстрее. См. также стретта.
 stringendo [стриндже́ндо] — напористее, ускоряясь.
 subito [су́бито] — внезапно.
 sul ponticello [суль понтиче́ллё] — у подставки (приём игры на струнных инструментах).
 sul tasto [суль та́сто] — у грифа.
 
 T
 tempo [тэ́мпо] — темп.
 teneramente [тэнэрамэ́нтэ] — нежно.
 tenuto [тэну́то] — указание держать ноту чуть больше, чем обычно.
 tranquillo [транкви́ллё] — спокойно.
 tremendo [трэмэ́ндо] — пугающе.
 tremolo [трэ́моло] — тремоло, приём, когда один и тот же звук быстро многократно повторяется.
 tre corde [трэ ко́рдэ] — буквально «три струны»; указание отпустить левую педаль фортепиано.
 troppo [тро́ппо] — слишком.
 tutti [ту́тти] — тутти, все вместе.
 
U
 una corda [у́на ко́рда] — буквально «одна струна»; указание нажать левую педаль фортепиано.
 un poco [ум по́ко] — чуть-чуть.
 unisono [уни́соно] (или unis) — в унисон. Противоположная пометка — divisi.
 
 V
 vibrato [вибра́то] — вибрато, частое небольшое изменение высоты звука.
 vigoroso [вигоро́зо] — сильно, смело, бодро, энергично.
 vittorioso [витторьёзо] — победоносно.
 vivace [вива́че] — довольно живо.
 vivacissimo [вивачи́ссимо] — очень живо.
 vivo [ви́во] — живо.
 volante [воля́нтэ] — летающе.
 V.S. (volti subito) [во́льти су́бито] — «быстро перевернуть страницу». Встречается в партитурах.
 
 W
 wolno [во́льно] — польское слово, означающее «свободно» или «медленно». Встречается в пьесе «Слон» из «Карнавала животных» Сен-Санса. Очень редко встречающееся обозначение.[4]
 
 Z
 zart (нем. [царт]) — нежно, слабо.
 
 Цифры
 8va (ottava) [отта́ва] — исполнять на октаву выше.
 8vb (ottava bassa) [отта́ва ба́сса] — исполнять на октаву ниже.
 15va (quindicesima) [квиндиче́зима] — исполнять на две октавы выше.
 15vb (quindicesima bassa) [квиндиче́зима ба́сса] — исполнять на две октавы ниже.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: lila_girl от 2013, 25 Января, 10:44:39
Спасибо! Очень помогло. Большое спасибо, Trurl.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: А☺Сид45 от 2013, 25 Января, 14:58:56
Цитировать
Надо дополнить...

В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка.
Ого, Михаил!
Какой труд!
Спасибо.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: finder от 2014, 26 Апреля, 12:48:58
Спасибо большое автору и участникам темы!
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: резеда от 2014, 26 Апреля, 23:26:30
Ну, Миша, ты и загрузил, спасибочки!
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Good Mage от 2015, 18 Декабря, 12:09:24
Подскажите, кто знает, что значит квадратная скобка с буквой S над ней в табулатуре?
(http://data3.floomby.com/files/share/18_12_2015/10/SQCij4YxXkOU4kxx0huRvQ.jpg)
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Cава от 2015, 18 Декабря, 14:26:19
Если не ошибаюсь S - slap (слэп, удар суставом большого пальца), Скобка направление скольжения
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: igrab от 2015, 18 Декабря, 14:37:53
Если не ошибаюсь S - slap (слэп, удар суставом большого пальца), Скобка направление скольжения
То есть это к басовой ноте относится?
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Максим Чигинцев от 2015, 18 Декабря, 16:02:47
Если не ошибаюсь S - slap (слэп, удар суставом большого пальца), Скобка направление скольжения
То есть это к басовой ноте относится?

Да. Она же обозначена крестиком.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Good Mage от 2015, 18 Декабря, 17:16:29
Всё понятно S - слеп, скобка - "дернуть" открытые струны сверху, т.е. удар ногтём.
Всем спасибо!  :)
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Abis от 2016, 23 Мая, 20:01:26

А это что за косая черта, не подскажете?
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Максим Чигинцев от 2016, 24 Мая, 00:05:47

А это что за косая черта, не подскажете?

Глиссандо вниз без конечной ноты.
Название: Re: Символы современной музыкальной нотации
Отправлено: Ev_geny от 2016, 24 Мая, 04:56:06
Нормально, освежил в памяти некоторые обозначения.