Гитарный форум Максима Чигинцева

Библиотека => Полезные программы => Тема начата: Trurl от 2012, 02 Апреля, 13:20:54

Название: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Trurl от 2012, 02 Апреля, 13:20:54
Вчера играли в "Что? Где? Когда?", попался интересный вопросик. Сам вопрос приводить не буду, меня ответ заинтересовал. Оказывается существую мнемонические правила запоминания нот на линейке. Мнемонические значит при помощи определённой фразы или слова, все например знают фразу "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Так вот, для запоминания нот при скрипичном ключе есть два мнемонических правила:

Every Good Boy Does Fine (каждый хороший мальчик делает отлично)
и
FACE between the lines (лицо между строк)

(http://www.getgoodfast.com/linesspaces.gif)

Тоесть достаточно запомнить две фразы и ты уже знаешь, какая нота где.  Для басового ключа свои фразы.
Надеюсь кому-нибудь поможет.

А теперь вопрос знатокам: Какие мнемонические правила для запоминания нот известны вам? Креативные умы, может сами что-либо придумаете? Что-то вроде
Фаина Лярва Довела Мишу :))
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Trurl от 2012, 02 Апреля, 13:45:51
МИ СОЛЬ СИ РЕ ФА в Театре-Театре.avi (http://www.youtube.com/watch?v=z0Sdigfi0F4#)
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 02 Апреля, 14:09:18
Фа-до-соль-ре-ля-ми-си кошка села на такси! Это порядок появления диезов при ключе.

Си-ми-ля-ре-соль-до-фа это порядок бемолей. Стишок забыл на него. вот такая мнемоника :)
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Владислав.it от 2012, 02 Апреля, 14:27:17
интересно! спасибо!
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Trurl от 2012, 02 Апреля, 15:23:12
Фа-до-соль-ре-ля-ми-си кошка села на такси! Это порядок появления диезов при ключе.

Си-ми-ля-ре-соль-до-фа это порядок бемолей. Стишок забыл на него. вот такая мнемоника :)
А поподробнее можно?
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 02 Апреля, 15:34:39
А что непонятно?
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Sasa от 2012, 02 Апреля, 16:03:55
вот читаю и думаю - запомнить ноты это на столько сложно что надо ещё какие то стишки думать? По моему ноту надо уметь не думая взять на грифе, увидел - сыграл (без каких либо промежуточных действий) и только потом понял что это за нота.  А то смотришь на ноту, потом думаешь как её там зовут и какой там стишок к ней был, потом ещё где такая нота на грифе. Не прошло и 2 минуты как одну ноту нашёл :)) 
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 02 Апреля, 16:18:53
Цитировать
По моему ноту надо уметь не думая взять на грифе, увидел - сыграл (без каких либо промежуточных действий) и только потом понял что это за нота.

Это точно. Я тоже считаю что всякие стишки это неверный путь. Нужно сразу развивать рефлекс. Нота-звук. Увидел-сыграл. На этом принципе и построен наш нотный тренажёр.

Стишками это нас пытались в музшколе учить. В этом случае в системе увидел-сыграл, появляется третье действие. Увидел-подумал-сыграл. Хотя конечно "подумал" со временем исчезает, но почему сразу не развивать рефлекс увидел-сыграл?
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Trurl от 2012, 02 Апреля, 17:04:39
Цитировать
вот читаю и думаю - запомнить ноты это на столько сложно что надо ещё какие то стишки думать? По моему ноту надо уметь не думая взять на грифе, увидел - сыграл (без каких либо промежуточных действий) и только потом понял что это за нота.  А то смотришь на ноту, потом думаешь как её там зовут и какой там стишок к ней был, потом ещё где такая нота на грифе. Не прошло и 2 минуты как одну ноту нашёл :)) 
Одно дело знать, где этот кружочек находится на грифе, и совершенно другое знать, какая нота сейчас звучит. Ты пробовал произведения с диезами и бемолями при ключе играть? Если например при ключе стоит Фа#, ты всегда сразу можешь все фа в произведении определить?
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Trurl от 2012, 02 Апреля, 17:05:40
А что непонятно?
О каком порядке появления речь идет? Какие диезы при ми и си?
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Sasa от 2012, 02 Апреля, 17:24:55
Цитировать
Если например при ключе стоит Фа#, ты всегда сразу можешь все фа в произведении определить?
с Фа# это самый простой вариант и это легко запомнить, а когда забываешь то сразу слышно что сыграл не то что надо. Вот когда больше 2х знаков вот тогда точно путаюсь :)
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 02 Апреля, 17:27:21
А что непонятно?
О каком порядке появления речь идет? Какие диезы при ми и си?

Диезы и бемоли при ключе появляются в строго определённом порядке.

Если один диез при ключе, то это всегда фа-диез. Если два диеза, то это всегда фа-диез и до-диез. Если три, то это фа-до-соль. Итд.  Поэтому не обязательно каждый раз высматривать а что там за диезы при ключе если знаешь порядок. Глянул мельком - три диеза. И уже знаешь что это фа-до-соль.

Такая же картина с бемолями. Только они появляются в обратном порядке. Си-ми-ля-ре-соль-до-фа.
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Trurl от 2012, 02 Апреля, 17:30:48
Цитировать
с Фа# это самый простой вариант и это легко запомнить, а когда забываешь то сразу слышно что сыграл не то что надо. Вот когда больше 2х знаков вот тогда точно путаюсь :)
Ну так в этом случае правило на первых порах и поможет. Естественно позже до автоматизма довести нужно. А для новичков правило вообще самое оно :)
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Trurl от 2012, 02 Апреля, 17:32:52
Цитировать
Диезы и бемоли при ключе появляются в строго определённом порядке.

Если один диез при ключе, то это всегда фа-диез. Если два диеза, то это всегда фа-диез и до-диез. Если три, то это фа-до-соль. Итд.  Поэтому не обязательно каждый раз высматривать а что там за диезы при ключе если знаешь порядок. Глянул мельком - три диеза. И уже знаешь что это фа-до-соль.

Такая же картина с бемолями. Только они появляются в обратном порядке. Си-ми-ля-ре-соль-до-фа.
Спасибо, буду знать, действительно облегчает жизнь  *APPROVE* Только всё еще с ми и си непонятно
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Sasa от 2012, 02 Апреля, 17:33:12
Цитировать
О каком порядке появления речь идет? Какие диезы при ми и си?
один бемоль = си, два = си+ми итд...
но достаточно знать первых двух - дальше уже каждый второй на тон ниже, или выше для диезов
..
>>>
ха, ха ... пока я тут писал уже 3 ответа .. :)
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Trurl от 2012, 02 Апреля, 17:35:00
Цитировать
один бемоль = си, два = си+ми итд...
Да си бемоль я себе как раз хорошо представляю, у меня с си диез проблемка ;)
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Sasa от 2012, 02 Апреля, 17:40:48
и если не ошибаюсь то До# / Ля# минор - 7 диезов
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 02 Апреля, 17:41:27
Цитировать
один бемоль = си, два = си+ми итд...
Да си бемоль я себе как раз хорошо представляю, у меня с си диез проблемка ;)

Си-диез и ми-диез бывают в тех тональностях где есть до-диез и фа-диез при ключе.
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Trurl от 2012, 02 Апреля, 17:44:50
Цитировать
Си-диез и ми-диез бывают в тех тональностях где есть до-диез и фа-диез при ключе.

А, ок. Понял наконец, спасибо
Квинтовый круг (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3)
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 02 Апреля, 17:45:47
Придётся на пальцах объяснить :)

Вот допустим у нас тональность фа-диез минор. Там три диеза при ключе. Фа-диез, до-диез, соль-диез. Вопрос: как будет называться нота на первом ладу первой струны? Фа? А вот и нет. Нет ноты фа в фа-диез миноре. Есть только фа-диез. Поэтому эта нота будет называться ми-диез. Ну или фа-бекар в некоторых случаях.
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Sasa от 2012, 02 Апреля, 17:47:31
Максим, а как там с "экзотическими" тональностями? Там тоже эта же стандартная схема диезов и бемолей или же там может быть и другие комбинации
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 02 Апреля, 17:50:58
Максим, а как там с "экзотическими" тональностями? Там тоже эта же стандартная схема диезов и бемолей или же там может быть и другие комбинации

Ты имеешь ввиду не тональности а лады. Фригийский, дорийский итд.

Любой экзотический лад, условно основывается либо на мажоре, либо на миноре. В любом случае если у ключа стоят знаки, они стоят в строго определённом порядке. А экзотический лад уже выстраивается путём добавления случайных знаков в самом произведении.
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Trurl от 2012, 02 Апреля, 17:57:39
Цитировать
Си-ми-ля-ре-соль-до-фа это порядок бемолей. Стишок забыл на него. вот такая мнемоника
город есть такой Уфа.
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 02 Апреля, 18:04:35
В заключение темы про порядок знаков при ключе.

Музыканты никогда не говорят в разговоре какие знаки при ключе. Они говорят например ми-мажор. И сразу понятно что там 4 диеза при ключе (фа-до-соль-ре). Либо говорят: 4 диеза при ключе. А какие именно и так понятно. Либо 5 бемолей. Не надо перечислять какие именно, понятно что это си-ми-ля-ре-соль.
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: JewChef от 2012, 02 Апреля, 19:02:34
Какая полезная тема оказалась! Вот побольше бы такиx теоретическиx экскурсов!
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: ces от 2012, 02 Апреля, 21:43:28
Цитировать
Если один диез при ключе, то это всегда фа-диез. Если два диеза, то это всегда фа-диез и до-диез. Если три, то это фа-до-соль. Итд.  Поэтому не обязательно каждый раз высматривать а что там за диезы при ключе если знаешь порядок. Глянул мельком - три диеза. И уже знаешь что это фа-до-соль.

Очень ценная информация!
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: serg.74 от 2012, 31 Мая, 18:07:41
я уже давно, про эту проблему пишу так решения и не нашел.. как разучивать такие произведения с 4 диезами..  ищу методику.. но видимо не нашел еще.. думаю из-за этого и придумали табулатуру))
для начала нужно сыграть произведение и решить какой стиль, манера, тембр.. а там еще диез на диезе..и все еще только дальше запутывается..
возможно рано учить такие произведения, возможно и теории не хватает..
может стоит выписать все ноты с диезоми на ладах.. например фа и так их легче будет  запомнить:
фа
1 = 1 = 8 =
2 = 6 =
3 = 10=
4 = 3 =
5 = 8 =
6 = 13 =
-  это вопрос.. додумался пока пост писал..что скажите?
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Garfunkel от 2012, 31 Мая, 18:43:35
Да что тут запоминать?

1 диез   - фа
2 диеза - фа + до
3 диеза - фа + до + соль
4 диеза - фа + до + соль + ре

если научиться хорошо сходу "читать" ноты с 2 диезами, то 3 и 4 диеза пойдут гораздо легче. Просто надо назубок знать расположение нот на грифе гитары и потом просто держать в голове , что ноты с диезами при ключе держать на лад выше. Можно применить такую схему разбора: 1) Видишь первый такт произведения который хочешь разучить (с 4 диезами, бемолями без разницы), прочти ноты, пойми какие из них соответствуют тем что обозначены при ключе, найди нужный лад , продумай постановку пальцев. Выучил? Двигайся дальше на 2-ой такт, повторяем действия с пункта 1. Я вот честно, не могу понять в чём сложность?
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Максим Чигинцев от 2012, 31 Мая, 19:16:53
Он просто не знает, что знаки при ключе появляются всегда в строгом порядке. фа-до-соль-ре-ля-ми-си для диезов. И наоборот для бемолей.

Поэтому если один диез, то всегда фа. Если два, то фа-до. Если три, то фа-до-соль.  Итд. Всё действительно очень просто.
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: serg.74 от 2012, 01 Июня, 00:17:58
Да что тут запоминать?

Эх, Расим, вот начну играть, тогда пойму и тебе расскажу. определить ноты не проблема, проблема сыграть.. .. ладно, раз уж, дело в теории разберусь..
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Garfunkel от 2012, 01 Июня, 00:23:58
Я без всякой задней мысли спросил. Просто мне самому интересно в чём может быть трудность. Ну разве что чуть подольше занимает первоначальный разбор тактов...
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Ремесленник от 2014, 09 Мая, 16:20:33
Вы увидели ноту под первой линейкой. Какая это нота? Кружок с линейкой очень похожа на букву P, поэтому это нота РЕ (см. рисунок)

Вы увидели ноту в СЕридине нотосца (на третьей линии). Какая это нота? Немного исказим слово. В СИредине нота СИ

Вы увидели ноту на первой нижней линейке. Какая нота? На схемах грифа на первой струне нота МИ, поэтому и на первой линейке тоже нота МИ

Ну и все знают, что ключ соль охватывает своим завитком вторую линейку, значит на второй линейке нота СОЛЬ
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Vimak от 2014, 19 Ноября, 16:39:06
Вот для новичков видео нужное нарыл. Запоминание нот первой октавы. К своему стыду путаюсь до сих пор в названиях нот. Либо решил что не зачем, либо не важным. Знаю где стоит на нотоносце, знаю где брать, а вот с названием ноты - не лады. Можно сказать просто ступор. Несколько раз начинал учить, вроде выучил, проходит время - не помню. Постоянной практики нет. Вот нарыл видео - может кому то поможет. Мне помогло - ассоциативный метод. Пока сидел пил чай, выучил первую октаву. Прошу не считать за рекламу данного ресурса. Хотя методика преподавания достойная. И сам метод обучения проходит в форме марафона, за 2 мес. (1 занятие за 3 дн.) человек учится с нуля играть на фортепиано. Т.е. нет времени посидеть подумать, себя пожалеть, найти кучу отмазок чтоб не заниматься. Ну и программка в которой проходит обучение интересная.

http://fortepiano.its-easy.biz/noty/realnyj-sposob-zapominaniya-not-za-15-minut.htm?source=smartresponder&campaign=15_minutes_note&content=letter_1&link=mail_lesson_promotion (http://fortepiano.its-easy.biz/noty/realnyj-sposob-zapominaniya-not-za-15-minut.htm?source=smartresponder&campaign=15_minutes_note&content=letter_1&link=mail_lesson_promotion)
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Vimak от 2014, 22 Ноября, 11:23:30
Видео для разучивания нот второй октавы. Тоже за 5 минут запомнил.
http://fortepiano.its-easy.biz/noty/realnyj-sposob-zapominaniya-not-za-15-minut-2.htm?source=smartresponder&campaign=15_minutes_note&content=letter_3&link=mail_lesson_promotion (http://fortepiano.its-easy.biz/noty/realnyj-sposob-zapominaniya-not-za-15-minut-2.htm?source=smartresponder&campaign=15_minutes_note&content=letter_3&link=mail_lesson_promotion)
Название: Re: Мнемонические правила запоминания нот
Отправлено: Vimak от 2014, 24 Ноября, 10:08:31
А вот урок по разучиванию уже последовательностей нот первой и второй октавы:
http://fortepiano.its-easy.biz/noty/osnovy-solfedzhio-realnyj-sposob-nauchitsya-chitat-noty-bystro-chast-3.htm?source=smartresponder&campaign=15_minutes_note&content=letter_5&link=mail_lesson_promotion (http://fortepiano.its-easy.biz/noty/osnovy-solfedzhio-realnyj-sposob-nauchitsya-chitat-noty-bystro-chast-3.htm?source=smartresponder&campaign=15_minutes_note&content=letter_5&link=mail_lesson_promotion)